Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Советский патент 1984 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU1080241A1

блока автома1-ического управления и регулирования.

2. Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что в блок управления торможением введены третья и четвертая цепочки, каждая из которых содержит пять последовательно соединенных логических элементов И-НЕ, последние из которых в каждой цепочке подключены к блоку автоматического управления и регулирования, первые входы первых логических элементов И-НЕ третьей и четвертой цепочек подключены к выходу датчика тока возбуждения,вторые входы первого и третьего логических элементов И-НЕ в каждой третьей и четвертой цепочках объединены и подключены соответственно к выходам четвертого и пятого логических элементов И-НЕ второй цепочки, а выходы третьих логических элементов И-НЕ третьей и четвертой цепочек соединены со вторыми входами вторых логических элементов И-НЕ соответствующих цепочек и одновременно подключе ны к третьим входам первых логических элементов И-НЕ соответственно четвертой и третьей цепочек.

3. Устройство по пп. I и 2, о т л ичающееся тем,что в блок управления торможением введена дополнительная пятая цепочка из четырех последовательно соединенных логических элементов И-НЕ и третий нуль-орган, вход которого подключен к датчику частоту вращения , выход - к первому входу первого логического элемента И-НЕ дополнительной пятой цепочки, втЪрой вход которого соединен с выходом второго логического элемента И-НЕ указанной цепочки, второй вход которого связан со вторым инверсным выходом второго нуль-органа, второй вход третьего логического элемента И-НЕ дополнительной пятой цепочки соединен с первым пря1а 1м выходом второго нуль-органа, а выход пятого логического элемента И-НЕ - с первым входом первого логического элемента ИгНЕ первой цепочки и со вторымк входами второго и четвертого логических элементов И-НЕ второй цепочки.

Похожие патенты SU1080241A1

название год авторы номер документа
Электропривод бурового станка 1989
  • Поваров Николай Викторович
  • Рахматулин Раис Мухибович
  • Дегтярев Владимир Алексеевич
  • Шулдяков Владимир Владиславович
  • Чикулаев Сергей Анатольевич
  • Кантиус Лев Иосифович
  • Лопуленко Владимир Федосеевич
  • Пилип Лев Александрович
  • Гафиятуллин Рафаиз Хазеевич
SU1641969A1
Электропривод постоянного тока 1985
  • Бугаец Николай Антонович
  • Галяпа Владимир Иванович
  • Дымшиц Теодор Абрамович
  • Шиманович Павел Исаакович
  • Петков Владимир Сергеевич
SU1354379A1
Электропривод бурового станка 1990
  • Поваров Николай Викторович
  • Дегтярев Владимир Алексеевич
  • Рахматулин Раис Мухибович
  • Сивкова Анна Прокопьевна
  • Кантиус Лев Иосифович
  • Лопуленко Владимир Федосеевич
SU1716065A2
Реверсивный электропривод 1988
  • Бырька Владимир Филиппович
  • Брейдо Иосиф Вульфович
  • Петерс Иван Васильевич
  • Томилин Николай Федорович
SU1667213A1
Вентильный электродвигатель 1987
  • Баринберг Виктор Александрович
  • Рубцова Ирина Енальевна
SU1508318A2
Электропривод переменного тока 1981
  • Бурлакин Владимир Иванович
  • Погосов Александр Георгиевич
SU1001417A1
Устройство автоматического управления электроприводом центрифуги 1987
  • Бугаец Николай Антонович
  • Галяпа Владимир Иванович
  • Дымшиц Теодор Абрамович
  • Петков Владимир Сергеевич
  • Шиманович Павел Исаакович
SU1618451A1
Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения 1986
  • Абрамов Борис Иванович
  • Алиев Владимир Александрович
  • Барьюдин Александр Абрамович
  • Гусейнов Ага Гаджибала Оглы
  • Парфенов Борис Михайлович
  • Чердаков Анатолий Васильевич
SU1394383A1
Реверсивный электропривод 1991
  • Калюжный Владимир Владиславович
  • Сердюков Юрий Павлович
  • Кантиус Лев Иосифович
SU1791951A1
Устройство управления электроприводом электромобиля 1979
  • Доржинкевич Иван Брониславович
  • Осадина Нина Михайловна
  • Ройтман Александр Соломонович
  • Степе Феликс Юлианович
SU1004165A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 080 241 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для управления электродвигателем постоянного тока

1. УСТРОЙСТВО ДПЯ УПРАВЛЕНИЯ ,ЭЛЕКТРОДШГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее последовательно соединенйые эадатчик частоты вращения, задатчик интенсивности с дискриминатором знака производной сигнала задания частоты вращения и блок автоматического управления и регулирования с датчиками и регуляторами частоты вращения, тока якоря и тока возбуждения, выходы которого подключеш>&1 соответственно к нереверсивному преобразователю в цепи обмотки якоря и к реверсивному преобразователю в цепи обмотки возбуждения электродвигателя, а также блок управления тормокени'е!>&|, отличаю- щ е ее я тем, что, с целью повышения качества регулирования и надежности, блок управления торможением выполнен на десяти логических элементах И-НЕ и двух нуль-органах, входы первого из которых подключены соответственно к эадатчику и датчику частоты вращения, входы второго - соответственно к датчику тока возбуждения, к сумматору рассогласования блока ав'*томатического управления и регулирования и выходу дискриминатора знака производной сигнала задания частоты вращения, логические элементы И-НЕ соединены в две цепочки,каждая из которых составлена из пяти последовательно соединенных логических элементов И-НЕ, при этом вход первого логического элемента И-НЕ первой цепоЧ- ки подключен к первому прямому выходу второго нуль-органа, второй вход второго логического элемента И-НЕ - к первому инверсному выходу второго нуль-opraira, второй вход третьего логического элемента И-НЕ - ко второму прямому выходу второго нуль-органа, второй вход четвертого логического элемента И-НЕ подключен к~пря- .мому выходу первого нуль-органа,образующему с выходом пятого логического .элемента И-НЕ первой цепочки соответ- ;ственно первый и второй выходы блока Управления торможением, соединенные с ьлоком автоматического управленияи регулирования, первый вход первого логического элемента И-НЕ второй цепочки подключен к первому инверсному выходу второго нуль-органа, выход второго логического элемента И-НЕ второй цепочки- ко второму входу предыдущего элемента, вторые входы вто - рого и четвертого логических элементов И-НЕ - к первому прямому выходу второго нуль-органа, а выходы четвертого и пятого логических элементов И-НЕ второй цепочки образзгют соответственно третий и четвертый выходы блока управления торможением и соеди» нены соответственно со входом прямой полярности и входом обратной полярности регулятора тока возбуждения^30о to ^

Формула изобретения SU 1 080 241 A1

Изобретение относится к электротех нике и может быть использовано в автоматизированных электроприводах -постоянного тока по системе преобразователь-двигатель, а более конкретно- в системах управления электроприводом при рекуперативном торможении.

Известно устройство для управления электродвигателем постоянного тока, содержащее нереверсивный преобразователь в цепи его обмотки возбуждения, задатчики скорости и интенсивности, блок автоматического управления и регулирования с регуляторами скорости и тока, где в качестве управляющего сигнала для осуществления рекуперативного торможения используют изменение величины и знака рассогласования скорости l .

В известном устройстве все основны блоки, включая блок запоминания,величины тока возбуждения, выполнены на контактных элементах-электромагнитных реле, что не позволяет получить достаточно надежную его работу и расщирить функции управления.Элементная база и схема такогр устройства исключают построение более совершенной системы автоматического управления и регулирования электропривода.

Недостатком известного устройства является также возможность перехода электропривода в режим торможения при неизменном заданий уставки скорости, например, в случае незначительного перер1егулирования по окончании процесса.

Кроме того, такой режим, снижающий надежность работы, нежелателен, или вовсе неприемлем для ряда производственных механизмов, в частности, с большими маховыми массами и малый моментом статической нагрузки, рабо-. faJoipix циклически с участками устанвившейся скорости и весьма частым 3 чередованием режимов pasroffa и торм жения. Наиболее близким к изобретению по технической сущности Я зляется устрой ство дпя управления электродвигателе {ПОСТОЯННОГО тока, содержащее последо вательно соединенные задатчик частот вращения, задатчик- интенсивности с дискриминатором знака производной сигнала задания частоты вращения и блок автоматического управления и регулирования с датчиками и регуляторами частоты вращения, тока якоря и тока возбуждения, выходы которого подключены соответственно к нереверсивному преобразователю в цепи обмотки якоря и к реверсивному преобразователю в цепи обмотки возбуждения злектродвигателя, а также блок управления торможением 2. Выработка команды на торможение осуществляется при условии совпадени отрицательного знака производной задания скорости с отрицательным знаком рассогласования заданной и действительной скоррсти:. Этой командой (сигналом) вызывается и созда ется изменение в управлении злектро приводом по каналам регулирования напряжением якорного и возбудительного преобразователей, вследствие которой полярность напряжения выхода преобразователя-возбудителя, знак магнитного потока и ЭДС злектродвигателя изменяются на обратные. При этом напряжение нереверсивног якорного преобразователя, менякнцее свою полярность также на обратную, становится направленным встречно ЭДС и току якоря злектродвигателя, что соответствует режиму торможения с рекуперацией знергии в сеть. Для обеспечения такого процесса управления и регулирования (с начала поступления команды на торможение и до момента его окончания) необходимо автоматически осуществлять це лый ряд логических операций,связанн1 1х с реверсированием и восстанов лением потока возбуждения злектродви гателя которые в данном устройстве йе нашли отражения. I Целью изобретения является повышение качества и надежности работы. Указанная цель достигается тем, -у что в устройстве для управления элек .родвйгателем постоянного тока, содержащем последовательно соединенны А1 эадатчик частоты вращения, задатчик интенсивности с дискримУ1натором знака производной сигнала задания частоты вращения и блок автоматич -ского управления и регулирования с датчиками и регуляторами частоты вращения, тока якоря и тока возбуждения, выходы которого подключены соответственно к нереверсивному преобразователю в цепи обмотки якоря и к реверсивному преобразователю в цепи обмотки возбуждения электродвигателя, а также блок управления торможением, последний выполнен на десяти логических элементах И-НЕ и двух нуль-органах, входы первого из которых подключены соответственно к задатчику и датчику частоты вращения, входы второго - соответственно к датчику тока возбуждения, к сумматору рассогласования блока автоматического управления и регулирования и выходу дискриминатора знака производной сигнала задания частоты вращения, логические элементы И-НЕ соединетны в две цепочки, каждая из которых составлена из пяти последовательно соединенных логических И-НЕ, при этом вход первого логического элемента И-НЕ первой цепочки подключен к первому прямому выходу второго нуль-органа, второй вход ;второго логического элемента И-НЕ - к первому инверсному выходу второго нуль-органа, второй вход третьего логического элемента И-НЕ ко второму прямому выходу второго нуль-органа, второй вход четвертого логического элемента И-НЕ подключен к прямому входу первого нуль-органа, образуницему с выходом пятого логического элемента И-НЕ первой цепочки соответственно первый и второй выходы блока управления торможением, соединенные с блоком автоматического управления и регулирования, первый вход первого логического элемента И-НЕ второй цепочки подключен к первому инверсному выходу второго нуль-органа, выход второго логическо о элемента И-НЕ - ко второму входу предыдущего элемента,вторые входы второго и четвертого логических элементов И-НЕ к первому прямому выходу второго нульоргана, а выходы четвертого и пятого логических элементов И-НЕ второй цепочки образуют соответственно третий и четвертый выходы блока управления торможением и соединены соответственно со входом прямой полярности и входом обратной полярности регулято- $1 pa тока возбуждения .блока автоматич ского управления и регулирования. Кроме того, в блок управления торможением введены третья и четвертая цепочки, каждая из которых содержит пять последовательно соединенных логических элементов И-НЕ,последние из которых в каждой цепочке поключены к блоку автоматического управления и регулирования, первые входы первых логических элементов И-НЕ третьей и четвертой цепочки подключены к выходу датчика тока возбуждения, вторые входы первого и третьего логических элементов И-НЕ в каждой третьей и четвертой цепочках объединены и под1ключены соответственно к выходам чет вертого и пятого логических элементо И-НБ второй цепочкиJ а выходы третьих логических элементов И-НЕ третьей и четвертой цепочек соединены со вторыми входами вторых логических элементов И-НЕ соответствующих цепочек и одновременно подключены к третьйм входам первых логических элемен тов И-НЕ соответственно четвертой и третьей цепочек. Кроме того, в блок управления тор можением введена дополнительная , пятая цепочка из четырех последовательно соединенных логических элемен тов И-НЕ и третий нуль-орган,вход которого подключен к датчику частоты вращения, выход - к первому входу первого логического элемента И-НЕ дополнительной пятой цепочки, второй вход которого соединен с выходом второго логического элемента И-НЕ ук занной цепочки, второй вход которого связан со вторым инверсным выходом второго нуль-органа, второй вход третьего логического элемента И-НЕ дополнительной пятой цепочки соедине с первым прямым выходом второго нуль органа, а выход пятого логического элемента И-НЕ - с первым входом пер вого логического элемента И-НЕ перво цепочки и со вторыми входами-второго и четвертого логических элементов И- второй цепочки. Структурная схема устройства для управления электродвигателем постоян ного тока приведена на фиг,1; принци пиальные схемы различных выполнений блока управления торможением - на фиг,2, 3 и 4. Устройство для управления электродвигателем постоянного тока со41дepжIiт последовательно соединенные задатчик частоты вращения 1 (4иг.1), задатчик интенсивности с дискриминатором знака производной сигнала задания частоты вращения 2 и блок автоматического управления и регулирования 3 с датчиком частоты вращения 4, датчиком якорного тока 5, датчи- ком тока возбуждения 6, регулятором частоты вращения 7, регулятором якорного тока 8 и регулятором тока возбуждения 9. Выходы блока автоматического управления и регулирования подключены соответственно к нереверсивному преобразователю 10 в цепи обмотки якоря и к реверсивному преобразователю 11 в цепи обмотки возбуждения. Устройство для управления электродвигателем постоянного тока также содержит блок управления торможением 12. Он выполнен на десяти логических элементах И-НЕ 13-22 (фиг.2) и двух нуль-органах 23 и 24,входы первого нуль-органа 23 подключены со-, ответственно к задатчику частоты вращения 1 (фиг.1) и датчику частоты вращения 4, входы второго нуль-органа 24 (фиг.2) - соответственно к датчику тока возбуждения 6 (фиг.1), к сумматору рассогласования блока автоматического управления и регулирования 3 и к выходу дискриминатора знака производной сигнала задания частоты вращения задатчика интенсивности 2. Логические элементы И-НЕ 13-22 (фиг.2) соединены в две цепочки, каждая из которых составлена из пяти последовательно соединенных логических элементов И-НЕ 13-17 и И-НЕ 18-22. Вход первого логического элемента И-НЕ 13 первой цепочки подключен к первому прямому выходу второго нуль-органа 24, второй ВХ.ОД второго логического элемента И-НЕ 14 - к первому инверсному выходу второго нуль-органа.24, второй вход третьего логического элемента И-НЕ 15 - ко второму прямому выходу второго нуль-органа 24, второй вход четвертого логического элемента И-НЕ 16 подключен к прямо- му выходу первого нуль-органа 23, образующему с выходом пятого логического элемента И-НЕ 17 соответственно первый и второй выходы блока управления торможением 12,соединенные с блоком автоматического управления и регулирования 3 (г.1). Первый вход первого логического элемента И-НЕ 18 (фиг.2) второй цепочки подюпочен

к первому инверсному выходу второго нуль-органа 24. Выход второг,о логического элемента И-НЕ 19 подключен ко второму входу предыдущего логического элемента И-НЕ 18, вторые входы второго и четвертого логических элементов И-НЕ 19 и И-НЕ 21 - к первому выходу второго нуль-органа.24,а выходы четвертого и пятого логических элементов И-НЕ 21 и И-НЕ 22 образуют соответственно третий и четвертый выходы блока управления торможением 12 и соединены соответственно со входом прямой полярности и входом обратной полярности регулятора, тока 5 возбуждения 9 (фиг.1) блока автоматического управления и регулирования 3. Блок управления торможением 12 также содержать третью и четвертую цепочки, каждая из которых сое- 20 тавлена из пяти последовательно соединенных логических элементов И-НЕ 25 29 (фиг.З) и И-НЕ 30-34, причем логические элементы И-НЕ 29 и И-НЕ 34 выходами подключены к блоку автоматического управления и регулирования 3 (фяг.1). Первые входы логических элёмевтов И-НЕ 25 (фиг.З) и И-НЕ 30 подключены к выходу датчика тока воз буадения 6 (фиг. 1) .Вторые входы логических элементов И-НЕ 25 (фиг.З) и И-НЕ 27, И-НЕ 30 и И-НЕ 32 объединены и подключены соответственно к вы ходу логического элемента И-НЕ 21 и И-НЕ 22, а выходы логических элементов .И-НЕ 27 и И-НЕ 32 соединены со вторыми входами логических элементов И-НЕ 26 и И-НЕ 31, и одновременно под ключены « третьим входам логических элементов И-НЕ 30 и И-НЕ 25. Блок управления торможением 12 ,также может содержать дополнительную пятую цепочку из четырех последовательно соединенных логических элементов И-НЕ 35-38 (фиг.4) и третий нуль-орган 39, вход которого подключен к датчику частоты вращения 4 (г. 1), выход - к первому входу логического элемента И-НЕ 35 (фиг.4), второй вход которого соединен с выходом логического элемента И-НЕ 36,второй вход которого связан со вторым инBepcHidM выходом второго нуль-органа 24. Второй вход логического элемента И-НБ 37 подключен к первому прямому выходу второго нуль-органа 24, а выход логического элемента И-НЕ 38 соединен с первым входом первого логического элемента И-НЕ 13 и вторыми входами логических элементов ИНЕ 19 и И-11Е 21.

Устройство для управления электродвигателем постоянного тока работает следующим образом.

Обязательным условием перехода к операции торможения служит появление и наличие на входе блока управления торможением 12 (фиг.1) сигнала производной задания част.оты вращения с отрицательным знаком - Kj,p4i-, где Kj,p- коэффициент, сигнал задания частоты вращения. Это означазозет действительную необходимость торможения при установке меньшего сих- нала задания частоты вращения которое приводит к выполнениу) и второго необходимого условия йп с О для перехода к торможению, заключающего- ся в наличии отрицательного рассогласования заданной n-j и действительной п частоты вращения, т.е. сигнала и -f и , где и - сигнал обратной связи по частоте вращения. С возникновением указанных условий для торможения вырабатывается блоком управления торможением 12 командный сигнал U2Y,приводящий к изменению зна;iioj п - -ка тока 1в(потокаФЬ ) .возбуждения и момента М электродвигателя на обратный по отношению к двигательному режиму работы. При этом нереверсивный преобразователь 10 в цепи обмотки якоря закрывается и остается закрытым в процессе уменьшения тока возбуждения от номинального iou До не которого минимального значения близкого к нулю igjj.Затем,при достижении минимального значения тока возбуждения + 10 нереверсквный преобразователь 10 в цепи обмотки якоря вновь открывается и с появлением тока (потока) возбуждения обратного знака: (ig сО) начинается режим рекуперативного торможения. По окончании режима торможения когда рассогласование по частоте, вращения станет равным нулю д п«0, ток (поток), возбуждения вновь восстановится до прежнего знака и значения +if, а электродвигатель вращается со скоростью, соответствующей новой уставке и-} U,,j где, в частности, 1 и п О при останове. Сигналы управления вводятся в блок управления торможением 12 с помощью нуль-органов 23, 24 и 39 (фиг.4), выполненных на операционных усилител работающих в режиме компараторов,что позволяет дальнейшее управление осуществить на дискретных элементах. На вход нуль-органа 23 (фиг.2) поступают сигналы от задатчика часто ты вращения 1 (фиг,1) U и от датчика частоты вращения 4 U. Нуль-орган 24 (фиг,2) имеет три независимых входа, к первому входу поступает сиг нал от датчика тока возбуждения (фиг,1), ко второму - сигнал рассогласования & Uf, заданной и действитель ной частоты вращения от сумматора рассогласования блока автоматического управления и регулирования 3,к третьему - сигнал дискриминато ра знака производной сигнала задания частоты вращения задатчика интенсивности 2, По первому входу нуль-органа 24 (фиг,2) используются вторые прямой и инверсный выходы, по второму - пер вый прямой, по третьему - первый ийверсный выходы, 1 .. ,. , „ Работа устройства определяется ..ра ботой блока управления торможением 12, в котором непрерывно перерабатыв ется поступают1ая информация. Управляющее воздействие блока управления торможением 12 на блок автоматического управления и регулирования 3 (фиг,1) обусловлено определенным сос тоянием (сочетанием) и последовательностью поступающих сигналов на его входы, ( Условия работы блока управления торможением 12 (4«г,2) могут--: быть представлены диаграммой состояний, или более простой формой записи в ви следующих соотношений: втором прямом выход нуль-органа 24 1 в/«ин втором прямом выход нуль-органа 24 О на выходе нуль-органа 23 О и, J на выходе нуль-органа dU 23 К„р-ч на первом инверсном выходе нуль-органа 24 1 (т,е, режим разгона: в начале пЮ, в ко dU, УСТ) и К 7 О на первом инверсном вы ходе нуль-органа 24 О (т ,е, режим торможения: в начале , в конце ) ОТ на выходе нуль-органа п 0 J 23 на первом прямом выходе нуль-органа 24 О п1 на выходе нуль-орга- на 23 I 4Ul, .) на первом прямом выходе нуль-органа 24 О . , -«« и,, ил-H. на выходе нуль-органа 23 . -Jн на первом прямом выхо-(. де нуль-органа 24. 1 Статическим режимам работы соответствуют следукшще соотнощения: и, и,н, и«. О ,, где Ч и & я а динамическим - Ш 11, U j О и ,, Т Вследствие переключения задатчика частоты вращения 1 (фиг,) в положение меньшей уставки, когда , изменится прежде всего информ ия о сигнале задания U-j и рассогласовании частоты вращения и,, так как фактическое рассогласование сигналов заданной и измеренной частоты вращения не будет равным нулю: О . Поскольку нуль-орган 23 (фиг,2) используется --с прямым выходом, то сигнал на его выходе останется по-прежнему тем же I, что в работу схемы устройства при разгоне иторможении изменений не вносит. Лишь после останова электропривода сигнал на выходе нуль-органа. 23 равен логическому о, в результате чего щунтируется регулятор якорного тока 8 (фиг/1) блока автоматического управления и регулирования 3, Нуль-орган 24 (фиг,2) имеет три независимых входа, дпя каждого из которых используются определенные (прямой, инверсный) выходы: для первого входа .по - второй прямой и второй инверсный. Для второго по AU,, - только первый прямой, а дпя третьего по только инверсный выходы, i В установившемся режиме работы исходными (до торможения) сигналами являются: 1 - на втором прямом выходе, О - на первом прямом выходе, 1 - на первом инверсном выходе нуль-органа 24, При этом устанавливаются в первой цепочке логических элементов И-НЕ 1317 определенные сигналы: по элемениту И-НЕ 13 на входе О, а на выходе по элементу И-НЕ 14 на первом и втором входах , а на выходе - по элементу И-НЕ 15 на первом .входе - 1, на втором входе О, а на выходе - по элементу И-НЕ 16 на первом входе - 1, на втором - 1, а на выходе - по элементу И-НЕ 17 на входе - О а на выходе - 1. Если на вход блока управления тор можением 12 поступила достоверная ин формация об изменении ситуации в отношении знака производной сигнала задания частоты вращения от U. О О %Р до Ujp - Кдр-TV-, то это означает,чт необходимо подготовить к режиму торм жения блок автоматического управления и регулирования 3 и осуществить самоторможение, Изменение входного сигнала по знаку производной задания частоты вращения до (вместо ) приводит к появлению сигнала логическог нуля О вместо I на первом инверс ном выходе нуль-органа 24. Поступающие на вход логического элемента И-НЕ 15 сигналы 1(со второго прямого выхода нуль-органа 24 и с выхода логического элемента И-НЕ 14) дают на его выходе сигнал логического нуля О, что,меняя ситуаций входных сигналов в сочетании М и О (вместо Г }) на логи ческом элементе 16, приводит к получению сигнала 1 на выходе логического элемента И-НЕ 16 и О (вместо 1) на выходе логического элемента И-НЕ 17, с которого сигнал О поступает на вход блока автоматического управления и регулирования 3 (фиг.I). Появление сигнала , таким образом, вызывает шунтирование регулятора частоты вращения 7. Нереверси вный преобразователь 10 в цепи об мотки якоря оказывается запертым,Его напряжение становится равным нулю. На логическом элементе И-НЕ 21 об Р, а на его вывхода имеют сигнал ходе - I. Это означает, что сигналом Цм, например, обеспечивается прямая поля ность возбуждения двигательного режима работы электродвигателя, а сиг- 55 налом Uftj- инверторного. Далее при .&Uf,0 на выходе логического элемента И-НЕ 21 сигнал изменя4ется на О пместо 1,что вызынает перемену полярности напряжения возбуждения U, поступающего на о.бмотку нозбуждения электродвигателя от реверсивного преобразователя11 в цепи тока возбуждения (фиг.1). Ток возбуждения ig начинает уменьшаться от своего номинального значения 10ц. При некотором минимальном токе розбуждения ig +ig нуль-орган 24 (фиг.2) срабатывает и на его втором прямом выходе появляется сигнал О вместо Со второго прямого и первого инверсного выходов нуль-органа 24 теперь поступают нулевые сигналы О, а с первого прямого выхода - логическая единица 1. При этом поступающие сигналы логического нуля О на входе логического элемента И-НЕ 14 (первый . от первого инверсного выхода нульорган 24 и второй о - от логического элемента И-НЕ 13, к входу которого приходит сигнал 1 с первого прямого выхода нуль-органа 24) дают вторую логическую единицу .1 на входе логического элемента И-НЕ 16 и на выходе логического элемента И-НЕ 17 также единицу 1. Поступающий с .выхода .логического элемента И-НЕ 17 сигнал единица I в виде управляющего сигнала Цg приходит на вход блока автоматического управления и регулирования 3 (фиг.1) и расшунтирует регулятор частЬты вращения 7,вследствие чего нереверсивный преобразователь 10 в цепи обмотки якоря будет открыт. После уменьшения тока возбуждения до нуля он нарастает до установившегося значения обратного знака ig вследствие чего магнитный поток и ЭДС электродвигателя изменяются также на обратные по знаку величины. ЭДС нереверсивного преобразователя 10 в цепи обмотки якоря меняет свою полярность также на обратную (за счет превалирующего действия обратной связи по току якоря).. Нереверсивный преобразователь 10 в цепи обмотки якоря переходит в нверторный режим работы, ЭДС (напряжение) нереверсивного преобразователя 10 в цепи обмотки якоря становится направленной встречно по отношению к ЭДС и току якоря электродвигателя, что соответствует режиму отдачи электроэнергии в питаюи1рекуперативному тормо щую сеть, , т; е жению. Когда же сигналы контролируемой заданной и действительной U частоты вращения сравниваются, тормо женив закончится. На первом прямом выходе нуль-орга на 24 (фиг.2) появляется сигнал логи ческого нуля О. На выходе логического элемента И-НЕ 21 второй цепочкн снова имеется сигнал логического нуля О, в результате чего ток воз буткдения поменяет знак вновь на преж ний Др вместо ig. После того, как ток возбуждения ig и соответствующий ему сигнал срабатывания и,ц|(при достига ют своего значения, срабатывает нуль орган 24 и на его втором прямом выходе снова появляется сигнал логической единицы 1. На выходе нуль-органа 23 по прежнему останется сигнал логическая единица 1. В итоге электродвигатель вращается с вновь заданной, частотой вращения. В случае команды на останов элект ропривода (Ut О) торможение проходит аналогично описанному. По OKOHia нии этого процесса регулятор частоты .вращения 7 и регулятор якорного ток 18 шунтирзпотся. Данное устройство, применяемое в случае использования реверсивного преобразователя в цепи обмотки воз- . буждёнйяэлектродвигателя нерегулируемого или с упрощенной (неимпульсно- фазовой) системой управления беэ регулятора тока возбзждения, соответствует приведенному на фиг.1 и фиг.З, Как видно из схемы на фиг.З,в блок управления торможением 12 (по сравнению со схемой на фиг.2) введен логические элементы И-НЕ 25-34. Выходы логических элементов И-НЕ 2 и И-НЕ 22 второй цепочки, подключен ные соответственно ко вторым входам логических элементов И-НЕ 25 и 41 И-НЕ 27, И-НЕ 30 и И-НЕ 32, определяют однозначно выдачу управляющего сигнала цщ или 2 полярность напряжения возбуждения U.D . Переключение вентильных групп реверсивного преобразователя в цепи обмотки возбуждения происходит при токе возбуждения равном нулю О, (Контролируется с помощью датчика нулевого тока возбуждения и его сигнала Сигнал U}g Mj. v nineui поступает на первые входы логических элементов И-НЕ 25 и И-НЕ 30 третьей и четвертой цепочек, логические элементы И-НЕ 26,И-НЕ 27, И-НЕ 31 и И-НЕ 32 которыхИмеют память. Кроме того, между третьей и четвертой цепочками предусмотрена блокировка действия противоположных управляюпсих сигналов. В том случае, когда необходимо осуществлять рекуперативное торможение до определенной фиксированной скорости, возможности устройства могут быть растирены. При этом в блок управления торможением вводится дополнительная пятая цепочка контроля памяти и управления по сигналу действительной скорости U|, и нульорган 39 (4ИГ.4). Работа нуль-органа 39 определяется условием: Un. и„ тва выходе нуль-органа 3 выходе ну ль-органа 3 где Um-jpjjj-сигнал, соответствующий частоте вращения, до которой производится торможение. В зависимости от состояния логических элементов И-НЕ дополнительной пятой цепочки (логическими элементами И-НЕ 35 и И-НЕ 36 осуществляется память) управление производится сигналом логического нуля О или единицы I с выхода логического элемента И-НЕ 38 через логический элемент И-НЕ 13 первой цепочки и четрез логические элементы И-НЕ 19 и 21 второй цепочки.

%

i/m

Ш.

i

гй

1 m

Л(

V

Т

LL

1.1

(ffff

IS

tf/7

29

I F1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1080241A1

I
ВСЕСОЮЗНАЯ f'^:''"':vT?^D-rpyWV!!Fftfl{ •-••' .:.!,. J iLAR,, iEtiRfl? 0
  • М. И. Альтшуллер
SU379034A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ управления электроприводом постоянного тока 1980
  • Бугаец Николай Антонович
  • Галяпа Владимир Иванович
  • Дымшиц Теодор Абрамович
  • Шиманович Павел Исаакович
SU970614A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 080 241 A1

Авторы

Бугаец Николай Антонович

Галяпа Владимир Иванович

Дымшиц Теодор Абрамович

Шиманович Павел Исаакович

Петков Владимир Сергеевич

Даты

1984-03-15Публикация

1982-07-07Подача