Судовая установка малого хода Советский патент 1990 года по МПК B63H23/18 B63H23/30 

Описание патента на изобретение SU1541115A1

Изобретение относится к судострое нию, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт.

Целью изобретения является упрощение конструкции установки и повы- шение ее надежности.

На фиг о 1 изображена схема судово установки; на фиг. 2 - установка, продольный разрез; на фиг. 3 - узел червячного колеса, разрез,

Судовая установка 1 малого хода, входящая а состав силовой установки судна с гребным двигателем 2, разобщительной муфтой 3, гребным валом Ц, гребным винтом 5, содержит вспомо гатепьный двигатель 6, закрепленный на корпусе 7

, В корпусе 7 на подшипниках 8 и 9 установлен червяк 10, на валу которого в верхней части на винтовых шлицах 11 установлена зубчатая втулка 12, На конце вала червяка имеется упорная гайка 13, а между этой гайко и зубчатой втулкой 12 расположены пружина k и подшипник 15. Зубчатая втулка 12 упирается в тормозной диск 16, неподвижно закрепленный на корпусе 7. На выходном валу двигателя 6 установлена зубчатая втулка 17, а зубчатая муфта 18 снабжена двумя вну ренними зубчатыми венцами, которые находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми венцами втулок 12 и 17.

Червяк 10 взаимодействует с. червячным колесом 19, установленным на подшипнике 20 скольжения на полой втулке 21, внутри которой проходит гребной вал k, Полая втулка соединена с гребным валом посредством флан

0

5

Q

5

ца 22, фланцевой втулки 23, упругого элемента 2k и зубчатой втулки 25, взаимодействующей с зубчатым венцом, который имеется на кормовом конце полой втулки. Последняя установлена на подшипниках 26 и 27, закрепленных крышками 28 и 29 на корпусе 7, и уплотнена манжетами 30 и 31.

В носовой иасти полой втулки 21 имеется кольцевой выступ 32, в который своим торцом упирается червячное колесо 19 В кормовой части втулки 21 имеется винтовая нарезка 33, на которой свободно установлен прижимной диск 3

Между червячным колесом 19 и прижимным диском расположены фрикцион 35, свободно насаженный на штифты 36 и постоянно взаимодействующий с червячным колесом, и промежуточный диск 37, соединенный с прижимным диском 3k шлицами 38 и подпружиненными болтами 39 с пружинами kO,

Между подшипником 26 и шлицевой частью 33 на втулке 21 установлено ограничительное кольцо kl.

Установка малого хода работает следующим образом.

Для обеспечения малых ходов судна включается вспомогательный двигатель 6, крутящий момент от вала двигателя через зубчатую втулку 17, муфту 18 и зубчатую втулку 12 передается червяку 10. При этом зубчатая втулка 12 поворачивается на винтовых шлицах 11, сжимает пружину И и упирается в гайку 13, выходя из соприкосновения с тормозным диском 16.

Червяк 10 передает крутящий момент червячному колесу 19, от кото5 -1

рого приводится во вращение фрикцион

35 при помощи штифтов 36. За счет сил трения, возникающих между прижим ным диском 3, промежуточным диском 37 и фрикционом 35, прижимной диск 3 поворачивается и перемещается по винтовым шлицам 33, прижимая червячное колесо 19 к кольцевому выступу 32 полой втулки 21. Возникающие при сжатии силы трения еще более стараются повернуть прижимной диск 3, тем самым прижимая его к кольцевому выступу 32. Этим обеспечивается передача крутящего момента от червячного колеса 19 к полой втулке 21, а затем через зубчатую втулку 25, упругий элемент 2k и втулку 23 - на фланец 22 и гребной вал А.

При выключении вспомогательного двигателя 6 передача крутящего момента от него прекращается. Пружина 1А перемещает зубчатую втулку 12 и прижимает ее к тормозному диску 16, происходит торможение вала двигателя 6, червяка 10 и всей установки.

При работе установки разобщительная муфта 3 выключена, главный двигатель может быть остановлен или работать на холостом ходу.

При включении разобщительной муфты 3 и вращении гребного вала k с гребным винтом 5 от главного двигателя 2 происходит автоматическое отключение установки 1 малого хода, i

Отключение установки происходит следующим образом. Как только полая втулка 21, соединенная с гребным валом, начнет вращаться быстрее, чем червячное колесо 19, прижимной диск повернется на винтовой нарезке 33, переместится влево и отведет промежуточный диск 37 от соприкосновения с черёячным колесом 19. При этом при- жимной диск 3 упрется в ограничительное кольцо k, а червячное колесо 19 получит возможность свободно вращаться на полой втулке 21 .

При выключенном вспомогательном двигателе 6 и вращающемся гребном вале Ц червячное колесо 19 удержива156

ется от раскручивания заторможенным червяком 10.

.Формула изобретения 1. Судовая установка малого хода, содержащая вспомогательный двигатель и механическую трансмиссию для передачи вращения от этого двигателя на гребной вал, причем механическая трансмиссия включает в себя охватывающую гребной вал полую втулку с кольцевым выступом, на которой посредством подшипника установлено ведомое червячное колесо с возможность взаимодействия с червяком, на валу которого установлена зубчатая муфта для соединения его с двигателем, отличающаяся тем, что, .с целью упрощения конструкции установки и повышения ее надежности, она снабжена прижимным диском со шлицами и винтовой нарезкой и промежуточным диском и фрикционом, причем упомянутая полая втулка на противоположно от кольцевого выступа конце выполнена с винтовой нарезкой, взаимодействующей с винтовой нарезкой прижимного диска, при этом фрикцион и промежуточный диск установлены между прижимным диском и ведомым червячным колесом, а промежуточный диск выполнен с возможностью взаимодействия со шлицами прижимного диска,

2,Установка по п. отличающаяся тем, что она снабжена тормозным диском, закрепленным на корпусе и охватывающим вал червяка, и двумя зубчатыми втулками, одна из которых установлена на винтовых шлицах на валу червяка с возможностью упругого взаимодействия с тормозным диском, а другая - на выходном валу вспомогательного двигателя, причем зубчатая муфта выполнена с двумя внутренними зубчатыми венцами и установлена с возможностью взаимодействия

с зубьями вышеупомянутых втулок.

3.Установка по п. отличающаяся тем, что она снабжена упругим элементом, установленным между полой втулкой и фланцем гребного вала.

Похожие патенты SU1541115A1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ 2004
  • Голубев Юрий Анатольевич
RU2282072C2
Крутильно-мотальный механизм 1972
  • Гиляревский Сергей Вячеславович
  • Гиляревский Владимир Сергеевич
SU534532A1
Швартовая лебедка 1985
  • Валдаев Максим Михайлович
  • Рубцов Альберт Иванович
  • Крысов Алексей Николаевич
  • Чуфенев Владимир Петрович
SU1392020A1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЕТРЯНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Гаршин Олег Николаевич
RU2462614C2
ТОРМОЗНОЙ РЫЧАГ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ К ШЛИЦЕВОМУ ВАЛУ С S-ОБРАЗНЫМ РАЗЖИМНЫМ КУЛАЧКОМ АВТОМОБИЛЬНОГО БАРАБАННОГО ТОРМОЗА 1993
  • Оке Неландер[Se]
RU2095657C1
ОГРАНИЧИТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИВОДА КЛАПАНА 2011
  • Адам Стюарт Стивен
  • Свит Кевин Ричард
RU2573123C1
МЕХАНИЧЕСКИЙ СТАРТЕР 1991
  • Климов Василий Васильевич
RU2009365C1
Судовая движительно-рулевая система 1987
  • Мезенцев Олег Евгеньевич
  • Баублис Пранцишкус Адольфович
  • Страздас Юозас-Донатас Антанович
  • Соколов Владислав Сергеевич
  • Циперуха Юрий Шиманович
SU1728082A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ГРЕЙФЕР 1999
  • Головань В.Э.
RU2165386C2
БЛОК БЕЗОПАСНОСТИ ПОДЪЁМНИКА 2012
  • Пачов Явор
  • Алиси Юнус
  • Касед Рицки
RU2598113C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 541 115 A1

Реферат патента 1990 года Судовая установка малого хода

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт. Цель изобретения - упрощение конструкции установки и повышение ее надежности. Для обеспечения малых ходов включается вспомогательный двигатель, вращениие от которого через зубчатые втулки и муфту передается червяку 10, а от него - червячному колесу 19. При этом за счет сил трения, возникающих между прижимным диском 34, промежуточным диском 37 и фрикционом 35, прижимной диск 34 поворачивается и прижимает червячное колесо 19 к кольцевому выступу 32 полой втулки 21. Возникающие при сжатии силы трения обеспечивают передачу крутящего момента от червячного колеса 19 к полой втулке 21, затем через зубчатую втулку 25, упругий элемент 24 и втулку 23 - на фланец 22 и гребной вал 4. При включении разобщительной муфты и вращении гребного вала 4 с гребным винтом происходит автоматическое отключение установки малого хода от главного двигателя. Для гашения вибраций и динамических ударов во время включения установки и улучшения работы трансмиссии между втулкой 25 и фланцем 23 гребного винта расположен упругий элемент 24 типа резиновой шины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 541 115 A1

и

т фиг. 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1541115A1

Судовая установка малого хода 1982
  • Мезенцев Олег Евгеньевич
  • Чернышов Александр Михайлович
  • Козырев Георгий Моисеевич
  • Дунаев Юрий Николаевич
SU1207900A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
( СУДОВАЯ УСТАНОВКА МАЛОГО ХОДА

SU 1 541 115 A1

Авторы

Мезенцев Олег Евгеньевич

Чернышов Александр Михайлович

Даты

1990-02-07Публикация

1988-01-04Подача