Изобретение относится к подземному строительству, а именно к строительству многопролетных подземных сооружений открытым способом. Известны подземные сооружения, возводимые открытым способом, включающие основание (лоток), опоры и свод из эластичного материала, причем свод своими торцами прикреплен к входным и выходным порталам, а продольными кромками - к анкерным плитам, уложенным по обе стороны от основания (1 . Недостатком такого сооружения является повышенная деформативность свода, что может привести к нарушениям нормальных УСЛОВИЙ эксплуатации и вызвать осадки грунтовой поверхности. Наиболее близким к изобретению является подземное сооружение, многопролетное в поперечном сечении, включающее лоток, перекрытие, внутренние несущие конструкции в виде стен или колонн и наружные стены 2. Недостатком известного устройства является большая материалоемкость. Целью изобретения является снижение материалоемкости. Цель достигается тем, что в подземном сооружении, многопролетном в поперечном сечении, включающем лоток, перекрытие, внутренние несущие конструкции в виде стен или колонн и наружные стены, наружные стены выполнены в виде гибких криволинейных оболочек, обращенных выпуклой поверхностью внутрь сооружения. Кроме того, подземное сооружение снабжено напрягаемыми тягами, расположенными эквидистантно с внешней стороны сооружения за пределами наружных стен, причем концы тяг прикреплены к наружным продольным кромкам лотка и перекрытия. При этом подземное сооружение снабжено анкерными опорными элементами, расположенными в грунте за пределами наружных стен, а концевые участки лотка, примыкающие к наружным стенам, выполнены в виде криволинейных гибких оболочек, обращенных выпуклой поверхностью внутрь сооружения и присоединенных наружными кромками к анкерным опорным элементам. На фиг. 1 изображено подземное сооружение, поперечное сечение; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сооружение с концевыми участками лотка в виде гибких оболочек, поперечное сечение. Подземное сооружение, многопролетное в поперечном сечении, включает лоток 1, перекрытие 2, внутренние несущие конструкции 3 в виде стен или колонн и наружные стены, выполненные в виде криволинейных оболочек 4, обращенных выпуклой поверхностью внутрь сооружений. Подземное сооружение может быть снабжено тягами 5, расположенными эквидистантно с внещней стороны сооружения за пределами наружных стен 4, причем концы тяг прикреплены к наружным продольным кромкам лотка 1 и перекрытия 2. Подземное сооружение может быть снабжено также анкерными опорными элементами 6, расположенными в грунте 7 за пределами наружных стен 4, а концевые участки лотка 1, примыкающие к наружным стенам, выполнены в виде криволинейных гибких оболочек 8, обращенных выпуклой поверхностью внутрь сооружения и присоединенных наружными кромками к анкерным опорным элементам 6. Благодаря тому, что наружные стены 4 подземного сооружения выполнены в виде гибких оболочек с выпуклостью внутрь сооружения, в последних под действием бокового горизонтального давления грунта 7 возникают значительные растягивающие усилия, передающиеся на перекрытие 2 и лоток 1 и разгружающие среднюю часть их пролетов, в результате чего достигается снижение материалоемкости подземного сооружения. Причем величину разгружающих усилий, передаваемых наружными стенами 4, возможно регулировать соответствующим назначением стрелок их криволинейной поверхности. Эффективность разгрузки пролетов перекрытия и лотка может быть повышена напрягаемыми тягами 5, которые передают на перекрытие и лоток дополнительные разгружающие пролеты усилия. Кроме того, пролеты перекрытия и лотка разгружаются под действием вертикальной нагрузки от грунтовой засыпки на их консоли. Внедрение изобретения позволит снизить расход арматуры и цемента. Так, например, для транспортного тоннеля отверстием 2,0 + 14,0 + 2,0 м под грунтовой засыпкой толщиной 1,0-2,0 м и железнодорожной нагрузкой сверху достигается снижение расхода арматуры до 0,8-1,0 т и цемента 0,6- 0,8 т на каждый погонный метр сооружения по сравнению с известным устройством - железобетонным тоннелем в виде трехпролетной замкнутой рамы.
фаг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Водопропускное сооружение под дорожной насыпью | 1980 |
|
SU954537A1 |
Сооружение с мембранно-пневматическим покрытием | 2020 |
|
RU2757438C1 |
Мост | 1981 |
|
SU981496A1 |
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2251610C2 |
ВИСЯЧЕЕ ПЕРЕКРЫТИЕ И СПОСОБ ЕГО МОНТАЖА | 1996 |
|
RU2104375C1 |
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2250962C2 |
МОСТ | 2004 |
|
RU2261303C1 |
АВТОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1999 |
|
RU2152481C1 |
Подземное сооружение и способ его возведения | 1976 |
|
SU781266A1 |
Многопролетное здание и сооружение | 1979 |
|
SU842157A1 |
1. ПОДЗЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ, многопролетное в поперечном сечении, включающее лоток, перекрытие, внутренние несущие конструкции в виде стен или колонн и наружные стены, отличающееся тем, что, с целью снижения материалоемкости, наружные стены выполнены в виде гибких криV.- -.-..-//.v/.-.-.: t.x . L .. ,. ;..V --/. --/-V//-V.. .. .у,- .-. -. --,.V/:-Ч «: 4 V/C:v: i -: , /: /У7/ /У////////7//////7/. у////////////////. //AW/ sSSK волинейных оболочек, обращенных выпуклой поверхностью внутрь сооружения. 2.Сооружение по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено напрягаемыми тягами, расположенными эквидистантно с внешней стороны сооружения за пределами наружных стен, причем концы тяг прикреплены к наружным продольным кромкам лотка и перекрытия, 3.Сооружение по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено анкерными опорными элементами, расположенными в грунте за пределами наружных стен, а концевые участки лотка, примыкающие к наружным стенам, выполнены в виде криволинейных гибких оболочек, обращенных выпуклой поверхностью внутрь сооружения и присоединенных о е наружными кромками к анкерным опорным элементам. (Л 7 2 J-/ W ; -уI . l -jxk y///////////// /y/ 77. фиг. 1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Водопропускное сооружение под дорожной насыпью | 1980 |
|
SU903466A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Тоннели и метрополитены | |||
М., «Транспорт, 1975, с | |||
Способ модулирования для радиотелефонии | 1923 |
|
SU409A1 |
Авторы
Даты
1984-01-07—Публикация
1982-05-10—Подача