Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к состав масел, используемых для смазки тра портных машин. В современном транспортном маши ностроении для смазки тяжелонагруженных зубчатых передач, к которым относятся конические шестерни осев редукторов путевых дрезин и маневр вых локомотивов, применяют трансми сионные масла общего назначения , ТСр- 14 и ТАЛ 10 получают путем см Масло TCf шения деасфальтизата эмбенских неф тей с маловязким, низкозастывшим дистиллятным компонентом. Состав м ла: продукт конденсации нафталина с хлорированным парафином в присут вии катализатора - депрессор; поли метилсилоксан в качестве противопе ной присадки; в качестве противозад ной присадки - продукт осернения фракции 160-250 С полимеров олефинов Са- С 1 , Однако это масло не обладает до таточной износо- и задиростойкостью Трансмиссионное масло 1 получают из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей содержащее в качестве депрессора бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида. Для улучшения противозади ных свойств масло содержит 1,3% пр дукта осернения фракции 160-250 С полимеров олефинов С и 1,9% диизопропилксантата этилена. Наиболее близким к предлагаемому является трансмиссионное масло ТАП - 15В 2J , содержащее следующие компоненты, мас.%: Бариевая соль бис-(алкилфенол)-дисульфида(АзНИИ ЦИАТИМ - 1)1 Диизопропилксантат этилена (ЛЗ - 23К)1,9 Продукт осернения фракции 160-250 С полимеров олефинов (ОТП) Cj 1,2 Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очист,ки и дистиллятных масел До 100 6502 Масло ТАП - 15В выпускается промышленностью в больших количествах и широко применяется на транспорте. Однако масло характеризуется недостаточными эффективностью, противои9носньи4Й и противозадирными свойствами, так как содержащиеся в них в ограниченном количестве противозадирные присадки не обеспечивают максимального противозадирного действия ввиду того, что повышение их концентрации в масле неизбежно ведет к росту износа деталей из-за их химической агрессивности. Цель изобретения - создание такого масла, которое обеспечит снижение износа и коэффициента трения контактирующих поверхностей тяжелонагруженных зубчатых колес, повышение их задиростойкости. Поставленная цель достигается тем, что трансмиссионное масло, содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида, диизопропилксантат этилена и продукт осернения фракции 160 - 250 С полимеров олефинов Со- С с дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен с молекулярной массой 15000-25000 и трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола при следующем соотношении компонентов, мае.%: Бариевая соль б ис - ( ал к илфенол)-дисульфида 0,9-1,1 Диизопропилксантат этилена1,8-2,0 Продукт осернения фракции 160-250°С полимеров олефинов С5 1,1-1,3 Олеиновая кислота 0,4-0,8 Полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000 0,4-0,6 Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола 0,3-0,5 Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного маслаДо 100 В данном составе использован полиизобутилен П-20, выпускаемый по ТУ 38103257-75. При механо- и термодеструкции по лимеров в зоне трения происходит разрушение их длинных молекул с образованием свободных радикалов. Пос ледние, обладая свойствами поверхно но-активных веществ и адсорбируясь на металлической поверхности, способствуют снижению износа и коэффициента трения. Химически активные элементы прис док, вступая в химическое взаимодей ствие с металлом, образуют на нем прочные пленки, защищающие поверхно ти трения от схватывания,и таким образом способствуют снижению износа. Благодаря введению новых компоне тов масло получает Ka4eqTBeHHo новы свойства, повышающие его эксплуатационные характеристики: снижение коэффициента трения, повышение изно состойкости деталей и вязкостно-тем пературных параметров масла. Описанное масло получают тщатель ным смешением всех компонентов в обычных условиях. В табл. 1 предс- авлены составы испытанных масел. В табл. 2 представлены результат испытаний составов масел, приведенных в табл. 1. Испытание износостойких свойств масла проведены на машине трения СМЦ-2, по схеме ролик-ролик (трение качения с 20% проскальзыванием) на образцах из стали 18Х2Н4МА, подверг нутых нитроцементации с последующей закалкой и низким отпуском (HRC при следующих параметрах: Суммарная скорость качения роликов, м/с3,8 Скорость скольжения, м/с Погонная нагрузка, кг/см Время испытания, ч Как видно из табл. 2 наименьший износ образцов по сравнению с про отипом наблюдается при использовании предлагаемого трансмиссионного масла (составы 1,2,3). Износ образцов в данном случае уменьшается в 2,8 раза . Снижается, также и коэффициент трения с i 0,006 для- известного масла до f 0,004 для масел предлагаемых составов. За пределами указанных концентра-; ций присадок в масле наблюдается явная тенденция к увеличению износа образцов и коэффициента трения (составы 4 и 5), что связано как с индивидуальным влиянием каждой из присадок на процесс изнашивания, так и с взаимнь84 влиянием присадок на этот процесс. В Tadii. 3 приведены свойства предлагаемого и Известного Масел. Из табл.- 3 видно,что вязкостно-те мпературные свойства предлагаемого масла вьще по сравнению с прототипом. Внедрение в эксплуатацию масла повысит надежность и долговечность осевых редукторов путевых дрезин и локомотивов, даст возможность снизить расход запасных частей в процессе эксплуатации машин. Снижение коэффициента трения между зубьями шестерен осевых редукторов способствует изменению нагрузки на элементы привода, что увеличивает долговечность всей трансмиссии.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссионное масло | 1983 |
|
SU1143766A2 |
Трансмиссионное масло | 1986 |
|
SU1425200A1 |
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО | 1996 |
|
RU2103330C1 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ СИНЕРГИЧЕСКАЯ СМЕСЬ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ | 2008 |
|
RU2480514C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ДЛЯ ГИПОИДНЫХ ПЕРЕДАЧ | 1994 |
|
RU2079547C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
RU2023003C1 |
Уплотнительная смазка для резьбовых соединений | 1987 |
|
SU1505965A1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2042712C1 |
МАСЛО ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2054460C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ДЛЯ ГИПОИДНЫХ ПЕРЕДАЧ | 1994 |
|
RU2079546C1 |
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО,содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфеНОЛ)-дисульфида, диизопропилксантат этилена, продукт осернения фракции 160-250°С полимеров олефинов С, отличающееся тем, что, с целью снижения износа, уменьшения коэффициента трения, масло дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000 и трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиаэола при следующем соотношении компонентов, мас.%: Бариевая соль бис-(апкилфенол)-дисуль0,9-1,1 фида Диизопропилксантат эти1,8-2,0 лена Продукт осернения фракции 160-250°С полимеров оле1,1-1,3 финов Са- Cg Олеиновая 0,4-0,8 кислота Полиизобутилен молекулярной масСП 0,4-0,6 сы 15000-25000 Трихлорпе нтиловый эфир 2-меркаптобенз0,3-0,5 тиазола Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и СО дистиллятного До 100 масла О5 СЛ О
Бариевая соль бис-(алкилфе НОЛ)-дисульфида (АзНИИ-ЦИАТИМДиизопропилксантат этилен (ЛЗ-23К) Продукт осернения фракции 160-250 0 полимеров олефинов (ОТП) Олеиновая кислота Полиизобутилен 0-20 Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола(ЛЗ-318) Смесь экстракт остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масе
40,0018
50,0020 Масло ТАЛ-15В 0,0032
Вязкость кинематическая,сСт,
при 100 С,-15,14-1
50°С,
Температура, С
застывания
вспышки в открытом тигле
Содержание,%
водорастворимых кислот и щелочей
воды, не более
механических примесей Коррозия пластинок (100°С,3 сталь 45 (ГОСТ 1050-74) медь № 2 (ГОСТ 859-66)
0,0035 0,0045 0,0038 0,0048 0,0062 0,006
18,7
18,8 47,8 50,0
-23
-23 190 190
Отсутствуют Следы Следы
Следы
Выдерживают
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Товарные нефтепродукты | |||
Свойства и применение | |||
Справочник под | |||
ред | |||
В.М | |||
Школьникова | |||
М., Химия, 1978, с | |||
Крутильная машина для веревок и проч. | 1922 |
|
SU143A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Приспособление для введения поправок на температурные изменения в анероидах и барографах | 1928 |
|
SU23652A1 |
Авторы
Даты
1984-06-15—Публикация
1982-11-26—Подача