Система управления топливоподачей автотракторного дизеля с наддувом Советский патент 1984 года по МПК F02D23/02 

Описание патента на изобретение SU1079869A1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам управления и регулирования двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для дизелей с наддувом, оборудованных противодымным riFiCBMOKOppeKTOpOM. Известна система управления топливоподачей автотракторного дизеля с наддувом, содержащая топливный насос высокого давлепия, орган управления которого связан регулятором частоты вращения дизеля, устройством останова дизеля и с противодымным пневмокорректором, причем последний содержит чувствительный элемент, устройство ограничения хода органа управления топливного насоса, отключатель пневмокорректора при пуске дизеля и устройство блокировки отключателя на рабочих режимах дизеля I. Наличие дополнительной возможности для отключения противодымного пневмокорректора из кабины водителя в известной системе облегчает эксплуатацию дизеля, но усложняет систему п создает условия для случайных или преднамеренных отключений пневмокорректора на рабочих режимах дизеля, что, в свою очередь, повыщает требования к работе устройств блокировки отключателя на указанных режимах. Устройство блокировки отключателя нротивоподъемного пневмокорректора, защищает последний от отключения на рабочих режимах дизеля в случае постоянного фиксирования водителем рычага в положении «Отключение при запуске, причем оно позво,гяет производить некорректируемый разгон дизеля, если водитель каждый раз одновременно с перемещением рычага управления регулятором на увеличение иодачи топлива будет переставлять рычаг управления противодымпым пневмокорректором в положение «Отк.пючение при пуске. Целью изобретения является облегчение управления дизелем при его пуске, а также повышение надежности защиты противодымного пневмокорректора от случайных или преднамеренных отклонений на рабочих режимах дизеля. Указанная цель достигается те.м, что в системе управления топливоподачей дизеля с наддувом, содержащей топливный насос высокого давления, орган управления которого связан с регулятором частоты вращения дизеля, устройством останова дизеля и с противодымным пневмокорректором, причем последний содержит чувствительный элемент, устройство ограничения хода органа управления топливного насоса, отключатель пневмокорректора при пуеке дизеля и устройство блокировки отключателя на рабочих режимах дизеля, отключатель пневмокорректора дополнительно связан с устройством остаьюва дизеля, а устройство блокировки отключателя связано с устройством останова дизеля и с чувствительным элементо.м пневмокорректора. На фиг. 1 изображена блок-схема системы; на фиг. 2 и 3 - кинематическая схема одного из возможных вариантов компоновки системы (при рядно.м топливно.м насосе), в двух проекциях. Система управления содержит насос высокого давления 1 с органом управления дозированием топлива, в данном случае, рейку 2 и связанные с ней регулятор 3 частоты вращения вала дизеля, устройство 4 останова дизеля, противоды.мный пневмокорректор 5. Последний имеет чувствительный элемент 6, воспринимающий давление наддува, устройство 7 ограничителя хода органа управления топливного насоса (рейки), связанное с чувствительным элементо.м 6, отключатель 8 пнев.мокорректора, связанный с устройством 7 ограничения хода рейки и устройством 4 останова дизеля, устройство 9 блокировки отключателя на рабочих режимах дизеля, связанное с отключателем 8, устройством 4 останова дизеля и чувствительным элементо.м 6. Управляющие входы 10 и 11 связывают регулятор 3 и устройство 4 останова дизеля с соответствуюпдими командными рычагами в кабине водителя. Одним из вариантов осуществления кинематической связи между отключателем противоды.много пнев.мокорректора, содержащего шток 12, связанный с элементо.м 6 и устройством останова дизеля, а также связи устройства блокировки отключателя с устройство.м останова дизеля и чувствительны.м элементом пнев.мокорректора, является установка рычага 13 устройства останова дизеля и рычага 14 устройства ограничения хода рейки - на общей оси 15 (см. фиг. 2 и 3). Рычаг 13 закреплен на оси неподвижно, рычаг 14 - свободно, и.мея возможность поворачиваться вокруг оси и пере.мещаться вдоль нее. Рычаг 13 через поводок 16 связан с управляющим входом И и при работающем дизеле пружиной 17 удерживается в исходном, т. е. крайнем правом, положении, при которо.м он не и.меет контакта со штоком 18 рейки 2. Рычаг 14 одни.м плечо.х;, и.меющим вилку, связан с подвижным штоком чувствительного элемента 6, а другим, снабженным толкателем, может упираться в торцовую поверхность штока 18 рейки 2, препятствуя ее пере.мещению вправо, т. е. на увеличение подачи топлива. Пружиной 19 рычаг 14 прижимается торцовой поверхностью своей ступицы к торцовой поверхности ступицы рычага 13. Отключатель противоды.много пнев.мокорректора включает кулачки а и б, расположенные на соприкасающихся торцовых поверхностях ступиц рычагов 13 и 14, а также защелку 20 с пружиной 21. Устройство блокировки отключателя пневмокорректора на рабочих режи.мах дизеля

включает кулачки с и d, расположенные на боковых поверхностях ступиц рычагов 13 и 14 и воздействуюише на защелку 20. Рейка 2 поднружинена пружиной 22.

Система работает следующим образом.

При останове дизеля водитель через устройство 4 останова воздействует на рейку 2 насоса, перемещая ее в положение «Стон. При этом устройство 4 останова через отключатель 8 выключает из работы но ограничению хода рейки устройство 7 и удерживает его в выключенном состоянии как после полной остановки дизеля, так и при его последующем запуске. В работу устройство 7 ограничения хода рейки включится только после запуска дизеля по сигналу регулятора 3, перемещающего рейку 2 из положения пусковой подачи в положение подачи на рабочих режимах дизеля. Отключению противодымного пневмок(;рректора на рабочих режимах дизеля препятствует устройство 9 блокировки отключателя. В соответстви с управляюпш.ми сигналами от устройства 4 останова дизеля, когда последнее не находится в положении «Стоп и от чувствительного элемента (i, паходяиаегося под воздействие.м давления наддува, устройство 9 не позволит отключателю 8 удерживать устройство 7 ограничения хода рейки в нерабочем положении.

В соответствии с кинематической схемой, представленной па фиг. 2 и 3, система )аботает следуюп1им образом. При необходимости остановить дизе.аь водитель через поводок 16 поворачивает ось 15 с рычагом 13 устройства останова по часовой стре.1ке. При этом 13 С1,ои.м плечо.м нажи.мает на П1ТОК 18 рейки 2 насоса, пере.мещая ее влево, т. е. в положе1{ие «Стоп. В конце поворота рычага 13 кулачок а набегает на кулачок 0 рычага 14 и, преодолевая усилие пружины 19, перемещает этот вдо.1ь оси 15 на величину, при которой его толкатель оказывается в стороне от пггока 18.

В этом положении рычаг 14 фиксируется защелкой 20, входяп1ей под действием ri|)yжины 21 в зазор, образовавн ийся между ступицами рычагов 13 и 14. При возвра1цен|{и рычага 13 в исходное положение после полной ocTaiiOBKH дизеля за ним под действием пружины 22 перемеп1.ается вправо рейка 2. т. е. в сторону максимальной подачи тои.1ива. При этом рычаг 14, находящийся в стороне от оси мггока 18 и удерживаемый в этом положении за1-и.ел1кой 20, не может противодействовать нереме.цению рейки 2.

В момент возвращения рычага 13 в исходное, т. е. крайнее правое, положение его кулачок с, воздействуя на защелкч 20, 1зыводит ее из зазора между ст пицами рычагов 13 и 14. Но несмотря на освобождение от фиксирующей заиимки, рычаг 14 не может возвратиться вдоль оси 15 п рабочее положение, так как на его пути оказывается шток 18, находящийся в крайнем правом положении пусковой макси.мальной подачи топлива.

Таким образом, на остановленном дизеле противодымный ннев.мокорректор находится в отключенном состояни1И, так как рычаг 14 устройства ограничения хода рейки 2 насоса находится в стороне от своего рабочего ноложения, удерживаемый боковой поверхностью щтока 18, находящегося вместе с рейкой 2 в крайнем правом положепии. В этом положении они будут 1аходиться и при последующем запуске дизе.чя, обеспечивая тем самы.м пусковую подачу топлива. После запуска нротиводымный пнев.мокорректор включитея, как только 1егулятор 3 частоты вран1ения вала дизеля переместит рейку 2 насоса на уменьщение подачи, и пере.местивщийся вместе с ней влево шток 18 не будет препятствовать возвран1ению рычага 14 вдоль оси 15 в рабочее положение.

В случае самопроизвольного останова дизеля (без перевода воднтеле.м рыча1а в положение «Стоп) отключение противодымного иневмокорректора для обеспечения пусковой подачи топлива при последуюп1ем пуске обеспечивается кратковременным неремещением рычага останова ноложения «Стоп с последуюп1им возвран1ением eix) в исходное положе П1е.

Применение устройства останова дизе,1я для уиравлення противодымным иневмокорректоро.м обеспечивает зан1иту от с.пчайных или предна.меренных отключений его на рабочих режимах дизеля. Для пов1 пнения надеж1 ости предотвращеиня таких отключений в системе предусмотрена ;и)1И).-п ительная блокировка отключате,1я по наддуву.

Рычаг 14 устройства ограничения хода рейки 2 насоса, связанный одним нлечом со щтоком чувствительного э,1емента 6. снабжен кулачком d, расположенным на боковой поверхноети егО ступицы так, что при положениях рычага, соответствующих наличию наддува, воздействующего на мембрану чувствительного элемента 6, он препятствует входу защелки 20 в зазор между ступицами рычагов 13 и 14, а тем самым и фиксации рычага 14 в отжатом, т. е. нерабочем положении.

Использование предлагаемой системы облегчает управление дизелел; при пуске, умень пает ды.мление дизеля на переходных режимах.

22

Похожие патенты SU1079869A1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С ПНЕВМОКОРРЕКТОРОМ 2003
  • Конюхов К.В.
RU2237181C1
Центробежный регулятор для дизеля с турбонаддувом 1984
  • Бутов Владимир Иванович
  • Горшков Вячеслав Александрович
  • Парфенов Борис Петрович
  • Шкляев Валерий Николаевич
SU1449682A1
РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 1991
  • Леонов И.В.
  • Леонов Д.И.
  • Михальский Л.Л.
RU2008486C1
Топливный насос высокого давления для дизеля с наддувом 1983
  • Асташев Павел Яковлевич
  • Афанасьев Владимир Иванович
  • Гинзбург Аркадий Моисеевич
  • Калужин Сергей Александрович
  • Кольцов Владимир Иванович
  • Кузнецов Геннадий Федорович
  • Мазинг Михаил Владимирович
  • Подольный Лев Яковлевич
  • Свиридов Юрий Борисович
  • Файнлейб Борис Нафтанович
SU1132041A1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 1990
  • Крутов В.И.
  • Марков В.А.
  • Парфенов Б.П.
RU2006634C1
УСТРОЙСТВО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЧАСТИ ПЛУНЖЕРОВ V-ОБРАЗНОГО ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ МНОГОЦИЛИНДРОВОГО ДИЗЕЛЯ 2006
  • Драгунов Геннадий Дмитриевич
  • Медведев Алексей Николаевич
RU2313688C1
РЕГУЛЯТОР АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЗЕЛЯ С КОРРЕКТОРОМ ПО НАДДУВУ 1998
  • Бронштейн А.С.
  • Хрящев Ю.Е.
  • Лимаров Н.Ф.
RU2144997C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 1992
  • Хрящев Ю.Е.
  • Иошин М.А.
  • Трепов А.М.
  • Коржавин Л.В.
  • Молев С.А.
RU2037062C1
Топливный насос высокого давления 1982
  • Файнлейб Борис Нафтанович
  • Кольцов Владимир Иванович
  • Лаптик Анатолий Георгиевич
  • Обрядин Владимир Григорьевич
  • Свиридов Юрий Борисович
  • Шарков Владимир Васильевич
  • Щербаков Валерий Максимович
SU1043340A1
ЭЛЕКТРОННО-МЕХАНИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 1997
  • Хрящев Ю.Е.
  • Крутов В.В.
  • Филиппов А.А.
  • Трепов А.М.
  • Дьяченко Д.В.
  • Гусев О.А.
  • Новиков С.А.
  • Еремин Г.В.
RU2159860C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 079 869 A1

Реферат патента 1984 года Система управления топливоподачей автотракторного дизеля с наддувом

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОП- ЛИВОПОДАЧЕЙ АВТОТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ С НАДДУВОМ, содержащая топливный насос высокого давления, орган управления которого связан с регулятором частоты вращения дизеля, устройством останова дизеля и с противодымным пневмо- корректором, причем последний содержит чувствительный элемент, устройство ограничения хода органа управления топливного насоса, отключатель пневмокорректора при пуске дизеля и устройство блокировки от- ключателя на рабочих режимах дизеля отличающаяся тем, что, с целью облегчения управления при пуске, отключатель пневмокорректора дополнительно связан с устройством останова дизеля, а устройство блокировки отключателя связано с устройством останова дизеля и с чувствительным элементом пневмокорректора.ф^/<?/(Л^со00 С5со

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1079869A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Инструкция фирмы «Роберт БОШ» по эксплуатации топливных насосов РЕБА
ФРГ, 1978, с
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1

SU 1 079 869 A1

Авторы

Григорьев Николай Николаевич

Попов Леонид Николаевич

Подольный Лев Яковлевич

Хаймин Юрий Федорович

Шаталов Геннадий Степанович

Щербаков Валерий Максимович

Даты

1984-03-15Публикация

1983-01-12Подача