Изобретение относится к судостроению, в частности к масляной системе судовой энергетической установки.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсивного режима работы сепаратора без демонтажа трубопроводов.
На фиг. 1 изображена общая схема масляной систе.мы энергетической установки; на фиг. 2 - зубчатое зацепление насоса; на фиг. 3 - зубчатое зацепление червячной передачи; на фиг. 4 - устройство реверсивного насоса; на фиг. 5 - вариант подключения насосов при сменных патрубках; на фиг. 6 - то же, другой вариант, на фиг. 7 - вариант подключения насоса
10
ми перепускные обратные клапаны 33 и 34, с корпусом 27, образующие всасывающую Л и напорную М полости, подключенные, например, к трубопроводу 19 и патрубку 17. Входы и выход насосов 11 и 12 снабжены щтуцерами 35 и 36, которые посредством съемных герметичных соединений подключены к трубопроводам 19, 22 и патрубкам 17, 18 (запорные органы трубопроводов масляной систе.мы не показаны).
Приемный трубопровод 19 сообщен патрубками 37, включающими запорный клапан 38 и 39, обратный клапан 40, с входным щтуцером 35 и выходным щтуцером 36 насоса 11 соответственно. Входной щту- цер 35 насоса 11 сообщен с напорным пабез смены патрубков; на фиг. 8 - то же, дру- трубком 17 байпасным патрубком 41 с клапаном 42. Выходной штуцер 36 насоса 11 сообщен с патрубками 17 и 43, с обратным клапаном 44.
20
гон вариант.
Масляная система содержит главный масляный насос 1, кинематически соединенный с двигателем 2 и сообщающийся приемным 3 и напорным 4 трубопроводами соответственно с циркуляционной цистерной 5 и двигателем 2, и центробежный вращающийся сепаратор 6, включающий электродвигатель 7, подключенный к судовой трехфазной электросети 8 переменного тока через реверсивный переключатель 9 и соединенный 25 с валом 10, на котором установлены подкачивающий 11 и откачивающий 12 насосы и ведущая щестерня 13, соединенная с вертикально расположенным червяком 14 вала 15, соединенного с барабаном 16, сообщающимся патрубками 17 и 18 с насосами 11 и 12. Насос 11 сообщен приемным Трубопроводом 19 с цистерной 5, расходной 20 и запасной 21 цистернами.
Масло от сепаратора 6 по напорному трубопроводу 22 подводится к цистернам 5, 20, 21, подпорной цистерне 23 и к двигателю 35 2. Цистерна 23 сообщена на выходе с трубопроводом 4 через обратный клапан 24.
Для ясности на фиг. 1 насосы 11 и 12 разнесены по длине вала 10 (между валом 10 и двигателем 7 не показана разобщительная муфта). Ведущие шестерни 25 насосов 11 и 12 установлены на валу 10 и совместно с ведомыми шестернями 26 заключены в корпусе 27, включающем патрубки 28 и 29, которые, например, в насосе 11
паном 42. Выходной штуцер 36 насоса 11 сообщен с патрубками 17 и 43, с обратным клапаном 44.
При работе главного двигателя 2, включающего редуктор, масло на двигатель подают навешенным насосом 1. На пониженных оборотах, включая холостой ход, а также проворачивание неработающего двигателя, в том числе и в аварийных ситуациях, масло на двигатель 2 подают насосами 11 и 12 сепаратора 6. При использовании сепаратора
6в качестве масляного насоса червячная передача, включающая элементы 13-16, отключена и одновременно с двигателем 7, валом 10 вращаются только насосы 11 и 12.
30 При использовании сепаратора 6 для сепарации масла, например, из цистерны 20, двигатель 7 вращается совместно с другими элементами 10-16, например по стрелке а. При этом в масляной системе образуют циркуляцию масла по замкнутому контуру 20-19--35-11 -36 -17-16-18-36-12- 35-22-20, при таком вращении вала 10 (по стрелке о) крутящий момент от двигателя
7в насосах 11 и 12 передают через сопряженные кoнтaктиJ)yющиe поверхности В и Г зубьев и в червячной передаче через Ц и , что в процессе длительной эксплуатации приводит к их выработке. На описанных режимах масло из трубопровода 19 подают в полости А корпуса 27 насосов
1 и 12, заполняют объемы между зубьями
40
подключены соответственно к трубопрово- 45 шестерен 25, 26 и путем вращения в последу 19 и патрубку 17. Полости корпуса 27, прилегающие к патрубкам 28 и 29, обозначены соответственно Л и .
При вращении по стрелке а (всасывающая полость А) зубья щестерен 25 и 26, щестерня 13 и червяк 14, как показано на фиг. 2 и 3, контактируют поверхностями В, Г, к Д, Е соответственно, а при вращении по стрелке б (всасывающая полость Б) - Ж, 3 и Я, К.
В качестве насосов 11 и 12 могут быть использованы шестеренчатые реверсивные насосы 30, содержащие наружный корпус 31, соединенный перегородками 32, включающидующем масло выдавливают в напорную юлость Б (патрубки 29 и 17). Таким образом, масло следует по контуру 19-28-А- 27-Б-29-17. При использовании в сепараторе 6 насоса 30 масло от трубопровода
50 19 поступает в полость Л и следует по контуру (справа - налево) 19-Л-33-28-А 27-Б-29-34-Л- -17, где полости Л, А - всасывающие, а Б, М - напорные. Как было указано ранее, при такой эксплуатации (вра- ,ение по стрелке а) масляной систе.мы в
центробежных сепараторах другие поверхности (с обратной стороны)Ж и 3 зубьев, насосов 11, 12, 30 и К и И червячной пере0
ми перепускные обратные клапаны 33 и 34, с корпусом 27, образующие всасывающую Л и напорную М полости, подключенные, например, к трубопроводу 19 и патрубку 17. Входы и выход насосов 11 и 12 снабжены щтуцерами 35 и 36, которые посредством съемных герметичных соединений подключены к трубопроводам 19, 22 и патрубкам 17, 18 (запорные органы трубопроводов масляной систе.мы не показаны).
Приемный трубопровод 19 сообщен патрубками 37, включающими запорный клапан 38 и 39, обратный клапан 40, с входным щтуцером 35 и выходным щтуцером 36 насоса 11 соответственно. Входной щту- цер 35 насоса 11 сообщен с напорным па трубком 17 байпасным патрубком 41 с клатрубком 17 байпасным патрубком 41 с кла
паном 42. Выходной штуцер 36 насоса 11 сообщен с патрубками 17 и 43, с обратным клапаном 44.
При работе главного двигателя 2, включающего редуктор, масло на двигатель подают навешенным насосом 1. На пониженных оборотах, включая холостой ход, а также проворачивание неработающего двигателя, в том числе и в аварийных ситуациях, масло на двигатель 2 подают насосами 11 и 12 сепаратора 6. При использовании сепаратора
6в качестве масляного насоса червячная передача, включающая элементы 13-16, отключена и одновременно с двигателем 7, валом 10 вращаются только насосы 11 и 12.
При использовании сепаратора 6 для сепарации масла, например, из цистерны 20, двигатель 7 вращается совместно с другими элементами 10-16, например по стрелке а. При этом в масляной системе образуют циркуляцию масла по замкнутому контуру 20-19--35-11 -36 -17-16-18-36-12- 35-22-20, при таком вращении вала 10 (по стрелке о) крутящий момент от двигателя
7в насосах 11 и 12 передают через сопряженные кoнтaктиJ)yющиe поверхности В и Г зубьев и в червячной передаче через Ц и , что в процессе длительной эксплуатации приводит к их выработке. На описанных режимах масло из трубопровода 19 подают в полости А корпуса 27 насосов
1 и 12, заполняют объемы между зубьями
шестерен 25, 26 и путем вращения в последующем масло выдавливают в напорную юлость Б (патрубки 29 и 17). Таким образом, масло следует по контуру 19-28-А- 27-Б-29-17. При использовании в сепараторе 6 насоса 30 масло от трубопровода
19 поступает в полость Л и следует по контуру (справа - налево) 19-Л-33-28-А 27-Б-29-34-Л- -17, где полости Л, А - всасывающие, а Б, М - напорные. Как было указано ранее, при такой эксплуатации (вра- ,ение по стрелке а) масляной систе.мы в
центробежных сепараторах другие поверхности (с обратной стороны)Ж и 3 зубьев, насосов 11, 12, 30 и К и И червячной передачи 13, 14 не испытывают контактных напряжений и, соответственно, не вырабатываются. Для включения в работу поверхностей Ж к 3, К к И зубьев при отключенных поверхностях S и Г, Д и , двигатель 7 и все подключенные к нему элементы вращаются в противоположном направлении (по стрелке б). При этом барабан 16 вращается с начальной угловой скоростью в противоположном направлении (б) и масло в реверсивном насосе следует по контуру (слева-направо) 19-Л-33-29-Б-27-А-28 М-17. При наличии в сепараторе 6 насосов 11 и 12 перед реверсивным вращением сепаратора необходимо переключить трубопроводы 19, 22 и патрубки 17, 18 с положения на фиг. 5 в положение на фиг. 6. В последнем случае масло циркулирует по контуру 20- 19-36- 11 -35-17-16-18-35 12-36-22-20 и, для примера, в насосе 11 следует по контуру 19-29-Б-27-А- 28-17.
Более простая конструкция масляной системы, в которой нет необходимости производить переключения с демонтажом трубопроводов обычных шестеренчатых насосов, приведена на фиг. 7 и 8.
Такая система работает следующим образом.
При вращении сепаратора 6 по стрелке а (фиг. 7) при открытом 38 и закрытом 42 клапанах масло с цистерны 20 поступает на входной штуцер 35 насоса 11. Под давлением масла в патрубке 43 клапан 40 закрывается, клапан 44 открывается и масло под давлением подается в патрубок 17. При вращении сепаратора 6 по стрелке б (см. фиг. 8) клапан 42 и 38 соответственно открыт и закрыт, масло от приемного трубопровода 19 через клапан 32 и патрубок 43 (клапан 40 открыт) поступает на выходной щтуцер 36 насоса I1 и по патрубку 41 подается в патрубок 17 (клапан 44 под давлением масла закрыт).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Масляная система судовой энергетической установки | 1983 |
|
SU1100201A1 |
Устройство для безразборного определенияТЕХНичЕСКОгО СОСТОяНия гидРАВличЕСКиХСиСТЕМ | 1975 |
|
SU832146A1 |
Судовая паросиловая установка | 1985 |
|
SU1270380A1 |
Способ получения на судне конденсата и пресной воды и судовая установка для его осуществления | 1987 |
|
SU1421616A1 |
Способ приготовления пресной воды на судне и судовая система приготовления пресной воды | 1983 |
|
SU1186574A1 |
Судовая система кондиционирования воздуха | 1983 |
|
SU1119930A1 |
Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса | 1989 |
|
SU1659239A1 |
ОПРЕСНИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2442719C1 |
Утилизационная опреснительная установка судна с дизельным двигателем | 1981 |
|
SU977282A1 |
Система управления аппаратом для очистки масла от воды | 1984 |
|
SU1187837A1 |
фиг. 2
13
иг.З
29
30
фие.
фиг. 5
фие. 6
X
8 39
фие.7
37
;9
фуг. 8
Масляная система судовой энергетической установки | 1983 |
|
SU1100201A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1985-04-01—Подача