Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым ручным рулевым машинам.
Известна рулевая машина, содержащая неподвижные корпуса подшипников вала штурвала и ручной винтовой привод стопорного устройства, снабженный диском с упорной втулкой, выполненной с внутренней винтовой нарезкой, сопряженной с винтовой нарезкой одного из подвижных корпусов, и толкаемой фрикционной тормозной втулкой, снабженной гребнем в виде круглого фланца с прилегающими к нему антифрикционными прокладками 1.
Недостатком известной судовой рулевой машины является то, что в процессе эксплуатации стопорного устройства увеличиваются зазоры в подшипниках вала штурвала из-за их износа, в результате чего вал штурвала при стопорении машины устанавливается с некоторым перекосом по отношению к своей первоначальной (теоретической) оси, вследствие чего фрикцион работает только частью своих рабочих поверхностей и для обеспечения необходимого тормозного момента требуется увеличение давления на рабочие поверхности, а следовательно повышение необходимого для приведения в действие стопорного устройства мускульного усилия.
Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации стопорного устройства путем получения тормозного эффекта за счет сил трения.
Поставленная цель достигается тем, что у судовой рулевой машины, содержащей неподвижные корпуса подшипников вала штурвала и ручной винтовой привод стопорного устройства, снабженный диском с упорной втулкой, выполненной с внутренней винто вой нарезкой, сопряженной с винтовой нарезкой одного из неподвижных корпусов, и толкаемой фрикционной тормозной втулкой, снабженной гребнем в виде круглого фланца с прилегающими к нему антифрикционными прокладками, втулки подшипников вала штурвала выполнены с коническими отверстиями, с основаниями конусов, обращенными навстречу друг другу, причем толкаемая фрикционная тормозная втулка соединена с одним из неподвижных корпусов подшипников вала штурвала посредством шлицевого или шпоночного соединения со скользящими посадками.
На чертеже изображена судовая рулевая машина, боковой вид с частичными вырезами.
Судовая рулевая машина состоит из станины 1, к которой жестко закреплены корпуса подшипников 2 и 3 скольжения, имеющие втулки с коническими отверстиями 4 и 5. В подшипники уложен вал 6 штурвала 7 с коническими рабочими шейками 8 и 9 и закрепленным на нем канатным барабаном (тягпвым органом) 10.
С подшипником 3 посредством шлицевого или шпоночного соединения со скользяшими посадками 11 соединена фрикционная тормозная втулка 12, снабженная гребнем 13 5 в виде круглого фланца с прилегающими к нему антифрикционными прокладками 14 и 15 и жестко соединенная с втулкой 5. Наружная поверхность неподвижного корпуса подшипника 3 имеет резьбу 16, выполняюшую роль самотормозящего винта привода
О стопо рения машины.
В качестве привода стопорения применен ручной привод, состоящий из рукоятки 17, диска 18, упорной втулки 19, выполненной с внутренней винтовой нарезкой, сопряженной с винтовой нарезкой 16 неподвижного корпуса подшипника 3, причем втулка 19 скреплена с диском 18 при помощи болтовых соединений 20.
При перекладке штурвала 7 рулевой машины усилием рук судоводителя в нуж0 ном направлении вместе со штурвалом вращается вал 6 и барабан 10.
Вращающийся барабан приводит в движение навитый на него канат штуртросной проводки (не показан), связанный в свою очередь с рулевым органом. Рулевой орган
5 перекладывается в направлении, соответствующем направлению вращения штурвала. Для стопорения рулевой машины к рукоятке 17 в направлении по часовой стрелке прикладывается усилие, которое через диск 18 передается упорной втулке 19. Упорная
0 втулка, поворачиваясь, навертывается на резьбу 16 неподвижного корпуса подшипника 3 и продвигается вдоль резьбы по направлению от штурвала 7. Вместе с упорной втулкой подвигается в продольном направлении и скрепленный с ней диск 18, который в свою очередь толкает, упираясь в гребень 13, в том же направлении фрикционную тормозную втулку 12, одновременно поворачиваясь вместе с упорной втулкой 19 вокруг нее. Толкаемая фрикционная
0 тормозная втулка 12 вместе с втулкой 5 продвигается внутри неподвижного корпуса подшипника 3 по шлицам шлицевого соединения 11 до тех пор, пока не будут выбраны рабочие зазоры между коническими шейками 9 и 8 вала 6 и втулками 5 и 4, т.е. пока
5 рабочие конические поверхности шеек вала и втулок подшипников не войдут во взаимный плотный контакт, при котором возникают силы трения, удерживаюшие вал 6 от проворачивания.
Застопоренная машина обеспечивает так° же и защиту как самой себя, так и рулевого привода (и всего рулевого устройства) от опасных для их прочности перегрузок, связанных с возможным возникновением обратного момента на баллере рулевого органа. При повыщении нагрузок на рулевой орган выше допустимых (сильный удар волны, напор льда, наваливание судна рулевым органом на берег или иное неподвижное препятствие и т.д.) силы трения между
коническими поверхностями будут преодолены, произойдет проворачивание вала 6 во втулках 4 и 5, позволяющее рулевому органу отклониться от установленного положения, чем и будет предотвращена поломка.
При растормаживании машины усилие к рукоятке 17 прикладывается в направлении против часовой стрелки. Все детали машины перемещаются в противоположно описанному направлении. В подшипниках восстанавливаются нормальные эксплуатационные зазоры и вал 6 вновь получает возможность вращаться.
Применение предлагаемой судовой рулевой машины способствует сокращению эксплуатационных расходов за счет снижения потребности в ремонтах, вследствие увеличения срока службы трущихся деталей и улучшению условий труда судоводителя за счет снижения, величины мускульных усилий, необходимой для стопорения и растормаживания машины, в результате увеличения числа последовательно расположенных пар рабочих поверхностей деталей, выполняющих функции фрикционов тормоза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стопорное устройство рулевой машины | 1977 |
|
SU887360A1 |
Судовая установка малого хода | 1988 |
|
SU1541115A1 |
Стопорное устройство ручного рулевого привода судна | 1958 |
|
SU123420A1 |
ДВУХСКОРОСТНОЕ ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2433326C1 |
Металлорежущий станок | 1982 |
|
SU1115861A1 |
Металлорежущий станок | 1983 |
|
SU1214337A1 |
Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства | 1987 |
|
SU1472329A1 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА | 1996 |
|
RU2093453C1 |
Ступица колеса со встроенным тормозным устройством и редуктором | 1983 |
|
SU1321367A3 |
ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА | 1996 |
|
RU2096309C1 |
СУДОВАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержащая неподвижные корпуса подшипников вала штурвала и ручной винтовой привод стопорного, устройства, снабженный диском с упорной втулкой, выполненной с внутренней винтовой нарезкой, сопряженной с винтовой нарезкой одного из неподвижных корпусов, и толкаемой фрикционной тормозной втулкой, снабженной гребнем в виде круглого фланца с прилегающими к нему антифрикционными прокладками, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации стопорного устройства путем получения тормозного эффекта за счет сил трения, втулки подшипников вала штурвала выполнены с коническими отверстиями, с основаниями конусов, обращенными навстречу друг другу, причем толкаемая фрикционная тормозная втулка соединена с одним из неподвижих корпусов подшипников вала штурвала посредством шлицевого или шпоночного соединения со скользяшими посадками. -а- г 9 1 4 Од Од
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Стопорное устройство рулевой машины | 1977 |
|
SU887360A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-02-23—Публикация
1983-01-07—Подача