1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к стопорным устройствам регулируемой по углу наклона и осевому перемещению рулевой колонки.
Цель изобретения - повыщение надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки, расщирение функциональных возможностей устройства и повышение удобства в его использовании.
На фиг. 1 схематично изображена регулируемая рулевая колонка транспортного средства со стопорным устройством (где угол ф и длина L - величины, определяющие номинальное рабочее положение рулевой колонки с рулевым колесом, а +Аф и ±AL - допускаемые отклонения рулевой колонки по углу наклона и осевому перемещению при ее регулировке); на фиг. 2 - разрез А-А на.фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - опорная цапфа, разрезанная по образующей ее наружной поверхности, вид в аксонометрии; на фиг. 5 - то же, с равномерно расположенными по окружности осевыми надрезами, вид в аксонометрии; на фиг. б - разрез А-А на фиг. 1 (с дополнительной самозатягивающейся стопорной гайкой).
Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства (фиг. 1, 2, 3 и б) содержит зажимную опору 1, которая разрезана вдоль продольной оси по центральной, проушине 2 с образованием двух упругосжимаемых клемм 3 и 4. Своей обоймообразной ступицей 5 зажимная опора 1 плотно охватывает трубчатый корпус б рулевой колонки, однозначно ориентированной по окружности и с возможностью осевого перемещения в ней.
Данная взаимосвязь зажимной опоры. 1 с трубчатым корпусом 6 рулевой колонки
обеспечена тем, что на корпусе обоймообразной ступицы 5 зажимной опоры 1 имеется симметрично расположенный в направлени фронтальной плоскости прямоугольный замк- 5 нутый вырез 7, который образует ее верхний 8 и нижний 9 полупояса, а на трубчатом корпусе б рулевой колонки внутри прямоугольного замкнутого выреза 7 приварены ушкообразные кронштейны 10 и 11 для жестQ кого закрепления коробчатообразного кронштейна 12 замка 13 зажигания с противоугонным устройством, при этом продольные стороны 14 и 15 прямоугольного замкнутого выреза 7 являются направляющими тыльных сторон ущкообразных кронштейнов 10 и 11,
а верхний 8 и нижний 9 полупояса зажимной опоры 1 - ограничительными осевыми упо- рами коробчатообразного кронштейна 12 замка 13 зажигания с противоугонным устройством.
В трубчатом корпусе б рулевой колонки
0 неподвижно зафиксирован по оси рулевой вал 16, верхний конец которого жестко св.я- зан с рулевым колесом 17, а нижний - шар- нирно соединен при помощи телескопически складывающегося карданного вала 18 с ру5 левым механизмом 19.
Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки содержит также вильчатый суппорт 20, который жестко закреплен на кронштейне 21 крепления рулевой колонки к передней панели 22 кузова и имеет при
0 регулировке рабочего положения рулевой колонки возможность шарнирного соединения с центральной проушиной 2 зажимной опоры 1 посредством опорных цапф 23 и 24, являющихся осью поворота рулевой колонки.
5 Опорные цапфы 23 и 24 выполнены в виде резьбозатягиваемых зажимных цанг и по
геометрической форме представляют собой цилиндроконические втулки, которые установлены своей цилиндрической частью в отверстиях щек 25 и 26 раздвоенной проушины 27 вильчатого суппорта 20, а конической частью сопряжены с соответствующими отверстиями, выполненными в клеммах 3 и 4 зажимной опоры 1.
Для удержания от поворота опорных цапф 23 и 24 в отверстиях щек 25 и 26 раздвоенной проущины 27 вильчатого суппор- та 20 служат стопорные пластины 28 и 29, имеющие щестигранные фиксирующие отверстия под аналогичные выступы 30 и 31 опорных цапф 23 и 24 и закрепленные жестко на боковых сторонах корпуса вильчатого суппорта 20, при этом жесткое закрепление стопорных пластин 28 и 29 опорных цапф 23 и 24 на корпусе вильчатого суппорта 20 выполнено в одной точке при помощи болтовых соединений 32 и 33, снабженных разгрузочными от повыщенных контактных напряже- НИИ промежуточными втулками 34 и ,35, приваренными со стороны упорного буртика к наружной поверхности стопорных пластин 28 и 29.
Помимо этого стопорное устройство регулируемой рулевой колонки содержит винтовое соединение, расположенное на общей оси опорных цапф 23 и 24 и снабженное ходовым винтом 36 ступенчатой формы, который имеет в средней части по обе стороны от оси рулевой колонки резьбовые участки 37 и 39. Последние выполнены с противоположно направленными по отнощению друг к другу нарезками резьб, левой - с левой стороны правой - с правой стороны для непосредственного резьбового соединения с опорньши цапфами 23 и 24.
Кроме того, ходовой винт 36 винтового соединения на одном из своих концов содержит щлицевой участок 39 для жесткого с о- единения с зажимной рукояткой 40, которая может быть установлена в удобном для водителя угловом положении.
Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки работает следующим образом
При повороте зажимной рукоятки 40 из горизонтального положения (обозначено щтрихпунктирной линией на фиг. 1) в ее вертикальное нижнее вращательное движение ходового винта 36 винтового соединения стопорного устройства преобразуется в поступательное движение одновременно притягиваемых друг к другу опорных цапф 23 и 24, которые, плотно входя своей конической частью в конические отверстия упругосжи- м-аемых клемм 3 и 4 зажимной опоры 1 и находясь при этом в жесткой связи с корпусом вильчатого суппорта 20 при помощи стопорных пластин 28 и 29, блокируют за- жимную опору 1 в щеках 25 и 26 раздвоенной проущины 27 вильчатого суппорта 20 по углу наклона, так и установленный в зажимной
5
5 0
о 5
о 5
0
5
опоре 1 трубчатый корпус 6 рулевой колонки по осевому перемещению.
Для обеспечения дополнительной эффективности стопорения рабочего положения рулевой колонки служит вариант выполнения опорных цапф 23 и 24 в виде зажимных цанг с равномерно расположенными по окружности осевыми надрезами (фиг. 5), выходящими на цилиндрическую часть их ци- линдроконической поверхности с образованием упругосжимаемых клиновидных лепестков, причем оптимальное количество последних, исходя из взаимоприемлемого компромисса между конструкцией и технологичностью опорных цапф 23 и 24 - четыре.
Для обеспечения надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки ходовой винт 36 винтового соединения (фиг. 6) может иметь на другом из своих концов дополнительный резьбовой участок 41 с противоположно направленной по отношению к смежному ему резьбовому участку 38 нарезкой резьбы для установки стопорной гайки 42 со звездообразной рукояткой 43, которая своей упорной частью способна самозатягиваться на торцовой поверхности фиксирующего в ыступа 31 опорной цапфы 24.
Формула изобретения
1. Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства, содержащее зажимную опору, представляющую собой две упругосжимаемые клеммы и охватывающую своей обоймообразной ступицей с возможностью осевого перемещения в ней трубчатый корпус рулевой колонки с неподвижно зафиксированным по оси рулевым валом, жестко связанным верхним концом с рулевым колесом, а нижним шарнирно соединенным при помощи телескопически складывающегося карданного вала с рулевым механизмом, вильчатый суппорт, жестко закрепленный на кронштейне крепления рулевой колонки к передней панели кузова и имеющий при регулировке рабочего положения рулевой колонки возможность щарнирного соединения с центральной проущиной зажимной опоры посредством опорных цапф, являющихся осью поворота рулевой колонки и выполненных в виде ци- линдроконических втулок, установленных своей цилиндрической частью в отверстиях щек раздвоенной проущины вильчатого суппорта и удерживаемых от поворота при помощи стопорных пластин, имеющих фиксирующие отверстия под аналогичные выступы опорных цапф и закрепленных жестко на боковых сторонах корпуса вильчат ого суппорта, а конической частью плотно сопряженных с соответствующими отверстиями, выполненными в клеммах зажимной опоры, и винтовое соединение, расположенное на общей оси опорных цапф, обеспечивающих при затяжке винтового соединения одновременную блокировку зажимной опоры и трубчатого корпуса рулевой колонки соответственно по углу наклона в вильчатом суппорте и осевому перемеш,ению в ступице зажимной опоры, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки, расширения функциональных возможностей устройства и повышения удобства в его использовании, винтовое соединение снабжено ходовым винтом ступенчатой формы, имеющим в средней части по обе стороны от оси рулевой колонки резьбовые участки с противоположно направленными по отношению друг к другу нарезками резьб, а опорные цапфы представляют собой зажимные цанги, имеюшие соответствующие резьбовые отверстия для непосредственного сопряжения с резьбовыми участками ходового винта, причем на одном из своих концов ходовой винт содержит шлицевой участок для жесткого соединения с зажимной рукояткой, на корпусе ступицы зажимной опоры выполнен прямоугольный замкнутый вырез, образующий ее верхний и нижний полупояса, для размещения в нем при регулировке рабочего положения рулевой колонки коробчатообразного кронштейна замка зажигания с противоугонным устройством, закрепленного жестко на ушкооб- разных кронштейнах трубчатого корпуса рулевой колонки, при этом продольные стороны прямоугольного замкнутого выреза являются направляющими тыльных сторон ушкообразных кронштейнов, для ориентации трубчатого корпуса рулевой колонки в ступице зажимной опоры.
0
0
5
0
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что зажимные цанги выполнены разрезными по всей длине образующей их наружной поверхности.
3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что зажимные цанги выполнены с равномерно расположенными по окружности осевыми надрезами, выходящими на цилиндрическую часть их цилиндроконической поверхности с образованием упругосжимаемых клиновидных лепестков, количество которых не менее четырех.
4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что фиксирующие выступы опорных цапф, соответствующие аналогичным отверстиям в стопорных пластинах, имеют форму шестигранника.
5.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что жесткое закрепление стопорных пластин опорных цапф на корпусе вильчатого суппорта выполнено в одной точке при помощи болтовых соединений, снабженных промежуточными втулками, заодно связанными со стопорными пластинами.
6.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что ходовой винт винтового соединения на другом из своих концов имеет дополнительный резьбовой участок с противоположно направленной по отнощению к смежному ему резьбовому участку нарезкой резьбы для установки стопорной гайки с рукояткой, самозатягивающейся своей упорной частью на торцовой поверхности фикс ирующего выступа опорной цапфы.
Фи8.1
17
1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Передняя управляемая ось транспортного средства | 1989 |
|
SU1675149A1 |
Движительно-рулевой комплекс | 1979 |
|
SU839851A1 |
УСТРОЙСТВО ГОРИЗОНТИРОВАНИЯ | 2023 |
|
RU2806130C1 |
БЕСХОМУТНОЕ ЗАЖИМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2011 |
|
RU2530864C1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
Способ затылования метчиков | 1983 |
|
SU1333542A1 |
Стенд для испытания износостойкости деталей поворотных устройств управляемых колес автомобиля | 1958 |
|
SU116535A1 |
Шарнирный механизм закрепления и юстировки антенны | 1980 |
|
SU1841233A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ БРЕВЕН | 1991 |
|
RU2038952C1 |
Гидроподъемник с автоматическим стопорением штока | 1985 |
|
SU1276617A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к стопорным устройствам регулируемой по углу наклона и осевому перемещению рулевой колонки. Цель изобретения - повышение надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки, расширение функциональных возможностей устройства и улучшение удобства его использования. Стопорное устройство содержит ходовой винт 36 винтового соединения, установленный на оси поворота рулевой колонки (РК) и имеющий противоположно направленные по отношению друг к другу резьбовые участки 37 и 38, непосредственно взаимосвязанные с опорными цапфами 23 и 24 в виде резьбозатягиваемых зажимных цанг, которые, будучи зафиксированны от поворота при помощи стопорных пластин 28 и 29, жестко закрепленных на корпусе вильчатого суппорта (ВС) 20, расположены цилиндрической частью в отверстиях щек 25 и 26 раздвоенной проушины 27 ВС 20. При затяжке винтового соединения опорные цапфы 23 и 24 конической частью плотно входят в соответствующие отверстия, выполненные в упругосжимаемых клеммах 3 и 4 зажимной опоры 1, охватывающей обоймообразной ступицей 5 трубчатый корпус 6 РК, и одновременно с клиновым эффектом обжимают резьбовые участки 37 и 38 ходового винта 36 винтового соединения. Тем самым обеспечиваются повышенная надежность стопорения рабочего положения РК по углу наклона в раздвоенной проушине 27 ВС 20 и по осевому перемещению трубчатого корпуса 6 РК в обоймообразной ступице 5, причем окружная ориентация трубчатого корпуса 6 РК осуществлена за счет выполненного на корпусе обоймообразной ступицы 5 прямоугольного замкнутого выреза 7 и размещенных в нем кронштейнов 10, 11 и 12 крепления замка зажигания 13 с противоугонным устройством, обусловливающих расширение функциональных возможностей стопорного уа. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Фиг.З
Фиг. 5
Фиг.
А-Д
0
ВОЗВРАЩАЕМЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ТРЕХОПОРНЫМ ШАССИ | 2008 |
|
RU2408500C2 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1989-04-15—Публикация
1987-11-30—Подача