Электропривод бурового станка Советский патент 1992 года по МПК E21B3/00 

Описание патента на изобретение SU1716065A2

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу и может быть использовано при автоматизации технологических процессов, например при построении систем управления электроприводами станков геологоразведочного бурения.

Целью изобретения является повышение надежности работы электропривода в инверторных режимах.

На фиг. 1 приведена функциональная схема предлагаемого электропривода; на фиг, 2 и 3 -временные диаграммы работы некоторых узлов устройства; на фиг. 4 - временные диаграммы работы блока защиты от прорыва инвертора.

В состав электропривода бурового станка входит трансформатор 1 тока, выход которого подключен к датчику 2 тока, выход которого подключен к блоку 3 токовой отсечки, причем выход задатчика 4 частоты вращения подключен одновременно к входу первого нелинейного элемента 5 и к входу задатчика 6 интенсивности, выход которого подключен к первому входу первого сумматора 7, к второму входу которого подключен датчик 8 напряжения, а выход первого сумматора 7 подключен к входу регулятора 9 напряжения, первый выход которого через первый ключ 10 подключен к первому входу второго сумматора 11, а второй выход регулятора 9 напряжения через второй ключ 12 подключен к первому входу второго сумматора 1.1, к второму входу которого подключен выход блока 3 токовой отсечки, а выход второго сумматора 11 через первый блок 13 управления подключен.к входам третьего 14 и четвертого 15 ключей, выход третьего ключа 14 подключен к управляющему входу первого управляемого выпрямителя 16, а выход четвертого ключа 15 подключен к управляющему входу второго управляемого выпрямителя 17. Первый и второй управляемые выпрямитеди включены встречно и входами подключены через трансформатор 1 тока к сети питания, а выходами через датчик 18 тока я коря- к я корю

двигателя 19. Выход первого сумматора 7 подключен к первому входу блока 20 переключений, к второму входу которого подключен выход датчика 18 тока якоря.

Первый и второй выходы блока 20 переключений подключены соответственно к управляющим входам первого 10 и второго 12 ключей, третий и четвертый выходы блока 20 переключений подключены к управляющим

входам соответственно третьего 1.4 и четвертого 15 ключей, а выход первого нелинейного элемента 5 подключен к первому входу второго нелинейного элемента 21, к второму входу которого подключен выход

датчика 2 тока. К третьему входу второго нелинейного элемента 21 подключен выход источника порогового напряжения Unop. Первый выход переключателя 22 режимов работы подключен к второму входу датчика

2 тока, второй и третий выходы переключателя 22 режимов работы подключены соответственно к четвертому и пятому входам второго нелинейного элемента 21. Выход первого нелинейного элемента 5 подключей к второму входу третьего сумматора 23, к третьему входу которого подключен выход источника уставки номинального тока возбуждения DI вн., а выход третьего сумматора 23 подключен к входу регулятора 24

напряжения возбуждения, выход которого через второй блок 25 управления подключен к третьему управляемому выпрямителю 26, выход которого подключен к обмотке 27 возбуждения двигателя. Устройство содержит

также блок 28 защиты от прорыва инвертора,в состав которого входит однополярный компаратор 29, вход которого подключен к выходу задатчика 6 интенсивности, а выход подключен к элементу НЕ 30 и первому входу. первого элемента И-НЕ 31, второй вход которого подключен к третьему выходу блока 20 переключений, четвертый выход которого подключен к второму входу-второго элемента И-НЕ 32, к первому входу которого подключен выход элемента НЕ 30, Выходы первого 31 и второго 32 элементов И-НЕ

подключены соответственно к первому .и второму входам третьего элемента И-НЁ 33, выход которого подключен к управляющему входу пятого ключа 34, вход которого подключен к выходу второго нелинейного Эле- мента 21х, а его выход подключен к первому входу третьего сумматора 23.

Датчик 2 тока предназначен для выпрямления выходного сигнала трансформатора 1 тока. В состав датчика 2 тока введен контакт ручного переключателя 22 режимов работы электропривода, который предназначен для изменения коэффициента передачи датчика 2 тока, На фиг. 2,а приведены статические характеристики датчика 2 тока., В длительном режиме работы электропривода () контакт ручного переклик чателя 22 режимов работы разомкнут, т.е. U22-1 0, и датчик 2 тока имеет большой коэффициент передачи. В повторно-кратко- временном режиме работы электропривода (ПВ 100%) контакт переключателя 22 режимов работы электропривода замкнут, т.е. U22-1 1, и датчик 2 тока имеет меньший коэффициент передачи (фиг. 2,а)..

Блок 3 токовой отсечки представляет собой .пороговый элемент. При достижении выходным сигналом датчика 2 тока значения порога блока 3 (который может задаваться, например, с помощью стаби- литрона), на выходе блока 3 появляется сигнал, который поступает на второй сумматор 11. Поскольку блок 3 токовой отсечки имеет большой коэффициент усиления, при дальнейшем увеличении сигнала с датчика 2 тока выходной сигнал блока 3 быстро нарастает, что приводит к компенсации выходного сигнала регулятора 9 напряжения. На фиг. 2,6 приведена статическая характеристика блока 3 токовой отсечки.

Первый нелинейный элемент 5 с зоной нечувствительности и насыщением предназначен для выделения из выходного сигнала задатчика 4 частоты вращения положительного сигнала задания Us на из- менение тока возбуждения. На фиг.,.3,а, представлена его статическая характеристика, где (-А, +А) - зона нечувствительно сти. :

Задатчик 6 интенсивности разгона и торможения представляет собой интегратор с регулируемыми интенсивноетями нарастания и спадания сигнала. Установившийся выходной сигнал задатчика 6 по уровню всегда равен входному.

Блоки 13 управления относятся к узлам с вертикальным управлением. Входными сигналами для блоков 13 и 25 являются выходные аналоговые сигналы сумматора 11 и регулятора 24 напряжения соответственно.

На выходах блоков 13 и 25 формируются управляющие импульсы, предназначенные для открывания тиристоров в управляемых выпрямителях 16, 17 и 26 соответственно. При этом амплитуда и ширина управляющих импульсов, формируемых ,на выходах блоков 13 и 25, являются неизменными параметрами, а их фаза определяется амплитудой входного сигнала. При изменении выходного сигнала блоков 11 и 14 меняется фаза управляющих импульсов на выходе блоков 13 и 25, что приводит к изменению момента включения тиристоров в управляемых усилителях 16, 17 и 26. В результате этого меняется напряжение на зажимах якорной обмотки 19 и обмотки 27 возбуждения.

Блок 20 переключений предназначен для управления ключами ,10, 12, 14 и 15. Переключение блока осуществляется в функции полярности выходного сигнала первого сумматора 7, если в якорной цепи двигателя 19 отсутствует ток (сигнал запрета с датчика 18 нулевого тока). Если полярность выходного сигнала первого сумматора 7 положительная, на первом и третьем выходах блока 20 переключения появляются выходные сигналы, и ключи 10 и 14 замыкаются. На втором и четвертом выходах сигналы отсутствуют, и ключи 12 и 15 разомкнуты. При изменении полярности выходного сигнала первого сумматора с положительной на отрицательную блок 20 должен переключиться, но не переключится до тех пор, пока ток в якорной цепи исполнительного двигателя 19 не станет равным нулю. В этот момент времени сигнал запрета с выхода датчика 18 тока якоря становится равным нулю, и блок 20 переключается. Сигналы на первом и третьем выходах становятся равными нулю, и ключи 10 и 14 размыкаются. С другой стороны, на втором и четвертом выходах блока 20 появляются сигналы, и ключи 12 и 15 замыкаются.

Второй нелинейный элемент 21 с зоной нечувствительности насыщением и переменным коэффициентом усиления предназначен для корректировки сигнала задания на изменение тока возбуждения в функции этого сигнала и выходного сигнала датчика 2 тока. На вход элемента 21 заведены три сигнала: пороговый Unop., выходной сигнал блока первого измерительного элемента 5 и сигнал с датчика 2 тока. Кроме того, в состав второго нелинейного элемента 21 введены два контакта ручного переключателя 22 режимов работы. В длительном режиме работы электропривода () контакты переключателя 22 режимов работы разомкнуты, и второй нёлинейный элемент 21 имеет большой коэффициент усиления.

Поэтому при превышении сигналом с датчика 2 тока порогового сигнала Unop. на выходе элемента 21 появляется выходной сигнал, который поступает на третий сумматор 23. В длительном режиме работы выходной сигнал блока 5 не оказывает влияния на работу второго нелинейного элемента 21, так как из-за разомкнутого контакта переключателя 22 режимов работы сигнал блока 5 на вход элемента 21 не поступает.

В повторно-кратковременном режиме работы электропривода (ПВ 100%) контакты ручного переключателя 22 режимов работы замкнуты. Второй нелинейный элемент 21 имеет небольшой коэффициент усиления, и через замкнутый контакт на его вход поступает выходной сигнал первого нелинейного элемента 5. На фиг. 3,6 приведены статические характеристики второго нелинейного элемента 21 для длительного (пунктирная линия) и повторно-кратковременного (сплошные линии) режимов работы.

Электропривод работает следующим образом.

При перемещении рукоятки управления задатчика 4 частоты вращения двигателя на его выходе формируется сигнал задания, который поступает одновременно на входы задатчика б интенсивности первого нелинейного элемента 5 с зоной нечувствительности.

На выходе первого нелинейного элемента 5 сигнал равен нулю до тех пор, пока величина сигнала с выхода задатчика 4 частоты вращения двигателя не превысит зоны нечувствительности (-А, +А, фиг. 3,а) элемента 5.

Напряжение на выходе задатчика б интенсивности изменяется при этом от нуля до некоторого установившегося значения. Зона нечувствительности элемента 5 выбирается равной амплитуде выходного сигнала задатчика 4 частоты вращения двигателя, при которой на якоре двигателя 19 номинальное напряжение.

При дальнейшем перемещении рукоятки управления задатчиком 4 частоты вращения двигателя амплитуда выходного сигнала с выхода задатчика 6 интенсивно- сти остается неизменной, а выходной сигнал первого нелинейного элемента 5 начинает увеличиваться от нуля до некоторого значения, величина которого определяется углом поворота рукоятки управления задатчиком 4 частоты вращения двигателя.

До тех пор, пока исполнительный двигатель 19 не разгонится до номинального числа оборотов, выходной сигнал элемента 5 равен нулю. Поэтому входной сигнал регулятора 24 напряжения возбуждения определяется сигналом установки номинального

тока возбуждения DI вн., поступающим на третий сумматор 23 вместе с сигналами элементов 5 и 21, которые равны нулю. При этом по обмотке 27 возбуждения протекает номинальный ток.

0 Задатчик 6 интенсивности формирует линейно изменяющееся напряжение, интенсивность изменения которого определяет темп разгона (торможения) двигателя 19. Регулятор 9 напряжения совместно с

5 датчиком 8 напряжения и первым сумматором 7 образуют контур стабилизации напряжения на якоре двигателя 19 на уровне, определяемом выходным сигналом задатчика б интенсивности. Под воздействием вы0 ходного сигнала задатчика 6 интенсивности и датчика 8 напряжения на выходе сумматора 7 появляется сигнал, пропорциональный их разности. В результате на прямом и инверсном выходах регулятора 9 напряжения

5 также формируются сигналы.

Ключи ,10 и 12 не могут быть одновременно замкнуты, т.е. когда один из них замкнут, то другой обязательно разомкнут, Аналогичным образом работают ключи 14

0 и 15.,

Поскольку в первый момент времени напряжение на якоре двигателя 19 равно нулю, сигнал с датчика 8 напряжения также равен нулю, то весь сигнал с выхода задат5 чика б интенсивности поступает на вход регулятора 9 напряжения. Силовой ток в якорной цепи отсутствует, поэтому сигнал запрета на переключение блока 20 переключений с датчика 18 отсутствует. Под дейст0 вием разностного сигнала с выхода первого сумматора 7 блок 20 включает или ключи 10 и 14, или ключи 12 и 15.

В зависимости от того, какой ключ замкнут, на вход первого блока 13 управления

5 поступает сигнал с прямого или инверсного выходов регулятора 9 напряжения после второго сумматора 11, так как на втором входе второго сумматора 11 сигнал с выхода блока 3 токовой отсечки равен нулю. Блок 13

0 управления обеспечивает формирование управляющих импульсов для выпрямителей

16или 17 и их фазовый сдвиг пропорционален входному сигналу, поступающему с выхода регулятора 9 напряжения.

5

Через ключи 14 или 15 управляющие импульсы поступаюгна выпрямители 16 или

17и на выходе одного из них формируется напряжение питания якорной обмотки двигателя 19.

На выходе датчика 8 напряжения появится сигнал, который поступает на сумматор 7. Однако, поскольку на выходе задатчика 6 интенсивности формируется нарастающий сигнал, его амплитуда будет больше, чем амплитуда сигнала с датчика 8 напряжения. Поэтому полярность разностного сигнала на выходе сумматора 7 не изменится. Следовательно, блок 20 сохранит свое состояние, и ключи 10, 12, 14 и 15 останутся в прежнем состоянии, т.е. двигатель 19 будет продолжать разгоняться в.ту же сторону.

В установившемся режиме всегда существует разница сигналов задания и обратной связи, под воздействием которой будет поддерживаться заданное положением рукоятки задатчика 4 значение частоты вращения двигателя.

В случае, если интенсивность разгона исполнительного двигателя 19 будет определяться задатчиком 6 интенсивности достаточно высокой, тогда ток якоря двигателя 19 достигнет такой величины, что выходное напряжение датчика 2 тока может достигнуть порога нечувствительности блока 3 токовой отсечки. На выходе блока 3 появится напряжение, которое будет вычитаться из напряжения регулятора 9 напряжения во втором сумматоре 11. Напряжение управления блока 13 за счет этого снизится и будет, поддерживаться на таком уровне, чтобы ток якоря двигателя 19 не превышал заданной величины в зависимости от режима работы привода. Интенсивность разгона двигателя

19в данном случае станет ниже заданной задатчиком 6 интенсивности и будет определяться только нагрузкой на валу двигателя 19. Разгон двигателя в этом случае будет осуществляться по предельной электромеханической характеристике, имеющей вид экскаваторной.

В случае, если рукояткой управления за- датчиком 4 частоты вращения задана противоположная полярность сигнала задания, алгоритм работы электропривода аналогичен вышеприведенному с той разницэй, что полярность разностного сигнала на выходе сумматора 7 будет противоположной, блок .

20переключения включит другие ключи, блок 13 управления будет подключен к другому выходу регулятора 9 напряжения, амм- пульсы с выхода блока 13 будут поступать на другой выпрямитель 16 или 17, напряжение на якорной обмотке двигателя 19 будет другой полярности.;..;..Как уже выше упоминалось, в двигательном режиме ключ 34 всегда замкнут.

Допустим теперь, что после окончания разгона двигателя 19 до номинальной частоты вращения момент сопротивления на валу двигателя отсутствует, а рукоятка управления задатчиком 4 установлена в такое положение, что на выходе первого нелинейного элемента 5 также формируется сигнал задания. При этом, поскольку сигнал задания на выходе задатчика 6 интенсивности не меняется, напряжение на якоре двигателя 19 также неизменно.

Сигнал задания с выхода первого нелинейного элемента 5 поступает на третий сумматор 23. На выходе третьего сумматора 23 формируется сигнал и поступает на вход регулятора 24 напряжения возбуждения.

Под действием этого сигнала регулятор 24 изменяет (уменьшает) свой выходной сигнал, блок 25 управления меняет фазу управ- ляющих импульсов, поступавших на управляемый выпрямитель 26. В результате

этого изменяется (уменьшается) напряжение на выходе выпрямителя 26, следовательно, и ток возбуждения.

Двигатель 19 начинает разгоняться до частоты вращения, определяемой потоком

возбуждения, а следовательно, сигналом задатчика 4, т.е. частота вращения двигателя 19 во второй зоне регулирования определяется положением рукоятки управления задатчиком 4 частоты вращения.

Если момент сопротивления на валу двигателя увеличивается, то под его воздействием начинает увеличиваться ток в якор- i ной обмотке двигателя 19, а следовательно, увеличивается сигнал с трансформатора 1

тока.

Второй нелинейный элемент 21с зоной

нечувствительности, насыщением и переменным коэффициентом усиления предназначен для изменения токовой, уставки

электропривода во второй зоне регулирования при и реализации режима постоянства мощности при . Функционально элементом 21 осуществляется изменение сигнала управления регулятора 24 напряжения возбуждения таким образом, чтобы ток якоря возбуждения увеличивался пропорционально превышению током якоря номинального значения.

Изменение вида характеристик, реализуемых электроприводом, осуществляется ручным переключателем 22 режимов работы, который осуществляет коммутацию как элемента 21, так и датчика 2 тока.

ПриПВ 100% накл онэлектромеханической характеристики электропривода определяется коэффициентом передачи нелинейного элемента 21 по второму входу LJ2, а порог срабатывания определяется на- пряжениями источника Unop., а также напряжением на выходе первого нелинейного элемента Us.

В режиме при достижении током якоря исполнительного двигателя 19 номинального значения на выходе элемента 21 появляется напряжение 1)21, которое за счет большого коэффициента передачи элемента 21 становится большим при малейшем увеличении тока якоря. При этом результирующий сигнал на выходе сумматора 23 (пятый ключ 34 разомкнут только в инверторном режиме работы управляемых выпрямителей 16 и 17) изменится таким образом, что ток возбуждения станет возрастать, частота вращения двигателя 19 снизится, а момент, развиваемый электроприводом, увеличится за счет увеличения потока возбуждения двигателя 19. В результате электропривод будет развивать возросший момент на валу за счет увеличения потока возбуждения двигателя 19 при снижении частоты вращения практически без увеличения тока якоря.

В результате элемент 21 обеспечивает стабилизацию тока якоря на уровне номинального за счет усиления потока возбуждения в функции превышения током якоря номинального значения. За счет этого обеспечивается работа двигателя 19с номинальной мощностью.

В режиме второй нелинейный элемент 21 имеет значительно меньший коэффициент передачи по входу U2, поэтому электромеханическая характеристика имеет более пологий вид. В этом режиме работы электропривода на вход элемента 21 кроме напряжения источника Unop. также поступает сигнал Us, который необходим для изменения результирующего порога срабатывания элемента 21.

В этом случае результирующий порог срабатывания второго нелинейного элемента 21 является функцией выходного сигнала первого нелинейного элемента 5, ко- торый по второй зоне регулирования пропорционален частоте вращения двигателя 19, за счет чего электромеханическая характеристика является предельно допустимой для исполнительного двигателя при ПВ 100 %.

В соответствии с вышеизложенным, элементом 21 осуществляется формирование участка характеристики электропривода, как при изменении напряжения задания на ослабление тока возбуждения, так и изменении нагрузки на валу двигателя.

На фиг. 4 приведены временные диаграммы блока 28 защиты от прорыва инвертора.

4 Допустим, электропривод работает в установившемся режиме, т.е. на выходе задатчика 6 интенсивности присутствует положительное напряжение фиг. 4,а). На выходе1 регулятора 9 напряжения формируется сигнал, который поступает на вход второго сумматора 11, на выходе которого также присутствует сигнал. Блок 13 управления формирует и сдвигает углы управления пропорционально этому сигналу. Поскольку на выходе одного из управляемых выпрямите0 лей есть напряжение, датчик 8 напряжения формирует сигнал, который .поступает на вход первого сумматора 7. Сигнал с выхода сумматора 7 поступает на вход блока 20 переключений. Поскольку электропривод

5 находится в статическом состоянии, сигнал с выхода задатчика 6 интенсивности больше сигнала обратной связи с датчика 8 напряжения, т.е. их разница положительна, поэтому на первом и третьем выходах блока 20

0 переключений формируется сигнал Лог. 1 (ключи 10 и 14 замкнуты), а на втором и четвертом выходах блока переключений - Лог. О (ключи 12 и 15 разомкнуты).

В момент времени ti (фиг. 4,а) сигнал

5 на выходе задатчика 6 интенсивности начинает линейно спадать. Сигналы на выходах блоков 9, 11 и 13 также уменьшаются, разностный сигнал на выходе сумматора 7 меняет знак, вследствие че0 го блок 20 переключается. На его первом и третьем выходах формируются сигналы Лог. О (ключи 10 и 14 размыкаются), а на втором 20.2 и четвертом 20.4 выходах формируются сигналы Лог. 1 (ключи 12 и 15

5 замыкаются). Происходит переключение ключей 10,12 и 14, 15. Электродвигатель 19 переходит в генераторный режим работы (II квадрант), т.е. происходит рекуперативное торможение электропривода.

0 В момент времени г сигнал на выходе задатчика 6 интенсивности станет равным нулю, электродвигатель остановится, Если сигнал на выходе задатчика 6 и дальше будет линейно изменяться (будет нарастать по

5 амплитуде отрицательное напряжение), . электродвигатель 19 будет разгоняться до частоты вращения, соответствующей уровню сигнала на выходе задатчика 6. При этом напряжение на; выходе задатчика 6 имеет

0 отрицательный знак, на первом и третьем

выходах блока 20 переключении - Лог; 1

(ключи 10 и 14 разомкнуты), а на втором и

четвертом выходах - Лог. 1 (ключи 12 и 15

замкнуты).

5 В момент времени ti (фиг. 4,и) сигнал на выходе задатчика 6 начинает линейно возрастать, и электродвигатель переходит в генераторный режим (IV квадрант). Алгоритм работы электропривода аналогичен вышеприведенному, т.е. происходит переключение ключей 12, 10 и 15, 14, и электропривод осуществляет рекуперативное торможение. Очевидно, что в I квадранте сигнал на выходе датчика 6 интенсивности положительный, а на третьем 20.3 выходе блока 20 переключений - сигнал Лог. 1 (ключ 14 замкнут). При переходе электродвигателя

19в генераторный режим работы (II квадрант), при положительном сигнале на выходе задатчика 6, на третьем 20.3 выходе будет Лог. О (ключ 14 разомкнут), а на четвертом 20.4 выходе - Лог. 1 (ключ .15 замкнут).

В III квадранте сигнал на выходе задатчика 6 будет отрицательного знака, на третьем 20.3 выходе - Лог. О (ключ 14 разомкнут), а на четвертом 20.4 выходе - Лог. 1 (ключ 15 замкнут). При переходе электродвигателя 19 в генераторный режим работы (IV квадрант) при отрицательном сигнале на выходе задатчика 6 на третьем 20.3 выходе - Лог. 1 (ключ 14 замкнут), а на четвертом 20.4 выходе - Лог. О (ключ 15 разомкнут). Таким образом, алгоритм работы электропривода позволяет установить следующие однозначные соответствия.

Двигательный режим работы электропривода:

1)De положительное и ключ 14 замкнут (и20.. 1);.-...,

2)11б отрицательное и ключ 15 замкнут (1120.. 1).

Генераторный режим работы электропривода (инверторный режим работы управляемых выпрямителей):

1)Ue положительное и ключ 15 замкнут (и2о.. Г);

2)Ue отрицательное и ключ 14 замкнут (.. 1).

На основании этих соответствий построен блок 28 защиты от прорыва инвертора.

Рассмотрим работу этого блока.

На отрезке времени, предшествующем моменту ti (фиг. 4,а), электропривод работает в двигательном режиме, На выходе ва- датчика 6 положительное напряжение, поэтому на выходе однополярного компаратора 29 сигнал по уровню, равный Лог. 1 (фиг. 4,6), на выходе элемента НЕ 30 - Лог. 1 (фиг. 4,в). На третьем 20.3 выходе блока

20переключений - Лог. 1 (фиг. 4,г), а на четвертом 20.4 - Лог. О (фиг. 4,д). Таким образом, на входах первого элемента И-НЁ 31 два сигнала Лог. 1 и, следовательно, на его выходе сигнал Лог. О (фиг. 4,е). На входах второго элемента И-НЕ 32 два сигнала Лог. О и, следовательно, на его выходе - Лог. 1 (фиг. 4,ж). Таким образом, на входах третьего элемента И-НЕ 33 комбинация сигналов из Лог. 1 и Лог. О, а на его выходе - Лог. 1 (фиг. 4,з).

До тех пор, пока электропривод работает в двигательном режиме, пятый ключ 34

замкнут (фиг. 4,з), и формирование электромеханических характеристик осуществляется с помощью второго нелинейного элемента 21.В момент времени ц электропривод переходит в режим рекуперативного торможения, при этом на выходе компаратора 29 сигнал сохраняет свое состояние (фиг. 4,а), так как выходной сигнал задатчика 6 положительного знака. Элемент Н Е 30 также сохраняет свое состояние Лог. О.

В этот момент времени на третьем 20.3 выходе блока 20 переключений сигнал Лог. О, а на четвертом 20.4 - Лог. 1,

т.е. в момент времени ti на входах первого

элемента ИгНЕ 31 комбинация из Лог. О и Лог. 1, ион меняет свое состояние на Лог. 1. Второй элемент И-НЕ 32 не меняет свое выходное состояние, так как на его входах комбинация из Лог. 1 и Лог. О. В результате в момент времени ti третий элемент И-НЕ 33 меняет свое состояние на Лог. О. Пятый ключ 34 размыкается (фиг. 4,з).

В момент времени t2 сигнал на выходе задатчика 6 интенсивности станет равным

нулю. В случае, если сигнал на выходе задатчика 6 и дальше будет линейно нарастать по амплитуде отрицательного знака, элементы 29 и 30 меняют свое выходное состояние. На третьем 20.3 и четвертом 20.4 выходах

блока 20 сигналы сохраняют свое предыдущее состояние, электропривод начинает разгоняться в противоположном направлении.

Следовательно, на интервале времени

(фиг. 4,а) рекуперативное торможение электропривода сопровождается размыканием шестого ключа 34, что позволяет исключить возможность появления положительной обратной связи по ЭДС

двигателя.

В случае, если электропривод работает с отрицательным напряжением на выходе задатчика 6 (фиг. 4,и), алгоритм работы блока 28 защиты от прорыва инвертора аналогичен вышеприведенному. На фиг. 4,и-4,р приведены временные диаграммы работы элементов блока 28 для этого случая.

Таким образом, введение блока 28 защиты от прорыва инвертора позволяет исключить влияние второго нелинейного элемента 21 на работу электропривода в инверторном режиме управляемых выпрямителей, т.е. исключается возможность появления положительной обратной связи по ЭДС двигателя при его рекуперативном торможении. Это позволяет ограничить рост ЭДС двигателя в допустимых (по условиям защиты от прорыва инвертора) пределах.

Поскольку существенно уменьшается возможность неограниченного роста ЭДС двигателя в инверторном режиме, уменьшается возможность возникновения аварийных ситуаций, и следовательно, повышается надежность работы электропривода в целом.

Формула изобретения Электропривод бурового станка по авт. св. № 1641969, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы электропривода в инверторных режимах, электропривод снабжен пятым ключом и блоком защиты от прорыва инвертора, при этом выход второго нелинейного элемента соединен с первым входом третьего сумма- тора через пятый ключ, а блок защиты от

прорыва инвертора содержит однополяр- ный компаратор, элемент НЕ и три элемента И-НЕ, при этом выход однополярного компаратора соединен с первым входом первого и через элемент НЕ с первым входом второго элементов И-НЕ, выходы первого и второго элементов И-НЕ подключены к соответствующим входам третьего элемента И-НЕ, вход однополярного компаратора является первым входом блока, вторые входы первого и второго элементов И-НЕ являются соответственно вторым и третьим входами блока, а выход третьего элемента И-НЕ является выходом блока защиты от прорыва инвертора, причем выход задатчика интенсивности, а также третий и четвертый выходы блока переключений соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами блока защиты от прорыва инвертора, выход которого подключен к управляющему входу пятого ключа,

Похожие патенты SU1716065A2

название год авторы номер документа
Электропривод бурового станка 1989
  • Поваров Николай Викторович
  • Рахматулин Раис Мухибович
  • Дегтярев Владимир Алексеевич
  • Шулдяков Владимир Владиславович
  • Чикулаев Сергей Анатольевич
  • Кантиус Лев Иосифович
  • Лопуленко Владимир Федосеевич
  • Пилип Лев Александрович
  • Гафиятуллин Рафаиз Хазеевич
SU1641969A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Тарарыкин Сергей Вячеславович
  • Копылова Лариса Геннадьевна
  • Терехов Анатолий Иванович
RU2414048C1
Частотно-управляемый тяговый электропривод 1982
  • Грузов Владимир Леонидович
  • Калинин Владимир Романович
  • Подольный Юлий Исаакович
SU1072231A1
Электропривод бурового станка 1987
  • Поваров Николай Викторович
  • Шулдяков Владимир Владиславович
  • Рахматулин Раис Мухибович
  • Дегтярев Владимир Алексеевич
  • Кантиус Лев Иосифович
SU1515310A1
Электропривод постоянного тока с минимизацией потерь в двигателе 1984
  • Анхимюк Вячеслав Леонтьевич
  • Панасюк Виктор Иванович
  • Юденков Виктор Степанович
  • Панасюк Александр Иванович
  • Лопатин Юрий Викторинович
SU1432705A2
Частотно-управляемый электропривод 1988
  • Дегтяренко Олег Александрович
  • Клименко Юрий Михайлович
SU1527701A1
Многодвигательный электропривод 1984
  • Родькин Дмитрий Иосифович
SU1334349A1
Электропривод постоянного тока 1976
  • Орещенко Рудольф Александрович
  • Краковецкий Владимир Кириллович
  • Калинин Александр Аркадьевич
SU657554A1
Реверсивный вентильный электропривод 1982
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Ушаков Игорь Иванович
SU1138913A1
Позиционный электропривод 1982
  • Гребенюк Николай Васильевич
  • Гудзь Юрий Викторович
  • Дубовик Владимир Григорьевич
  • Чермалых Александр Валентинович
SU1084727A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 716 065 A2

Реферат патента 1992 года Электропривод бурового станка

Изобретение относится к автоматизирован ному электроприводу (Э) и позволяет повысить надежность его работы в инвертор- ных режимах. Для этого Э снабжен блоком 28 защиты от прорыва инвертора и пятым ключом 34. При работе Э в, двигательном режиме ключи 10 и 14 замкнуты, а ключи 12 и 15 разомкнуты, т.е. присутствует сигнал на первом и третьем выходах блока 20 переключений. При положительном напряжении на выходе задатчйка 6 интенсивности сигнал с выхода одномерного компаратора 29 через первый элемент И-НЕ 31 не попадает на первый вход третьего элемента И-НЕ 33. Сигнал на выходе второго элемента И-НЕ 32 присутствует, поэтому на выходе элемента И-НЕ 33 сигнал есть. Ключ 34 замкнут и формирование электромеханических харак

Формула изобретения SU 1 716 065 A2

6 Фиг. 2

Ц

Фиг.З

- «f/ner

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1716065A2

Авторское свидетельство СССР №
Электропривод бурового станка 1989
  • Поваров Николай Викторович
  • Рахматулин Раис Мухибович
  • Дегтярев Владимир Алексеевич
  • Шулдяков Владимир Владиславович
  • Чикулаев Сергей Анатольевич
  • Кантиус Лев Иосифович
  • Лопуленко Владимир Федосеевич
  • Пилип Лев Александрович
  • Гафиятуллин Рафаиз Хазеевич
SU1641969A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 716 065 A2

Авторы

Поваров Николай Викторович

Дегтярев Владимир Алексеевич

Рахматулин Раис Мухибович

Сивкова Анна Прокопьевна

Кантиус Лев Иосифович

Лопуленко Владимир Федосеевич

Даты

1992-02-28Публикация

1990-01-23Подача