Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент Советский патент 1984 года по МПК F16D7/02 

Описание патента на изобретение SU1083003A1

00 со

Похожие патенты SU1083003A1

название год авторы номер документа
Устройство для сборки и настройки предохранительных муфт 1986
  • Устинов Виталий Валентинович
  • Щукин Владимир Андреевич
  • Жаров Сергей Викторович
SU1349988A1
Фрикционная предохранительная муфта 1979
  • Быков Юрий Иванович
SU947501A1
Дисковая предохранительная муфта 1982
  • Кобцев Борис Георгиевич
  • Коськин Василий Николаевич
  • Корнеев Юрий Степанович
SU1065635A1
Предохранительная фрикционная муфта 1988
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1581911A1
ИДЯ [|-f isA'^'L-IViriO- .-I* i '' ГГХ'-Г^ККАЯ ^' I 1964
SU163852A1
Предохранительная фрикционно-кулачковая муфта 1980
  • Кондратенко Иван Исидорович
SU947509A1
Предохранительная фрикционная муфта 1978
  • Флик Эдгар Павлович
  • Ишанов Александр Петрович
  • Гевко Богдан Матвеевич
  • Зеленский Александр Семенович
  • Дубик Орест Иванович
  • Ландышев Владимир Константинович
  • Козаченко Борис Дмитриевич
  • Блюммер Валерий Валентинович
SU987227A1
Фрикционная предохранительная муфта 1983
  • Карамышев Виталий Романович
SU1073507A2
Предохранительная фрикционная муфта 1988
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1603089A1
Предохранительная фрикционная муфта М.П.Шишкарева 1982
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1055915A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 083 003 A1

Реферат патента 1984 года Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент

СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПРЕДОХРА НИТЕЛЬНЫХ ФРИКЦИОННЫХ МУФТ-НА НОМИ НАЛЬНЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, включающий предварительное сжатие нажимными пружинами ведущих и ведомых дисков муфты, установку муфты на сборочном приспособлении и нагружение ее ведущей части номинальным крутящим моментом, окончательное сжатие ведущих и ведомых дисков муфты путем изменения предварительной затяжки нажимных пружин до момента срабатывания муфты и фиксирования окончательной затяжки на всех нажимных пружинах, отличающий ся тем, что, с целью повышения точности настройки, предварительное сжатие дисков осуществляют на сборочном приспособлении под действием одного усилия, приложенного к пружинам по оси муфты, величина которого по крайней мере не меньше величины усилия от номинального крутящего момента, а с iS установление момента срабатывания муфты осуществляют путем плавной, (Л одновременной разгрузки всех нажимных пружин, причем нагружение ведущей части муфты номинальным крутящим моментом и плавную разгрузку нажимных пружин осуществляют одновременно.

Формула изобретения SU 1 083 003 A1

00.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении при механизаци и автоматизации операций тарировани предохранительных фрикционных муфт на заданный номинальный крутящий момент (например, для муфт сельскохозяйственных жаток и .комбайнов).t Известен настройки фрикционных муфт на заданный крутящий момент на стенде, заклгочашШйся в установке подсобранной муфты на при способлении, одновременном сжатии всех пружин до жесткого упора на одну и ту же величину деформации нагружающим устройством, ручной настройке на заданный крутящий момент завинчивании гаек до упора в нажимной диск, затягивании контргаек, от вода нагружающего устройства и снятии собранной муфты со сборочного приспособления ij . Недостатком известного способа является то, что сжатие всех пружин через нажимной диск на одну и ту же величину деформации приводит в окон чательно собранной муфте к различны усилиям, оказываемым разными пружинами одной и той же муфты на фрикци онные кольца, так как не учитываютс отклонения каждой пружины по жесткости из-за допускаемых колебаний геометрических параметров (по длине диаметру проволоки, шагу, диаметру пружины) и рвйсимов термообработки. Кроме того, в известном способе не учитывается при настройке муфты на заданный крутящий момент отклонение коэффициента трения в парах трения (например из-за колебаний шероховатости поверхностей различных партий фрикционных накладок или ступиц). Все это приводит к значительным отк нениям крутящего момента срабатывания различных муфт после их сборки. Наиболее близким к предлагаемому является способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент (например, способ настройки муфт мотовила жатки на Бердянском заводе сельскохозяйственных машин), включающий предва|рительное сжатие ведущих и ведомых дисков муфты, собранной в один агрегатный узел вместе с приводом, к которому подсоединена ведущая часть муфты. Предварительного сжатия диско может быть недостаточно для нормальной работы муфты при нагружении ее заданным номинальным крутящим моментом. Тогда диски начинают проскальзывать друг относительно друга, муфта срабатывает не передав номинальный крутящий момент. Для устранения этого несоответствия осуществляют окончательное сжатие дисков, увеличивая затяжку нажимных пружин до прекращения срабатывания муфты. Установив отсутствие проскальзывания дисков в муфте затяжку всех пружич фик; сиру ют з , Недостатком указанного способа является то., что в нем нельзя добиться точной настройки муфты на заданный ; номинальный крутящий момент ,т .е. настройка осуществляется вручную путем интуитивного изменения сжатия гайками той или иной пружины, что приводит к неравномерному их заневоливанию. При данном способе может иметь место то, что фрикционные пары муфты могут быть сжаты за счет недопустимо высокой степени деформации всего, двух ( трех) нажимных пружин, в то время как остальные нажимные пружины остаются значительно недогруженными. Неточность настройки приведет к одностороннему износу дисков . Цель изобретения - повышение точности настройки. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент, включающему предварительное сжатие нажимными пружинами ведущих и ведомых дисков муфты, установку муфты на сборочном приспособлении и нагружение ее ведущей части номинальным крутящим моментом, окончательное ведувгих и ведомых дисков муфты путем изменения предварительной затяжки нажимных пружин до момента срабатывания муфты и фиксирование окончательной затяжки на всех нажимных пружинах, предварительное сжатие дисков осуществляют на сборочном приспособлении под действием одного усилия, приложенного к пружинам по оси муфты, величина которого по крайней мере не меньше величины усилия от номинального крутящего момента, а установление момента срабатывания муфты осуществляют путем плавной, одновременной разгрузки всех нажимных прулсин, причем нагружение ведущей части муфты номинальным крутяв(им моментом и плавную разгрузку нажи1у5ныя пружин осуществляют одновременноНа фиг. 1 показана установка предохранительной фрикционной муфты на сборочном приспособлении;- на фиг. 2 узел привода сборочного приспособления, вид в планер на фиг. 3 - схема подвески, при помощи которой осуществляют нагружение нажимных пружин уфты от одного усилия. Предохранительную фрикционную муфту 1 устанавливают на сборочном приспособлении. Используя шарнирную нагрузочную подвеску 2 осуществляют нагружение нажимных пружин предохранительной фрикционной муфты 1 - сперва предварительное, а затем окончательное. Нагружение всех пружин осуществляется при помощи, Например, арнирной подвески (фиг.З) от одного усилия. В результате нагружения, какую бы жесткость не имели бы отдельные нажимные пружины, на какую бы величину не сдеформировались бы они, фрикционные диски будут равномерно по всей взаимодействующей поверхности прижиматься друг к другу. Причем усилие, которое прикладывается к подвеске 2 выполняется заведомо большим, чем величина номинального крутящего момента, на которую должна быть настроена муфта, а приложение усилия по оси муфты дает равномерное распределение сил по пружинам. После осуществления операции - предварительное сжатие дисков, осуществляют нагружение предварительно подсоединенной к приводу ведущей части предохранительной фрикционной муфты 1. Окончательную на- стройку муфты или окончательное сжатие дисков осуществляют при одновременной плавной разгрузке йсех нажимных пружин до появления пробуксовки .

дисков, т.е. до момента срабатывания муфты. Выполнение условия одновременности разгрузки всех пружин необходимо для сохранения постоянной параллельности дисков. При этом н обходимо соблюдать одновременность действий связанных с нагружением ведущей части муфты и разгружением,ее нажимных пружин, чтобы выполнить условие при котором упомянутые дейстВИЯ будут согласованы друг с другом. После выполнения операции окончательной настройки муфты осуществляют фиксацию установленной при выполнении предыдущей операции деформации нажимных пружин, т.е фиксацию затяжки нажимных пружин.

Примером осуществления изобретения может служить выполнение операции по настройке предохранительной фрикционной муфты 1 на следующем сборочном приспособлении с подвеской 2.

Устройство состоит из базирующей оси 3, со щлонкой, из механизма нагружения пружин, включающего силовой цилиндр 4, ползун 5, регулируемый упор 6, концевой выключатель 7, подвеску 2 и нагружающие конуса 8. Причем подвеска 2 выполнена шарнирной, ее центральная ось/ соединенная с ползуном 5, расположена в центре нагружающих конусов 8 и связана с каждым из них равноплечими рьетагамн, механизма плавного растормаживания муфты, содержащего подвижную в радиальном направлении постель 9 с шестигранными углублениягда 10 .

(фиг.2) под головки болтов муфты, .направляющих 11, двуплечего 12 и одноплечего 13 рычагов, кулачков 14 ,и 15, расположенных на одном валу 16, редуктора 17, электродвигателя 18, тарировочных грузов 19, подвешенных через блок 20 и концевых выключателей 21 и 22 (фиг.2).

На фиг. 1 так же изображена установленная на устройстве подсобранная муфта (без завинченных; гаек и контргаек), состоящая из нижней ступицы 23, являющейся ведущей частью yфты, болтов 24, фрикционных накладок 25, верхней ступицы 26, являющейся ведомой частью муфты, нажимного диска 27, нажимных пружин 28, шайб 29, гаек 30, контргаек 31.

Настройку муфты осуществляют следующим образом,

Собранную муфту надевают на конец базирующей оси 3, так, чтобы ее шпонка вошла в шпоночный паз верхней ступицы 26, а головки болтов 24 попали в углубления постели 9. Включается силовой цилиндр 4, гголзун 5 опускается до регулируемого.упора 6 и нагружающие конуса 8, связанные через подвеску 2. с ползуном 5, захватывая шайбы 29, благодаря подвеске 2, сжимают нажимные прузшны 28 3 осевом направлении с одинаковой нагрузкой, заведомо большей, чем необходимо для обеспечения максимально допустимого номинального кру.тящего момента срабатывания муфты. При этом усилие сжатия каждой пружины будет равно четверти части от усилия создаваемого на ползуне 5, а деформация каждой из нажимных пружин 28 (так как ее величина обратно пропордиональна жесткости) будет различной в зависимости от ее жесткости. По команде концевого выключателя 7

срабатывает двигатель 18, который через редуктор 17 приводит во вращение вал 16с кулачками 14 и 15., Кулачок 15,. начав поворот по часовой стрелке, лишает опоры конец одноплечего рычага 13 (фиг.2). Под действием грузов 19 рычаг 13, через

шпонку базирующей оси 3, создает

номинальный крутящий момент на верх;ней ступице 26, а поворот плоского i кулачка 14. через двуплечий рычаг 12 jприведет к плавному опусканию постели 9 вдоль базирующей оси 3.по на:правлякяаим 11,-т.е. буде.т происходить растормаживание муфты. Когда момент .трения фрикционных пар муфты станет чуть -меньше максимально допустимого номинального момента на верхней ступице, рычаг 13 провернет верхнюю ступицу 26 и замкнет выключатель 21. Электродвигатель 18 остановится и муфта окажется настроенной

на номинальный крутящий момент. Остается закрутить в этом положении на болты 24 гайки 30, затянуть контргайки 31, вывести цилиндр 4 в исходНое положение и снять оттарированную муфту с базирующей оси 3.

Использование изобретения позволит повысить точность настройки предохранительных фрикционных муфт, так как будет обеспечено равномерное распределение по поверхности трения сил.

сжимаюишх фрикционные диски муфты, что приведет к снижению износа дисков, к стабильной работе предохранительных фрикционных муфт. Кроме того, и-с пользование изобретения позволит снизить время настройки муфты на номинал1 ный крутящий момент до 0,004 нормо-часов, что приведет к . экономии по зарплате одного обслуживающего рабочего на 921 руб.

Шайбоулавлибающии /joacoi( Фиг. 3

SU 1 083 003 A1

Авторы

Соловьев Игорь Иванович

Бесчастный Альберт Дмитриевич

Ваганов Виктор Александрович

Даты

1984-03-30Публикация

1982-03-03Подача