Центробежная машина Советский патент 1984 года по МПК F04D29/04 

Описание патента на изобретение SU1096402A1

Изобретение относятся к насосостроениро и компрессоростроению и может быть использовано в центробеж пых машинах для перекачивания ясидко тей и га-зов. Известна целтробежная машина, со держаи1;ая установлениое в корпусе ра бочее колесо с ведущг-м и ведомым дисками, причем на внешней стороне ведущего диска вьшолпены радиальнью импеллеры с открытыми лопатками, си давление рабочей среды в задней пазухе - полости меясду ведупцим диском и корпусом. Снижение дав ления происходит за счет обеспечения посредством лопаток увеличения угловой скорости (закрутки) рабочей среды в задней пазухе 1 . Недостатком такой конструкции яв ется дополнительная затрата мощност необходимая для закрутки потока уте ки и, как следствие, существенное снижение КПД центробежтюй машины. Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является центробежная маглина, содержащая рабочее колесо с ведущим и ведомым дисками, размещенное в корпусе, вну поверхность которого со стороны одного из дисков выполнена с выстуттами клиновидной формы, равномерно расположенными по окру;-кности. верхности выст: пов и ведомого диск образуют полости, суживающиеся в на правлении вращения рабочего колеса. При работе машины ведомый диск увл кает за собой рабочзм среду, заполняющую эти полости, при этом имеет место клиновой, эффект, т.е. явление возникновения в рабочей среде динамических давлений за счет наличия жи костного (газового) клина. В резуль тате этого, осевое усил:-1е5 действуюпдее на ведомый диск рабочего колеса значительно увеличивается, а результирующее осев-ое усилие, действующее на рабочее колесо центробежной машины, наоборот, значительно у;уге.ньшается Г 2 3. Недостатком известной машины является то, что обеспечение надежного и эффективного уменьшения результирующего осевого усилия, действующего на рабочее колесо, связано со значителыи)1м увеличением осевого усилия, действ лощего на ведомый диск, при не изменной величине осевого усилия, действующего на ведуи,ий диск. Значительные осевые усилия, действующие на дис.рси рабочего колеса, увёличи aioT нагрузки на все элементы колеса, особенно при больших давле1 иях рабочей среды. Это нежелательное явление для колес из материала, имеюш;их невысокие прочностные свойства. А в компрессоростроении, в частности, увели- ен}5ые нагрузки на ведомый диск при больших давлениях рабочей среды ведут к ослаблению заклепок крепления этого диска и, как следствие, к ремонту рабочих колес из-за необходимости переклепки дисков. LltiTib изобретения - повышение надежностипутем снижения нагрузки на элементы рабочего колеса и уменьшения результирующего осевого усилия, действующего на рабочее колесо. Указанная цель достигается тем, что в цектробеж ой машине, содержащей рабочее колесо с ведущем и ведо- . мым дисками, размещенное в корпус.е, внутренняя поверхность которого со стороны одного из дисков выполнена с выступами клиновидной формы, равномерно расположенными по окружности,. выпо. со стороны ведущего диска и имеют высоту, увеличивающуюся в направлении, противоположном вращению колеса. Выполнение на внутренней поверхности корпуса со стороны ведущего диска выступов к.П11иовидной формы, равномерно расположенных по окружности, с высотой, увеличивающейся в направлении, противоположном ., противоположном вращению колеса что поверхности выступов и ведущего диска колеса Jобразуют полости, расширяющиеся в направлении вращения рабочего Koxieca. Враща ош,ййся ведущий иск рабочего колеса увлекает за обой рабочуЪ среду, заполняющую эти олости. При этом давление рабочей реды в них в oKpiOKHOM направлении начале, постепенно понижается, а заем, достигнув минимума, постепенно озрастает до начальной величины. ричем понижение давления может быть есьма существетгым. Теоретически ри некоторых условиях течения рабоей среды давление в полости может аже достичь полного вакуума, однако реальных условиях минимум этого авления ограничивается давлением наыщенных паров рабочей среды при даной температуре. Таким образом, за чет наличия полостей, расииряюидихся направлении вращения рабочего колеса, обеспеч1 вается существенное снижение давления рабочей среды, действующего на ведущий диск рабочего колеса. В результате, осевое усилие, действующее на ведущий диск рабочего колеса, значительно уменьшается, а, следовательно, и результирующее осевое усилие, действующее на рабочее колесо центробежной машины, также значительно уменьшается. Уменьшение результирующего осевого усилия действующего на рабочее колесо центр бежной машины, улучшает условия работы воспринимающих осевые усилия устройств (подшипников, пят и т.п.) которые становятся менее нагруженны ми. Уменьшение осевых усилий, действующих на диски рабочего колеса, уменьшают нагрузки на все элементй колеса, что весьма существенно при больших давлениях рабочей среды и при использовании рабочих колес из материалов с невысокими прочност ными св,ойствами. За счет всего этого повьшшется надежность машины и увеличивается ее ресурс работы. На фиг. 1 изображена центробежна машина, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 то же (вариант выполнения выступов в корпусе машины). Центробежная MaimiHa содер)И1т ра. бочее колесо 1 с ведущим и ведомым .дисками 2 и 3 соответственно, разме Iщенное в корпусе 4, внутренняя поверхность 5 которого со стороны ведущего диска 2 выполнена с выступами 6, равномерно расположенными по окрзпкности. Выступы 6 выполнены клино видной формы с высотой tl , увеличивающейся в направлении, противополо ном направлению вращения колеса 1, а поверхности выступов 6 и ведущего диска 2 образуют полости 7, расширяюшд еся в направлении вращения рабочего колеса 1 . Высота h выступов 6 может колебаться в пределах 0,34 мм в зависимости от их протяженности в направлении. Чем меньше « нимaльный зазор 8 между вы тупами 6 и ведушд м диском 2, тем эффективнее уменьшается результир1тащее осевое усилие за- счет уменътеннп осевого усилия, действующего на ,ий диск 2 рабочего колеса 1 . инимально допустимая величина зазора 8 равна 0,1 мм, но с точки зрения эксплуатации целесообразно иметь зазор 8 в пределах 0,5-1 мм. Конструктивно выступы 6 могут иметь прямолинейнлпо (фиг. 3) и криволинейную (фиг. 4) форму. Они могут быть с плоскими участками 9 и 10 стабилизированного давления (фиг. 4) или без них (фиг. 3), с переходными скосами 11 различной Конфигурации (фиг. 4) без них (фиг. 3). Ilpji работе машины вращающийся ведущий диск 2 рабочего колеса 1 увлекает за собой ; абочую среду, -заполняющую полости 7. При этом давление рабочей среды в полостях 7 в окружном направлении вначале постепенно понижается, достигнув минимума, постепенно возрастает до начальной величины. Таким образом обеспечивается существенное снилсение давления рабочей среды, действ тащего на ведущий диск 2 рабочего колеса 1. В результате, значительно уменьшается осевое ycROiie, действзющее на ведущий диск 2 рабочего колеса 1 ,. и результирующее осевое усилие, действу ощее на рабочее колесо 1 центроб.ежной . Преимущество предлагаемой центробелшой машины по сравнению с известной заключается в том, что надежное и эффективное уменьшение результир-;,тощего осевого усилия, действующего на рабочее колесо, происходит за счет существенного --шньшения осевого усилия, действующего на ведущий диск рабочего колеса-, при уменьшенном осевом усилии, действующем на его ведомый диск. Это позво- ляет уменьшить нагрузки на все элементы рабочего колеса, что весьма важно при больших давлениях рабочей .среды и при использовании рабочих колес из материалов с невысок1-1ми прочностными свойствами. В результате повьщ1ается надежность машины и увеличп.вается ее ресурс работы.

Похожие патенты SU1096402A1

название год авторы номер документа
Центробежная машина 1982
  • Ковалев Игорь Александрович
  • Олада Николай Михайлович
SU1171605A1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО СКВАЖИННОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2006
  • Козлов Михаил Тимофеевич
  • Александров Анатолий Валентинович
  • Куклина Лидия Геннадьевна
  • Доброскок Борис Евлампиевич
  • Султанов Азат Индусович
  • Денисов Юрий Константинович
  • Ризванов Рафгат Зиннатович
RU2329406C2
Центробежный насос 1987
  • Герасименко Сергей Степанович
  • Пименов Александр Петрович
  • Наганов Александр Валерианович
  • Пономаренко Василий Сидорович
SU1435841A1
ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2015
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2585336C1
ШАРИКОВАЯ ГИДРОУПОРНАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА 2007
  • Лебедев Виктор Борисович
RU2374525C2
ВИНТОВОЙ КОМПРЕССОР 1991
  • Сосков С.Н.
  • Паранин Ю.А.
RU2014504C1
Центробежный насос 1980
  • Новинский Эрнест Георгиевич
  • Боровков Николай Андреевич
  • Бабин Валерий Александрович
SU877139A1
Коробка передач 1983
  • Диричев Сергей Серафимович
SU1191656A1
МОНОБЛОЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2000
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2175408C1
ОБЪЕМНАЯ РОТОРНАЯ МАШИНА 2000
  • Дидин А.В.
RU2205274C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 096 402 A1

Реферат патента 1984 года Центробежная машина

ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАШИНА, содержащая рабочее колесо с ведущим и ведомыми дисками, размещенное в корпусе, внутренняя поверхность которого со стороны одного из дисков выполнена с выступами клиновидной формы, равномерно расположенными по окружности, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения нагрузки на элементы рабочего колеса и уменьщения результирующего осевого усилия, действующего на рабочее колесо, выступы выполнены со стороны ведущего диска и имеют высоту, увеличивающуюся в направлеш нии, противоположном вращению колеса. со о 4

Формула изобретения SU 1 096 402 A1

jfK 4 53353c

Б-6

/

Фг/г. J

6-6

фи-г.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1096402A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Центробежный насос 1981
  • Александров Станислав Леонидович
  • Быковский Александр Алексеевич
SU966303A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Авторское свидетельство СССР по заявке № 3410399, кл,F 04 Б 29/04, 1982.

SU 1 096 402 A1

Авторы

Ковалев Игорь Александрович

Олада Николай Михайлович

Даты

1984-06-07Публикация

1983-02-25Подача