Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конст рукции и технологии изготовления турбогенераторов, а именно к крепле нию сердечника статора турбогенератора в корпусе,. Известен статор крупного турбоге нератора, содержащий сердечник, зак репленный в корпусе с помощью ребер в которых с целью предотвращения пе редачи вибраций сердечника на корпус выполнены сквозные продольные прорези. Роль упругого элемента игр ет часть ребра от конца прорези до места крепления ребра к поперечным стенкам корпуса . Недостаток дан«ой конструкции ослабление посадки листов сердечник на ребра в процессе эксплуатации, что может привести к значительным автономным колебаниям высвобожденны ребер, повышению шума, а также поло ке самих ребер. Как показывает прак тика, автономные, колебания ребер происходят обычно в верхней части статора, поскольку нижние ребра ока зываются более нагруженными собственным весом сердечника. Наиболее близок к предлагаемому статор электрической машины, содержащей корпус, шихтованный сердечник и стяжные ребра, в которых выполнен сквозные продольные прорези и резьб вые отверстия. Резьбовые отверстия используются для установки технологических стяжных болтов, которые осуществляют упругую деформацию ребер в радиальном направлении за сче прижатия пружинящих элементов ребра и их основной части. Предварительное сжатие ребер осуществляют Д приварки их к корпусу статора, а после опрессовки сердечника и уста.новки нажимных плит стяжные болты удаляют. Ребра, стремясь разжать прорези, прижимаются основной часть ко дну пазов сегментов сердечника и создают напряженную посадку ребер в сердечнике . В процессе сборки, когда статор расположен вертикально, создается . равномерное по окружности поджатие ребер к сердечнику, в то время как условия работы верхних и нижних ребер неодинаковы. Вес сердечника в рабочем, горизонтальном, положении статора дополнительно поджимает упругие ребра к сердечнику, что вызывает в них добавочные напряжения и может привести к возникновению пластических деформаций, а в предельйо случае к полному закрытию прорези, потери этими ребрами работоспоспособности и созданию дополнительного источника шума. Недостатком является также ТРУДНОСТЬ создания для мсяцных ту богенераторов такого варительного поджатия упругих-ребер, которое безусловно исключило бы освобождение верхних ребер в процессе эксплуатации: большее псджатие при существующей длине прорезей вызывает значительные.напряжения В упругих элементах, а увеличение данных прорезей приводит к недопустимому опусканию сердечника на упругих элементах относительно корпуса под действием собственного веса. Опускание сердечника на величину более 2 мм затрудняет сборку турбогенератора из-за расдентровки сердечника и корпуса. Это снижает надежность статора. Цель изобретения - повышение на- . дежности путем равномерного поджатия к сердечнику в процессе эксплуатации всех ребер и обеспечения плотной посадки листов сердечника на верхние ребра. Указанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем корпус, шихтованный сердечник и стяжные ребра, в которых выполнены сквозные продольные прорези и резьбовые отверстия, длина прорезей в ребрах, расположенных в верхней части окружности корпуса от 0,6 до 0,8 ее длины, превышает . длину прорезей ребер на 15-30%, На фиг,. 1 изображена часть статора, продольный разрез на фиг. 2 узел I на фиг. 1; на фиг, 3 - сечение А-А на фиг. 1. Статор турбогенератора содержит корпус 1 с перегородками 2 и стяжные ребра 3 и 4, имеющие продольные сквозные прорези 5 и 6, на которых собран сердечник 7, Стяжные ребра 3 (зона А) имеют резьбовые отверстия, в которых устанавливают болты 8, осуществляющие предварительное сжатие упругих элементов ребер. . Предварительному сжатию подвергают только ребра 3 (зона А), составляющие около 2/3 общего числа ребер и занимающие верхнюю часть .окружности корпуса от 0,6 до 0,8 ее длины. Длина прорезей ребер 3 зоны А больше длины прорезей 4 зоны В на 15-30%, причем соотношение длин прорезей ребер обеих зон выполняется таким, чтобы опускание сердечника на упругой подвеске относительно корпуса не превосходило допустимого, П р и м е р. Турбогенератор ТВВ-320-2ЕУЗ, К корпусу приваривают 22 стяжных ребра. Верхние 14 ребер предварительно поджимают с помощью болтов до сужения прорезей на 5 мм в середи не цепей. Нижние 8 ребер устанавливают в корпус без предварительного поджатия, причем они выполнены без резь.бовых отверстий. Затем осуществляют шихтовку сердечника, в процессе которой проводят несколько
прессовок. После сборки сердечника устанавливают верхнюю нажимную плиту и окончательно прессуют сердечник. Затем удаляют болты, сжимающие ребра.
Верхние 14 ребер имеют длину сквозных прорезей 1100 мм, а нижние 900 мм. При этом расчетное опу;екание сердечника относительно корпуса на упругой подвеске составляет 2 мм.
Таким образом, создается по сравнению с известным статором более плотная посадка сердечника на ребг
pax, предотвращается ослабление этой посадки в процессе эксплуатации а также исключаются виброударные .воздействия на ребра и корпус со стороны сердечника.
Выполнение верхних и нижних ребер с различными длинами прорезей обеспечивает плотную посгщку сердечника на стяжные ребра без значительной величины опускания сердечники, которая затрудняет центровку ротора относительно статора.
Изобретение обеспечивает высокое качество сборки турбогенератора, что повышает его надежность в работе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1990 |
|
SU1788553A1 |
Способ сборки статора электри-чЕСКОй МАшиНы | 1973 |
|
SU803084A1 |
Статор электрической машины | 1990 |
|
SU1780137A1 |
Статор электрической машины | 1986 |
|
SU1403226A1 |
Статор электрической машины | 1978 |
|
SU864432A1 |
СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2530014C1 |
Статор электрической машины | 1990 |
|
SU1737627A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2011266C1 |
Статор электрической машины | 1975 |
|
SU556539A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU385374A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШНЫ, содержащий корпус, шихтованный сер.дечник и стяжные ребра, в которых выполнены сквозные продольные прорези и резьбовые отверстия, о т л ич а к щ и и с я тем, что, с целью .повышения надежнЬстк путем равномерного поджатия к сердечнику в процессе эксплуатации всех ребер и обеспечения плотной посадки листов сердечника на верхние ребра, длина прорезей в ребрах, расположенных в верхней части окружности корпуса от 0,6 до 0,8 ее длины, превышает длину прорезей остальных ребер на 15-30%. Ш,(Л о j 4
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Статор крупного турбогенератора | 1959 |
|
SU127316A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ сборки статора электри-чЕСКОй МАшиНы | 1973 |
|
SU803084A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-02-28—Публикация
1982-07-05—Подача