Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам управления двигательно-движительными комплексами судов с редукторами. Известно устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором, содержащее задающий орган регулятора оборотов, вход которого через коммутатор соединен с выходом блока задания оборотов и выходом блока уставки верхней границы зоны критических оборотов, а также усилитель, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора 1 Недостатком известного устройства является то, что оно не исключает возможности вращения вала двигателя в зоне критичёских оборотов вследствие работы винта в режиме авторотации при выбеге судна. При вращении винта в режиме авторотации в случае совпадения частоты вращения вала с собственной частотой крутильных колебаний возможен резонанс системы. Усилия, возникающие в этом случае; и, следовательно, амплитуда колебаний на несколько порядков ниже, чем при работе двигателя на топливе в зоне критических оборотов. В установках с прямой передачей момента на винт нет необходимости быстрого прохождения каких-либо диапазонов частоты вращения при неработающем двигателе и авторотации винта. Однако в установках, содержащих редуктор, в случае резонанса системы при авторотации винта возможны биения в редукторе, которые необходимо устранить, так как они сокращают срок службы редуктора. Цель изобретения - повыщение надежности устройства и увеличение моторесурса редуктора. Цель достигается тем, что устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором, содержащее задающий орган регулятора оборотов, вход которого через коммутатор соединен с выходом блока задания оборотов и выходом блока уставки верхней границы зоны критических оборотов, а также усилитель, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора, снабжено датчиком скорости судна, датчиком оборотов вала двигателя, блоком вычисления, блоком сравнения и элементом памяти, при этом выход элемента памяти соединен с входом усилителя, установочный вход элемента памяти соединен с выходом блока сравнения, вход которого соединен с выходом датчика оборотов вала двигателя, а вход сброса элемента памяти соединен с выходом блока вычисления, вход которого соединен с датчиком скорости судна. На чертеже изображена структурно-функциональная схема предлагаемого устройства управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором. Устройство управления содержит датчик 1 скорости, который через блок 2 вычисления соединен с входом сброса элемента 3 памяти. Датчик 4 оборотов через блок 5 сравнения соединен с установочным входом элемента 3 памяти. Выход элемента 3 памяти через усилитель б соединен с управляющим входом коммутатора 7. Выходы блока 8 задания оборотов и блока 9 уставки через коммутатор 7 соединены с входом задающего органа 10 регулятора оборотов. Блок 2 вычисления служит для определения приращения скорости AV и формирует на выходе единичный сигнал при одновременном выполнении условий V Vj AVCO luV)E, где V - скорость судна; Vf - скорость судна, при которой винт в режиме авторотации вращает вал двигателя в зоне критических оборотов; Е - заданная уставка. Блок 5 сравнения формирует единичный сигнал при , где я - нижняя граница зоны критических оборотов вала двигателя; i4 -верхняя граница зоны критических оборотов вала двигателя. Устройство работает следующим образом. Сигнал от датчика 1 скорости судна анализируется блоком 2 вычисления, который формирует единичный сигнал при выполнении условий, указанных выще, т. е. в случае, когда скорость судна больще, чем V, судно тормозит (), и движение судна далеко от установившегося режима (|ДУ|. Е|). Сигнал от датчика 4 оборотов поступает на вход блока сравнения, который формирует единичный сигнал в случае вращения вала в зоне критических оборотов (nf ). При этом единичный сигнал блока 2 вычисления снимает запрет со срабатывания элемента 3 памяти, а единичный сигнал блока 5 сравнения устанавливает элемент 3 памяти в единичное состояние. Единичный сигнал на выходе элемента 3 памяти, свидетельствующий о необходимости работы двигателя на уставке верхней границы зоны (п), через усилитель 6 воздействует на коммутатор 7 и подключает к задающему органу 10 блок 9 уставки, что вызывает задание оборотов двигателя, соответствующих верхней границе зоны (nf). При достижении заданной скорости () или
невозможности в достаточной мере погасить инерцию судна (|ДУ)Е|) дальнейшая работа двигателя на уставке nf нецелесообразна. При этом блок 2 вычисления формирует нулевой сигнал, вызывающий появление нулевого сигнала на выходе элемента 3 памяти и подключение через коммутатор 7 блока 8 задания оборотов к задающему органу 10.
Предлагаемое изобретение дает возможность резко снизить время вращения вала двигателя в зоне критических оборотов в случае остановки судна и работе винта в режиме авторотации при незначительном увеличении времени остановки судна, что приводит к снижению биений в редукторе, а следовательно, и увеличению его моторесурса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления работой судового двигателя и гребного винта регулируемого шага | 1983 |
|
SU1128227A1 |
Устройство программного управления разогревом и охлаждением судового двигателя | 1983 |
|
SU1160084A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ГЛАВНОГО СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГРЕБНОГО ВИНТА РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА | 1991 |
|
RU2037181C1 |
Система управления судовым дизелем | 1986 |
|
SU1427084A1 |
Устройство управления двигателем внутреннего сгорания, снабженным винтом регулируемого шага | 1990 |
|
SU1728516A1 |
Устройство управления реверсом судового дизеля | 1987 |
|
SU1490312A1 |
Устройство ограничения частоты вращения двигателя | 1982 |
|
SU1016548A1 |
Устройство задания частоты вращения вала двигателя | 1986 |
|
SU1343067A1 |
Система дистанционного управленияСудОВОй СилОВОй уСТАНОВКОй | 1979 |
|
SU822146A1 |
Судовая энергетическая установка | 1982 |
|
SU1024365A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ СУДНА С РЕДУКТОРОМ, содержащее задающий орган регулятора оборотов, вход которого через коммутатор соединен с выходом блока задания оборотов и выходом блока уставки верхней границы зоны критических оборотов, а также усилитель, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности устройства и увеличения моторесурса редуктора, оно снабжено датчиком скорости судна, датчиком оборотов вала двигателя, блоком вычисления, блоком сравнения и элементом памяти, при этом выход элемента памяти соединен с входом усилителя, установочный вход элемента памяти соединен с выходом блока сравнения, вход которого соединен с выходом датчика оборотов вала двигателя, а вход сброса элемента памяти соединен с выходом блока вычисления, вход которого соединен с датчиком скорости судна. со ел со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОЙ | 1972 |
|
SU427153A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1984-03-15—Публикация
1982-10-04—Подача