Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения {или трансформации и распределения) мош,ностного потока между ведуплими мостами транспортного средства.
Цель изобретения - обеспечение широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД раздаточной коробки путем совмещения трансформатора крутяпдего момента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом.
На чертеже показана кинематическая схема раздаточной коробки.
В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, параллельно им - второй ведомый вал 6. Солнечная шестерня 7 установлена на валу 3 с возможностью свободного вращения и кинематически связана через сателлиты 8 с водилом 4 эпициклической шестерни 9, а также соединена жестко с шестерней 10, находящейся в постоянном зацеплении с щестерней 11, имеющей дополнительный внутренний зубчатый венец 12 и установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной в ее сторону ступице шестерни 13. Шестерня 13 установлена на валу 6 с возможностью свободного вращения, оснащена дополнительным внешним зубчатьш венцом 14 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 15, жестко соединенной с водилом 4. На ведущем валу 2 и ведомом валу 5 размещены переклю- чаюшие муфты 16 и 17 соответственно, причем муфта 17 вилками 18 и 19 и штоком 20 соединена с блокировочной муфтой 21, которая внешним зубчатым венцом устанавливается во внутреннем зубчатом венце промежуточного диска 22, жестко соединенного с корпусом 1. Нереключающая муфта 23 оснащена внешним и внутренним зубчатыми венцами и установлена с возможностью осевого перемещения на внешнем зубчатом венце подшипниковой опоры 24, жестко соединенной с корпусом 1.
Работа раздаточной коробки.
На чертеже показано исходное положение переключающих муфт 16, 17 и 23 и блокировочной муфты 21, что соответствует нейтральной передаче. Вращение от ведущего вала 2 через переключающую муфту 16 передается на вал 3 и водило 4. Сателлиты 8, встречая сопротивление эпициклической шестерни 9, кинематически связанной с ведущими колесами или с дополнительно включенным тормозным механизмом стояночной тормозной системы, обкатываются по ее (шестерни 9) зубьям и вращают солнечную шестерню 7 и вместе с ней шестерни 10 и 11 вхолостую. В этом случае возможен отбор потока мощности от шестерни 11 на -привод механизмов дополнительного обору0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
дования (не показаны) при неподвижном состоянии транспортного средства.
Прямая передача. Частичное перемещение переключающей муфты 16 вправо обеспечивает соединение ведущего вала 2 одновременно с валом 3 водила 4 и солнечной шестерней 7 - блокировка дифференциального механизма. Крутящий момент от ведущего вала 2 передается через переключающую муфту 16 одновременно на вал 3, водило 4 и солнечную шестерню 7 и далее через сателлиты 8, которые в этом случае не имеют возможности проворачиваться вокруг своих осей, на эпициклическую шестерню 9, переключающую муфту 17, первый ведомый вал 5 - прямая передача потока мощности к первому ведомому валу 5 (передача крутящего момента к ведущим колесам мостов только задней тележки).
Во время движения по скользкой дороге дополнительно переключающей муфтой 23 соединяется шестерня 11 со вторым ведомым валом 6. Крутяш,ий момент передается к первому ведомому валу 5, так как было описано выше, а к второму ведомому валу 6 - от солнечной шестерни 7 через жестко соединенную с ней шестерню 10, шестерню 11 и переключающую муфту 23 - прямая передача потока мощности к первому и второму ведомым валам, причем крутящий момент распределяется между ними пропорционально весу, приходящемуся на ведущие мосты, приводимые от этих валов.
Переключающие муфты 16 и 17 и блокировочная муфта 21 находятся в исходном положении. Шестерня 11 соединена переключающей муфтой 23 со вторым ведомым валом 6 - прямая передача с дифференциальным распределением потока мощности между обоими ведомыми валами. Вращение подводится от ведущего вала 2 через переключающую муфту 16 к валу 3, водилу 4 и передается через сателлиты 8 солнечной 7 и эпициклической 9 шестерням, далее от солнечной шестерни 7 через шестерни 10 и 11 и переключающую муфту 23 к второму ведомому валу 6, а от эпициклической шестерни 9 через переключающую муфту 17 - к первому ведомому валу 5. При этом крутящий момент распределяется между первым 5 и вторым 6 ведомыми валами в зависимости от внутреннего передаточного числа дифференциального механизма.
Повыщающая передача. Переключающие муфты 16 и 17 и блокировочная муфта 21 находятся в исходном положении. Частичным перемещением переключающей муфты 23 вправо обеспечивается блокировка солнечной шестерни 7 через шестерни 10 и 11 и подшипниковую опору 24 на корпус 1. Вращение от ведущего вала 2 подводится через переключающую муфту 16 на вал 3 и водило 4. Водило 4 воздействует на сателлиты 8, которые обкатываются по зубьям заторможенной солнечной шестерни 7, придают ускоренное вращение эпициклической шестерне 9 и далее через переключающую муфту 17 первому ведомому валу 5.
Понижающая передача. Переключающие муфты 16 и 23 занимают крайнее правое положение и обеспечивают жесткую связь ведущего вала 2 с солнечной шестерней 7 и второго ведомого вала 6 с щестер- ней 13 соответственно. Перемещением щто- ка 20 с вилками 18 и 19 вправо достигается жесткое соединение вала 3 со вторым ведомым валом 5 переключающей муфтой 17, а также блокировка эпициклической шестерни 9 через блокировочную муфту 21 и
10
Формула изобретения
Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и ведомые валы, трансформатор крутящего момента и несимметричный межосевой дифференциальный механизм, размещенный со- осно с ведущим и первым ведомым валами, оснащенный муфтой блокировки водила и солнечной щестерни, соединенной жестко с щестерней, зубья которой введены в постоянное зацепление с зубьями другой щестерни, установленной на втором ведомом валу с возможностью свободного вращения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения широкого внещнего кинематического диапазона и
промежуточный диск 22 на корпус 1. Вра- 15 высокого КПД раздаточной коробки путем щение от ведущего вала 2 подводится через переключающую муфту 16 к солнечной шестерне 7 и сателлитам 8, которые, обкатываясь по зубьям заторможенной эпициклической щестерни 9, придают замедленное вращение водилу 4 и далее через жестко соединенный с ним вал 3, переключающую муфту 17 первому ведомому валу 5. Такое же замедленное вращение от водила 4 передается через жестко прикрепленную к нему щестерню 15, шестерню 13 и переключаю- 25 рой - переключающей муфтой для жесткой
20
совмещения трансформатора крутящего мо- .мента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом, солнечная и эпициклическая щестерни и водило последнего установлены с возможностью свободного вращения одновременно относительно ведущего и первого ведомого валов, первый из них снабжен переключающей муфтой для жесткой связи его соответственно с валом водила и с солнечной шестерней, а втощую муфту 23 второму ведомому валу 6.
Для подвода потока мощности только к второму ведомому валу 6 достаточно переключающей муфтой 23 соединить его с шестерней 13, при этом переключающие 16 и 17 -5 и блокировочная 21 муфты должны находиться в исходном положении. В этом случае весь (основной) поток мощности от ведущего вала 2 проходит через переключающую муфту 16, вал 3, водило 4, шестерни 15 и 13, переключающую муфту 23 и под- водится к второму ведо.мому валу 6, а солнечная 7 и эпициклическая 9 щестерни вращаются вхолостую.
Конструкция раздаточной коробки позволяет осуществить передачу крутящего мо- 40 мента только на второй ведо.мый вал 6 и другим путем, т.е. от ведущего вала 2 через переключающую муфту 16, солнечную и.естерню 7, шестерни 10 и 11 и переключающую муфту 23.
связи его соответственно с валом водила и эпициклической щестерней, причем упомянутая переключающая муфта посредством двух вилок и штока переключения соединена с блокировочной муфтой, установленной внешним зубчатым венцом в промежуточном диске, выполненным с дополнительным внутренним зубчатым венцом и жестко закрепленном на задней стенке корпуса, имеющего на передней стенке жестко прикрепленную подщипниковую опору, причем последняя снабжена внещним зубчатым венцом, на котором размещена переключающая муфта, а на втором ведомом валу установлена с возможностью свободного вращения шестерня, имеющая удлиненную в одну сторону и заканчивающуюся дополнительным внешним зубчатым венцом ступицу, при этом на удлиненной части упомянутой ступицы установлена с возможностью свободного вращения щестерня, оснащенная дополнительным внутренним зубчатым венцом.
Формула изобретения
Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и ведомые валы, трансформатор крутящего момента и несимметричный межосевой дифференциальный механизм, размещенный со- осно с ведущим и первым ведомым валами, оснащенный муфтой блокировки водила и солнечной щестерни, соединенной жестко с щестерней, зубья которой введены в постоянное зацепление с зубьями другой щестерни, установленной на втором ведомом валу с возможностью свободного вращения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения широкого внещнего кинематического диапазона и
высокого КПД раздаточной коробки путем рой - переключающей муфтой для жесткой
совмещения трансформатора крутящего мо- .мента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом, солнечная и эпициклическая щестерни и водило последнего установлены с возможностью свободного вращения одновременно относительно ведущего и первого ведомого валов, первый из них снабжен переключающей муфтой для жесткой связи его соответственно с валом водила и с солнечной шестерней, а втосвязи его соответственно с валом водила и эпициклической щестерней, причем упомянутая переключающая муфта посредством двух вилок и штока переключения соединена с блокировочной муфтой, установленной внешним зубчатым венцом в промежуточном диске, выполненным с дополнительным внутренним зубчатым венцом и жестко закрепленном на задней стенке корпуса, имеющего на передней стенке жестко прикрепленную подщипниковую опору, причем последняя снабжена внещним зубчатым венцом, на котором размещена переключающая муфта, а на втором ведомом валу установлена с возможностью свободного вращения шестерня, имеющая удлиненную в одну сторону и заканчивающуюся дополнительным внешним зубчатым венцом ступицу, при этом на удлиненной части упомянутой ступицы установлена с возможностью свободного вращения щестерня, оснащенная дополнительным внутренним зубчатым венцом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Раздаточная коробка транспортного средства | 1986 |
|
SU1357262A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2092335C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1990 |
|
SU1724488A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1990 |
|
SU1763254A2 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1989 |
|
SU1620340A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1989 |
|
SU1659250A1 |
Синхронизированная зубчатая муфта | 1988 |
|
SU1643210A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2077995C1 |
Планетарная коробка передач | 2017 |
|
RU2646982C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами транспортного средства. Целью изобретения является обеспечение широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД путем совмеш,ения трансформатора крутяш,его момента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом. В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, параллельно им второй ведомый вал 6. Солнечная шестерня 7 установлена на валу 3 с возможностью свободного вращения и кинематически связана через to. сателлиты 8 с водилом 4, эпициклической щестерней 9, а также жестко соединена с шестерней 10, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 11, имеющей дополнительный внутренний зубчатый венец 12 и установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной в ее сторону ступице шестерни 13. Шестерня 13 установлена на валу 6 с возможностью свободного вращения, оснащена дополнительным внешним зубчатым венцом 14 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 15, жестко соединенной с водилом 4. На ведущем валу 2 и ведомом валу 5 размещены переключающие муфты 16 и 17, причем муфта 17 вилками 18 и 19 и штоком 20 соединена с блокировочной муфтой 21, которая внешним зубчатым венцом устанавливается во внутреннем зубчатом венце промежуточного диска 22, жестко соединенного с корпусом 1. Переключающая муфта 23 оснащена внешним и внутренним зубчатыми венцами и установлена с возможностью осевого перемещения на внещнем зубчатом венце подшипниковой опоры 24, жестко соединенной с корпусом 1. 1 ил. W гр « сл оо оо сд N со
Раздаточная коробка | 1983 |
|
SU1146220A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-09-07—Публикация
1986-03-17—Подача