Раздаточная коробка транспортного средства Советский патент 1987 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1335490A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения {или трансформации и распределения) мош,ностного потока между ведуплими мостами транспортного средства.

Цель изобретения - обеспечение широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД раздаточной коробки путем совмещения трансформатора крутяпдего момента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом.

На чертеже показана кинематическая схема раздаточной коробки.

В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, параллельно им - второй ведомый вал 6. Солнечная шестерня 7 установлена на валу 3 с возможностью свободного вращения и кинематически связана через сателлиты 8 с водилом 4 эпициклической шестерни 9, а также соединена жестко с шестерней 10, находящейся в постоянном зацеплении с щестерней 11, имеющей дополнительный внутренний зубчатый венец 12 и установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной в ее сторону ступице шестерни 13. Шестерня 13 установлена на валу 6 с возможностью свободного вращения, оснащена дополнительным внешним зубчатьш венцом 14 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 15, жестко соединенной с водилом 4. На ведущем валу 2 и ведомом валу 5 размещены переклю- чаюшие муфты 16 и 17 соответственно, причем муфта 17 вилками 18 и 19 и штоком 20 соединена с блокировочной муфтой 21, которая внешним зубчатым венцом устанавливается во внутреннем зубчатом венце промежуточного диска 22, жестко соединенного с корпусом 1. Нереключающая муфта 23 оснащена внешним и внутренним зубчатыми венцами и установлена с возможностью осевого перемещения на внешнем зубчатом венце подшипниковой опоры 24, жестко соединенной с корпусом 1.

Работа раздаточной коробки.

На чертеже показано исходное положение переключающих муфт 16, 17 и 23 и блокировочной муфты 21, что соответствует нейтральной передаче. Вращение от ведущего вала 2 через переключающую муфту 16 передается на вал 3 и водило 4. Сателлиты 8, встречая сопротивление эпициклической шестерни 9, кинематически связанной с ведущими колесами или с дополнительно включенным тормозным механизмом стояночной тормозной системы, обкатываются по ее (шестерни 9) зубьям и вращают солнечную шестерню 7 и вместе с ней шестерни 10 и 11 вхолостую. В этом случае возможен отбор потока мощности от шестерни 11 на -привод механизмов дополнительного обору0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

дования (не показаны) при неподвижном состоянии транспортного средства.

Прямая передача. Частичное перемещение переключающей муфты 16 вправо обеспечивает соединение ведущего вала 2 одновременно с валом 3 водила 4 и солнечной шестерней 7 - блокировка дифференциального механизма. Крутящий момент от ведущего вала 2 передается через переключающую муфту 16 одновременно на вал 3, водило 4 и солнечную шестерню 7 и далее через сателлиты 8, которые в этом случае не имеют возможности проворачиваться вокруг своих осей, на эпициклическую шестерню 9, переключающую муфту 17, первый ведомый вал 5 - прямая передача потока мощности к первому ведомому валу 5 (передача крутящего момента к ведущим колесам мостов только задней тележки).

Во время движения по скользкой дороге дополнительно переключающей муфтой 23 соединяется шестерня 11 со вторым ведомым валом 6. Крутяш,ий момент передается к первому ведомому валу 5, так как было описано выше, а к второму ведомому валу 6 - от солнечной шестерни 7 через жестко соединенную с ней шестерню 10, шестерню 11 и переключающую муфту 23 - прямая передача потока мощности к первому и второму ведомым валам, причем крутящий момент распределяется между ними пропорционально весу, приходящемуся на ведущие мосты, приводимые от этих валов.

Переключающие муфты 16 и 17 и блокировочная муфта 21 находятся в исходном положении. Шестерня 11 соединена переключающей муфтой 23 со вторым ведомым валом 6 - прямая передача с дифференциальным распределением потока мощности между обоими ведомыми валами. Вращение подводится от ведущего вала 2 через переключающую муфту 16 к валу 3, водилу 4 и передается через сателлиты 8 солнечной 7 и эпициклической 9 шестерням, далее от солнечной шестерни 7 через шестерни 10 и 11 и переключающую муфту 23 к второму ведомому валу 6, а от эпициклической шестерни 9 через переключающую муфту 17 - к первому ведомому валу 5. При этом крутящий момент распределяется между первым 5 и вторым 6 ведомыми валами в зависимости от внутреннего передаточного числа дифференциального механизма.

Повыщающая передача. Переключающие муфты 16 и 17 и блокировочная муфта 21 находятся в исходном положении. Частичным перемещением переключающей муфты 23 вправо обеспечивается блокировка солнечной шестерни 7 через шестерни 10 и 11 и подшипниковую опору 24 на корпус 1. Вращение от ведущего вала 2 подводится через переключающую муфту 16 на вал 3 и водило 4. Водило 4 воздействует на сателлиты 8, которые обкатываются по зубьям заторможенной солнечной шестерни 7, придают ускоренное вращение эпициклической шестерне 9 и далее через переключающую муфту 17 первому ведомому валу 5.

Понижающая передача. Переключающие муфты 16 и 23 занимают крайнее правое положение и обеспечивают жесткую связь ведущего вала 2 с солнечной шестерней 7 и второго ведомого вала 6 с щестер- ней 13 соответственно. Перемещением щто- ка 20 с вилками 18 и 19 вправо достигается жесткое соединение вала 3 со вторым ведомым валом 5 переключающей муфтой 17, а также блокировка эпициклической шестерни 9 через блокировочную муфту 21 и

10

Формула изобретения

Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и ведомые валы, трансформатор крутящего момента и несимметричный межосевой дифференциальный механизм, размещенный со- осно с ведущим и первым ведомым валами, оснащенный муфтой блокировки водила и солнечной щестерни, соединенной жестко с щестерней, зубья которой введены в постоянное зацепление с зубьями другой щестерни, установленной на втором ведомом валу с возможностью свободного вращения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения широкого внещнего кинематического диапазона и

промежуточный диск 22 на корпус 1. Вра- 15 высокого КПД раздаточной коробки путем щение от ведущего вала 2 подводится через переключающую муфту 16 к солнечной шестерне 7 и сателлитам 8, которые, обкатываясь по зубьям заторможенной эпициклической щестерни 9, придают замедленное вращение водилу 4 и далее через жестко соединенный с ним вал 3, переключающую муфту 17 первому ведомому валу 5. Такое же замедленное вращение от водила 4 передается через жестко прикрепленную к нему щестерню 15, шестерню 13 и переключаю- 25 рой - переключающей муфтой для жесткой

20

совмещения трансформатора крутящего мо- .мента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом, солнечная и эпициклическая щестерни и водило последнего установлены с возможностью свободного вращения одновременно относительно ведущего и первого ведомого валов, первый из них снабжен переключающей муфтой для жесткой связи его соответственно с валом водила и с солнечной шестерней, а втощую муфту 23 второму ведомому валу 6.

Для подвода потока мощности только к второму ведомому валу 6 достаточно переключающей муфтой 23 соединить его с шестерней 13, при этом переключающие 16 и 17 -5 и блокировочная 21 муфты должны находиться в исходном положении. В этом случае весь (основной) поток мощности от ведущего вала 2 проходит через переключающую муфту 16, вал 3, водило 4, шестерни 15 и 13, переключающую муфту 23 и под- водится к второму ведо.мому валу 6, а солнечная 7 и эпициклическая 9 щестерни вращаются вхолостую.

Конструкция раздаточной коробки позволяет осуществить передачу крутящего мо- 40 мента только на второй ведо.мый вал 6 и другим путем, т.е. от ведущего вала 2 через переключающую муфту 16, солнечную и.естерню 7, шестерни 10 и 11 и переключающую муфту 23.

связи его соответственно с валом водила и эпициклической щестерней, причем упомянутая переключающая муфта посредством двух вилок и штока переключения соединена с блокировочной муфтой, установленной внешним зубчатым венцом в промежуточном диске, выполненным с дополнительным внутренним зубчатым венцом и жестко закрепленном на задней стенке корпуса, имеющего на передней стенке жестко прикрепленную подщипниковую опору, причем последняя снабжена внещним зубчатым венцом, на котором размещена переключающая муфта, а на втором ведомом валу установлена с возможностью свободного вращения шестерня, имеющая удлиненную в одну сторону и заканчивающуюся дополнительным внешним зубчатым венцом ступицу, при этом на удлиненной части упомянутой ступицы установлена с возможностью свободного вращения щестерня, оснащенная дополнительным внутренним зубчатым венцом.

Формула изобретения

Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и ведомые валы, трансформатор крутящего момента и несимметричный межосевой дифференциальный механизм, размещенный со- осно с ведущим и первым ведомым валами, оснащенный муфтой блокировки водила и солнечной щестерни, соединенной жестко с щестерней, зубья которой введены в постоянное зацепление с зубьями другой щестерни, установленной на втором ведомом валу с возможностью свободного вращения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения широкого внещнего кинематического диапазона и

высокого КПД раздаточной коробки путем рой - переключающей муфтой для жесткой

совмещения трансформатора крутящего мо- .мента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом, солнечная и эпициклическая щестерни и водило последнего установлены с возможностью свободного вращения одновременно относительно ведущего и первого ведомого валов, первый из них снабжен переключающей муфтой для жесткой связи его соответственно с валом водила и с солнечной шестерней, а втосвязи его соответственно с валом водила и эпициклической щестерней, причем упомянутая переключающая муфта посредством двух вилок и штока переключения соединена с блокировочной муфтой, установленной внешним зубчатым венцом в промежуточном диске, выполненным с дополнительным внутренним зубчатым венцом и жестко закрепленном на задней стенке корпуса, имеющего на передней стенке жестко прикрепленную подщипниковую опору, причем последняя снабжена внещним зубчатым венцом, на котором размещена переключающая муфта, а на втором ведомом валу установлена с возможностью свободного вращения шестерня, имеющая удлиненную в одну сторону и заканчивающуюся дополнительным внешним зубчатым венцом ступицу, при этом на удлиненной части упомянутой ступицы установлена с возможностью свободного вращения щестерня, оснащенная дополнительным внутренним зубчатым венцом.

Похожие патенты SU1335490A1

название год авторы номер документа
Раздаточная коробка транспортного средства 1986
  • Семендяев Николай Николаевич
  • Безбабный Александр Анатольевич
SU1357262A1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Драгунов Г.Д.
  • Семендяев К.Н.
RU2171750C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Семендяев Константин Николаевич
RU2092335C1
Раздаточная коробка транспортного средства 1990
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Семендяев Николай Николаевич
SU1724488A1
Раздаточная коробка транспортного средства 1990
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Семендяев Николай Николаевич
SU1763254A2
Раздаточная коробка транспортного средства 1989
  • Семендяев Николай Николаевич
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Гирупниекс Артурс Артурович
SU1620340A1
Раздаточная коробка транспортного средства 1989
  • Семендяев Николай Николаевич
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Намазов Кули Гурбанали
SU1659250A1
Синхронизированная зубчатая муфта 1988
  • Семендяев Николай Николаевич
  • Тяпин Алексей Юрьевич
  • Семендяев Константин Николаевич
SU1643210A1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Канинский Геннадий Георгиевич
RU2077995C1
Планетарная коробка передач 2017
  • Зыбин Александр Тихонович
RU2646982C1

Реферат патента 1987 года Раздаточная коробка транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами транспортного средства. Целью изобретения является обеспечение широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД путем совмеш,ения трансформатора крутяш,его момента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом. В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, параллельно им второй ведомый вал 6. Солнечная шестерня 7 установлена на валу 3 с возможностью свободного вращения и кинематически связана через to. сателлиты 8 с водилом 4, эпициклической щестерней 9, а также жестко соединена с шестерней 10, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 11, имеющей дополнительный внутренний зубчатый венец 12 и установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной в ее сторону ступице шестерни 13. Шестерня 13 установлена на валу 6 с возможностью свободного вращения, оснащена дополнительным внешним зубчатым венцом 14 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 15, жестко соединенной с водилом 4. На ведущем валу 2 и ведомом валу 5 размещены переключающие муфты 16 и 17, причем муфта 17 вилками 18 и 19 и штоком 20 соединена с блокировочной муфтой 21, которая внешним зубчатым венцом устанавливается во внутреннем зубчатом венце промежуточного диска 22, жестко соединенного с корпусом 1. Переключающая муфта 23 оснащена внешним и внутренним зубчатыми венцами и установлена с возможностью осевого перемещения на внещнем зубчатом венце подшипниковой опоры 24, жестко соединенной с корпусом 1. 1 ил. W гр « сл оо оо сд N со

Формула изобретения SU 1 335 490 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1335490A1

Раздаточная коробка 1983
  • Терехов Александр Сергеевич
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Тропин Владимир Витальевич
  • Тропин Вячеслав Витальевич
SU1146220A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 335 490 A1

Авторы

Байдуков Александр Александрович

Семендяев Николай Николаевич

Даты

1987-09-07Публикация

1986-03-17Подача