Изобретение относится к цветной металлургии, в ;частности к электролитическому производству алюминия.
Известны машины для обслуживания алюминиевых электролизеров, содержащие самоходную раму, оборудованную устройствами для разрушения корки электролита и загрузки глинозема из бункера в электролизер 1 .
Недостатками известных машин являются необходимость наличия в элетролизном корпусе рельсовых путей для придания машинам неправленного движения вдоль продольной оси электролизеров и двух комплектов устройств и механизмов для обслуживания двух сторон электролизеров, чт обуславливает повышенную металлоемкость машин, большую нагрузку на несущие конструкции электролизного корпуса и низкую удельную производтельность. В целях электробезопасности рельсовые пути должны быть разбиты на изолированные друг от друга участки, имеющие потенциал соответствующего катодного устройства, что требует больших капитальных 3 атрат.
Известна также машина для обслуживания алюминиевых электролизеров содержащая полупортальную раму, устройства для разрушения корки электролита и загрузки глинозема в электролизер. Направление машины вдоль ряда электролизеров задает проложенный на колоннах монорельс, не требующий секционированной изоляции . Полупортал с одной стороны электролизера опирается катками на указанный монорельс, а с другой стороны электролизера - на обрезиненные колеса, перемещающиеся по полу корпуса 2 .
Недостатки указанной машины повышенная металлоемкость, наличие двух комплектов устройств для обслуживания электролизера и большая нагрузка на несущие конструкции элетролизного корпуса.
Кроме того, такая машина может обслуживать только один ряд электролизеров с продольным расположением в корпусе.
Наиболее близкой к изобретению является машина для обслуживания алюминиевых электролизеров, содержащая рнму, Г-образнуй стойку с узлом шарнирного подвеса, приспособление для фиксации Г-образной стойки, ходовую тележку и устройства для разрушения корки электролита и загрузки глинозема. Известная машина лишена такого недостатка, как наличие двух комплектов устройств для обслуживания электролизеров, вследствие чего имеет повышенную удельную производительность и обеспечивает снижение нагрузок на несущие конструкции корпуса З ,
Однако известная машина также может обслуживать только один ряд электролизеров, расположенных в корпусе продольно.
Целью изобретения является повышение производительности труда за счет увеличения зоны обслуживания.
Цель достигается тем, что машина для обслуживания алюминиевых электролизеров, содержащая раму, Г-образнуй стойку с узлом шарнирного подвеса, приспособление для фиксации Г-образной стойки, ходовую тележку и устройства для разрушения корки электролита и загрузки глинозема, снабжена кареткой, установленной подвижно на раме, выполненной с наЬравляющими, причем каретка снабжена приспособлением для фиксации ее на раме и выполнена с отверстием для фиксации Г-образной стойки, а Узел шарнирного подвеса установлен на каретке.
На фиг. 1 показана предлагаемая 1)лашина для обслуживания алюминиевых электролиз еровf на фиг. 2 - то же, при обслуживании электролизеров с продольным расположением в корпусе, вид сверхуJ на фиг. 3 - то же, при обслуживании электролизеров с поперечным расположением в корпусе, вид сверху; на фиг. 4 - разрез Л-А на фиг.1.
Машина содержит раму 1, подвижно установленную на рельсы 2, проложенные на колоннах вдоль корпуса электролиза; Вдоль рамы 1 установлены направляющие 3, по которым на горизонтальных 4 и вертикальных 5 катках передвигается каретка 6. Устройство для разрушения корки- электролита 7, бункер глинозема 8 с устройством для загрузки глинозема 9 в ванну электролизера 10 смонтированны на Г-образной стойке 11, опирающейся на приводную ходовую тележку 12. На каретке б установлен узел шарнирного подвеса с вертикальной 13 и горизонтальной 14 осями, соединяющий Г-образную стойку 11 с кареткой 6. Приспособление для фиксации Г-образной стойки к раме 1 в .горизонтальной плоскости выполнено в виде установленного на стойке фиксатора 15, вводимого в отверстия 16 рамы 1. Каретка 6 имеет кронштейны 17 с отверстиями 18, в которые при фиксации к каретке Г-образной стойки 11 вводится фиксатор 15.
Каретка б снабжена приспособлением 19 для ее фиксации к раме 1. Фиксация осуществляется за счет прижатия башмака 20 к направляющей 3. Рама 1 для фиксации относительно рельса 2 снабжена приспособлением 21, 5 аналогичным по конструкции приспособлению 19. Фиксация осуществляется за счет прижатия башмака этого приспособления к рельсу 2.
При обслуживании электролизеров с продольным расположением в корпусе электролиза (фиг. 1 и 2) машина работает следующим образом.
Каретка 6 зафиксирована на раме 1 приспособлением 19 так, что вертикальная ось 13 находится над осью одного из рядов электролизеров 10, Г-образная стойка 11 находится с одной из продольных сторон электролизера, при этом фиксатор 15, фиксирующий Г-образНую стойку.относительно , введен в отверстие 16. Приспособление 21, фиксирующее раму относительно рельса 2 расстопорено. Приводная ходовая .тележка 12 передает тяговое усилие раме 1 через Г-образную стойку и машина движется вдоль ряда электролизеров.10, производя разрушение корки электролита и загрузку глинозема.
При необходимости Обслуживания противоположной стороны электролизера машина передвигается в зону разворота (торец корпуса электролиза или центральный проход) и после остановки приспособлением 21 фиксируется к рельсу 2, Фиксатор 15 выводится из отверстия 16 и освобождает Г-образную стойку от зацепления с рамой 1. При включении привода ходовой Тележки 12 стойка, двигаясь по радиусу относительно вертикальной оси 13, переезжает на противоположную сторону электролизера, после чего фиксатор 15 вводится в отверстие 16 и удерживает стойку совместно с рамой. Приспособление 21 расстопоривается и машина готова.к передвижению вдоль противоположного ряда электролизеров и их обслуживанию.
При необходимости обработки второг ряда электролизеров машина переезжает в зону разворота и после остановки фиксируется приспособлением 21 к рельсу 2. Фиксатор 15 выводится из отверстия 16, освобождает Г-образную стойку от зацепления с рамой 1. При включении привода ходовой тележки 12 стойка разворачивается относительно вертикальной оси 13 на 90° и фисируется вводом фиксатора 15 в отверстие 18, расположенное в кронштейне 17, относительно каретки 6. Приспособленце 19 освобождает каретку б от зацепления с рамой 1 и Г-образная стойка совместно с кареткой, передвигающейся по направляющим 3 paNW поперек корпуса электролиза, движется ко второму ряду электролизеров. При нахождении вертикальной оси 13 над осью второго ряда электролизеров приспособлением 19 производится фиксация каретки относительно рамы за счет прижатия башмака 20 к направляющей 3. Фиксатор 15 освобождает каретку от зацепления со стойкой, которая при помо,щи приводной ходовой тележки 12-разворачивается на 90° относительно вертикальной оси 13 к одной из продольных сторон электролизеров, посЛе чего срабатывает фиксатор 15 и удерживает Г-образную стойку совместно
0 с рамой. Приспособление 21 освобождает раму от зацепления с рельсом 2 и машина готова к обслуживанию второго ряда электролизеров.
При обслуживании электролизеров,
5 поперечно расположенных в корпусе (фиг. 3), приспособление 21 фиксирует машину относительно рельса 2, фиксатор 15 введен в отверстие 18 кронштейна 17, фиксируя стойку с одной из продольных сторон электро0лизера, а приспособление 19 освобождает каретку от фиксации с рамой. Стойка совместно с кареткой, движущейся по направляющим 3, передвигается вдоль продольной сторо5ны электролизера, производя его обслуживание. После обработки одной из сторон электролизера стойка возвращается в его торец и приспособление 19 фиксирует каретку от0носительно рамы, а фиксатор 15 выводится из отверстия 18 и стойка разворачивается на 90° относительно вертикальной оси 13. Фиксатор 15 вводится в отверстие 16 на раме,
5 приспособление 21 освобождает машину от фиксации относительно рельса и машина переезжает к следукщему электролизеру. После остановки машины приспособление 21 фиксирует ее . относительно рельса, фиксатор 15 вы0водится из отверстия 16 на раме и после разворота стойки на 90° вводится в отверстие 18 на кронштейне 17 каретки.. Приспособление 19 освобождает каретку от зацепления с рамой и
5 стойка от зацепления с рамой и стойка может двигаться вдоль электролизера, производя его обработку.
При необходимости переезда Г-образной стойки на противоположную
0 сторону электролизера производится стопорение каретки относительно рамы в торце электролизера, фиксатор 15 выводится из отверстия 18 включается привод ходовой тележки и
5 стойка разворачивается относительйо вертикальной оси 13 на противоположную сторону электролизера. Фиксатор 15 вводится в отверстие 18, приспособление 19 освобождает ка0ретку от зацепления с рамой и стойка может двигаться вдоль продольной стороны электролизера.
Использовние предлагаемой машие ны позволяет обслуживать два ряда электролизеров, продольно расположенных в корпусе электролиза, а также поперечно расположенные.электролиз еры Так как известные машины могут обслуживать только один ряд электролизеров, использование предлагаемой машины обеспечивает повышение производительности труда вдвое, Экономический эффект составляет на одну машину не менее 50 тыс.руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров | 1980 |
|
SU939598A1 |
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров | 1980 |
|
SU935541A1 |
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров | 1982 |
|
SU1054452A1 |
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров с обожженными анодами | 1972 |
|
SU443107A1 |
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров | 1985 |
|
SU1236002A1 |
МАШИНА ДЛЯ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ | 2022 |
|
RU2780185C1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ МАШИНА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АЛЮМИНИЯ | 1967 |
|
SU204595A1 |
МАШИНА ДЛЯ ЗАМЕНЫ ОБОЖЖЕННЫХ АНОДОВ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2017 |
|
RU2688798C1 |
МАШИНА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АЛЮМИНИЕВЫХ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ | 1971 |
|
SU308092A1 |
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров | 1972 |
|
SU443106A1 |
МАШИНА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АЛЮМИНИЕВЫХ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ, содер v жаццая раму, Г-образную стойку с узлом шарнирного подвеса, приспособление для фиксации Г-образной стойки, ходовую тележку и устройства для разрушения корки электролита и загрузки глинозема, о т личающаяся тем, что, с целью повышения производительности труда за счет увеличения зоны обслуживания, она снабжена кареткой, установленной подвижно на раме, выполненной с направляющими, причем каретка снабжена приспособлением для фиксации ее на раме и выполнена с отверстием для фиксации Г-образной стойки, а узел шарнирного подвеса установлен на каретке. х 30 х 00
Ф«г/
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров | 1972 |
|
SU443106A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги | 1922 |
|
SU49A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Кинематографический аппарат | 1923 |
|
SU1970A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Авторы
Даты
1984-06-23—Публикация
1982-12-23—Подача