Масляная система судовой энергетической установки Советский патент 1984 года по МПК B63H21/30 

Описание патента на изобретение SU1100201A1

Изобретение относится к судостроению, конкретно к судовым энергетическим установкам, в частности к масляным системам энергетических установок.

Известна масляная система судовой энергетической установки, содержащая электронасосы для перекачки масла и его подачи на агрегаты установки и центробежный сепаратор для очистки масла, включающий электродвигатель, соединенный горизонтальным валом с насосным агрегатом, содержащим подкачивающий и откачивающий насосы, сообщающиеся посредством патрубков и каналов с полостями вращающегося барабана, вертикальный вал которого кинематически соединен с электродвигателем посредством червячно-винтовой передачи, включающей червяк и ведущую щестерню, установленные соответственно на упомянутых вертикальном и горизонтальном валах, причем одна из полостей барабана выполнена сливной 1.

Недостатком известной системы является ее сложная конструкция, обусловленная наличием значительного количества электронасосов, ограниченные возможности центробежных сепараторов и неравномерная выработка ресурса насосов и сепараторов, что в общем итоге снижает эффективность использования системы и ее живучесть.

Цель изобретения - повыщение эффективности использования и живучести масляной системы.

Указанная цель достигается тем, что в масляной системе судовой энергетической установки, содержащей электронасосы для перекачки масла и его подачи на агрегаты установки и центробежный сепаратор для очистки масла, включающий электродвигатель, соединенный горизонтальным валом с насосным агрегатом, содержащим подкачивающий и откачивающий насосы, сообщающиеся посредством патрубков и каналов с полостями вращающегося барабана, вертикальный вал которого кинематически соединен с электродвигателем посредством червячно-винтовой передачи, включающей червяк и ведущую шестерню, установленные соответственно на упомянутых вертикальном и горизонтальном валах, причем одна из полостей барабана выполнена сливной, подкачивающий и откачивающий насосы сепаратора на входе и выходе дополнительно сообщены между собой патрубками или каналами, снабженными запорными органами, при этом на патрубке, сообщающем сливную полость барабана с входом откачивающего насоса, и на входе барабана также установлены запорные органы.

Запорные органы, установленные на патрубках, дополнительно сообщающих входы

и выходы насосов сепаратора сообщены между собой обводным байпасным патрубком, включающим запорный орган.

На фиг. 1 показана общая схема системы; на фиг. 2 и 3 - устройство центробежных сепараторов системы.

Масляная система содержит главный навешенный масляный насос 1 двигателя (агрегата) 2, резервный перекачивающий насос 3 и центробежный сепаратор 4, включающий сепарирующий вращающийся барабан 5, сообщающийся с подкачивающим 6 и откачивающим 7 насосами, которые через приемный трубопровод 8 и патрубки 9

сообщены с запасной 10, циркуляционной 11, расходной 12 и загрязненного масла 13 цистернами. Масло к двигателю 2 подается от насосов 1 или 3 через патрубки 14 и 15, а слив осуществляется по автономному патрубку 16. Напорные патрубки 17 и 18 насосов 7 и 3 сообщаются между собой трубопроводами 19 и 20. К насосу 6 и барабану 5 сепаратора 4 через трубопроводы 21 и 22 подключен маслоподогреватель 23. Масло от насосов 7 и 3 может быть подано на

подпорную цистерну 24 и другие потребители 25. На чертежах запорные органы системы не показаны.

Сепаратор 4 содержит электродвигатель 26, соединенный горизонтальным валом 27 с кинематически связанными между собой

насосами 6 и 7, на котором установлена шестерня 28, образующая червячную передачу 29 с червяком 30 вертикального вала 31 с барабаном 5. Насос 7 подключен к приемному трубопроводу 8 дополнительным патрубком (каналом) 32 с запорным органом (клапаном) 33. Напорный трубопровод 22 через клапаны 34 и 35 сообщен с общим напорным трубопроводом 19 и барабаном 5 соответственно, с которого (5) слив масла на вход насоса 7 осуществлен через канал

36 с клапаном 37. Шестерня 28 соединена с валом 27 посредством отключаемой муфты 38. Для обеспечения последовательного включения между собой насосов 6 и 7 предусмотрен обводный канал 39 с клапаном 40. На фиг. 2 и 3 и ниже в описании сообщающие каналы и запорные органы сепаратора рассматриваются как трубопроводы, патрубки и клапана. Практически каналы могут быть выполнены непосредственно в корпусных конструкциях, а клапаны в виде установленных в каналах заглущек, золотников и перепускных двухпозиционных втулок.

Судовая масляная система работает следующим образом.

При работе главного двигателя (ГД) 2, включающего редуктор, масло на агрегат подается навешенным насосом 1. На пониженных оборотах (включая холостой ход) ГД 2 при выходе из строя насоса 1 масло на ГД подается от резервного насоса 3. При этом масло забирается насосами из цистерны 1 1 и сливается в нее от ГД 2. Насосом 3 при работающем насосе 1 или остановленном ГД 2 также осуществляется перекачка масла из цистерн 10-13 в любую из них, зачистка последних и подача масла на потребит ли 24, 25 и 2 при его обслуживании в нерабочем состоянии. Кроме того, насосом 3 осуществляется-откачка масла из цистерн в емкости вне судна (не показано). Центробежным сепаратором 4 осуществляется контроль и сепарация масла цистерн 10-13 от воды и механических примесей. При этом масло подкачивающим насосом 6 через подогреватель 23 подается в сепарирующий вращающийся барабан 5, откуда масло откачивается насосом 7. При необходимоси например при работающем насосе 3 или в случае его больщой производительности, сепаратор 4 используют, в качестве перекачивающего насоса. В этом случае масло от напорного трубопровода 22, насоса б подается на потребители, а насос 7 и барабан 5 вращаются вхолостую. Такой режим работы сепаратора 4 крайне нежелателен. Более эффективно цен тробежный сепаратор (СЦ) в качестве перекачивающего насоса используется следующим образом. Открывают клапаны (золотники) 33 и 34, закрывают 37 и 35 и отключают муфту 38. В результате отключается червячная передача 29, барабан 5 не вращается электродвигателем 26, насосы б и 7 работают параллельно и подают масло в общий напорный трубопровод 19, что увеличивает производительность в два раза. При необходимости, например при откачке масла с судна на берег в холодное время года при повыщенном сопротивлении щлангов закрывают клапаны 35 и 37 и открывают 40, в результате насосы б и 7 работают последовательно помимо отключенного барабана 5, что повыщает давление масла на выходе насоса 7 в два раза. В описанном режиме СЦ 4 самостоятельно или совместно с насосом 3 может быть использован для подачи масла на ГЦ 2 и выполнять функции насоса 3. Предлагаемая конструкция масляной системы по сравнению с базовым объектом за счет работы центробежного сепаратора в режиме насоса с удвоенными производительностью и давлением масла при отключен ной червячной передаче повышает надежность и функциональные возможности сепаратора и соответственно эффективность использования и живучесть масляной системы установки при меньшем количестве насосов. Предлагаемая конструкция может быть использована в любых жидкостных системах народного хозяйства, включающих центробежные сепараторы с двумя насосами и вращающимся барабаном. Наиболее эффективно изобретение может бь1ть использовано в судовых масляных и топливных системах.

Фиг.З

Похожие патенты SU1100201A1

название год авторы номер документа
Масляная система судовой энергетической установки 1985
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Терещенко Федор Петрович
  • Васильченко Светлана Валериановна
SU1253877A1
Способ приготовления пресной воды на судне и судовая система приготовления пресной воды 1983
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Алексеев Дмитрий Евгеньевич
  • Агафонов Алексей Никитович
  • Янушкевич Юрий Валентинович
  • Грачев Виктор Антонович
SU1186574A1
Судовая система кондиционирования воздуха 1983
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Коробков Олег Константинович
  • Федоров Вячеслав Геннадьевич
  • Раскопин Николай Семенович
  • Янушкевич Юрий Валентинович
  • Климов Анатолий Васильевич
SU1119930A1
Судовая паросиловая установка 1985
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Архиреев Александр Борисович
  • Менаховский Виталий Львович
  • Романов Юрий Петрович
SU1270380A1
Судовая энергетическая установка 1990
  • Архиреев Александр Борисович
  • Ильин Константин Матвеевич
  • Князев Олег Владимирович
SU1772050A1
Судовая топливная система 1984
  • Карагодина Валентина Дмитриевна
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Хизов Валентин Иванович
  • Тюрев Борис Петрович
SU1244021A1
ГИДРОПРИВОДНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 1994
  • Бритвин Л.Н.
  • Бритвин Э.Н.
  • Буренин В.В.
  • Дьяков В.А.
  • Баликоев Р.А.
  • Липовских В.М.
  • Новиков А.В.
  • Альбертинский Л.И.
RU2094661C1
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2020
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Кушнарев Иван Владимирович
  • Обозный Юрий Сергеевич
RU2752789C1
ПЕРЕДВИЖНАЯ ПАРООБРАЗУЮЩАЯ УСТАНОВКА 2002
  • Бельков П.В.
  • Колп А.Я.
  • Платонов А.А.
RU2232345C2
ТУРБОАГРЕГАТ КОМПРЕССОРНО-НАСОСНЫЙ 1997
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
RU2133929C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 100 201 A1

Реферат патента 1984 года Масляная система судовой энергетической установки

1. МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ, содержащая электронасосы для перекачки масла и его подачи на агрегаты установки и центробежный сепаратор для очистки масла, включающий электродвигатель, соединенный горизонтальным валом с насосным агрегатом, содержащим подкачивающий и откачивающий насосы, сообщающиеся посредством патрубков и каналов с полостями вращающегося барабана, вертикальный вал которого кинематически соединен с электродвигателем посредством червячно-винтовой передачи, включающей червяк и ведущую шестерню, установленные соответственно на упомянутых вертикальном и горизонтальном валах, причем одна из полостей барабана выполнена сливной, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности использования и живучести масляной системы, подкачивающий и откачивающий насосы сепаратора на входе и выходе дополнительно сообщены между собой патрубками или каналами, снабженными запорными органами, при этом на патрубке, сообщающем сливную полость барабана с входом откачивающего насоса, и на входе барабана также установлены запорные органы. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что запорные органы, установленные на патрубках, дополнительно сообщающих входы (О и выходы насосов сепаратора, сообщены между собой обводным байпасным патрубком, включающим запорный орган.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1100201A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Артемов Г
А
Судовые газотрубинные установки
Л..«Судостроение, 1978, с
Огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU91A1

SU 1 100 201 A1

Авторы

Кохан Анатолий Андреевич

Скопина Фаина Лаврентьевна

Токарев Василий Павлович

Романов Виктор Васильевич

Даты

1984-06-30Публикация

1983-04-08Подача