Известные устройства для автоматического включения и выключения вентилятора двигателя, в зависимости от теплового состояния последнего предусматривающие использование либо гидродинамических или электромагнитных муфт, либо механизма поворота лопастей вентилятора, ввиду сложности этих механизмов практического распространения не получили.
Предлагаемое устройство для включения и выключения вентилятора предусматривает использование простой гидравлической спиртовой мессдозы (датчика), омываемой охлаждающей двигатель жидкостью и управляющей фрикционным сцеплением шкива привода вентилятора так, что при повышении температуры воды в системе охлаждения двигателя до заданной величины вентилятор включается, а при снижении температуры воды ниже заданной величины - выключается.
Устройство обеспечивает возможность соблюдения оптимального теплового состояния двигателя в широком диапазоне режимов его работы.
На чертеже показан продольный разрез бокового вида устройства.
В корпусе 1 водяного насоса системы охлаждения размещена крыльчатка 2 с валиком 3, спиртовыми мессдозами 4 и фланцем 5, приваренным к штоку 6, снабженному регулировочной гайкой 7. Последняя взаимодействует с фрикционным нажимным диском 8, который в свою очередь при повышении давления паров спирта в мессдозах, омываемых водой, охлаждающей двигатель, притягивается штоком 6 и регулировочной гайкой 7 и совместно со шкивом 9 вентилятора 10 зажимает фрикционную вставку 11, в результате чего вентилятор 10 включается, т.е. начинает работать (вращаться).
При снижении температуры воды в насосе спирт в мессдозах конденсируется, давление снижается и возвратная пружина 12 возвращает фрикционный нажимной диск 8, а также шток 6 с гайкой 7 в исходное положение, при котором вентилятор выключается.
1. Устройство для автоматического включения и выключения вентилятора двигателя внутреннего сгорания в зависимости от теплового состояния двигателя, преимущественно транспортных машин, привод к вентилятору которого снабжен фрикционным сцеплением, отличающееся тем, что, с целью повышения топливной экономичности двигателя и улучшения его эксплуатационных параметров путем соблюдения оптимального теплового состояния в широком диапазоне режимов его работы, применена гидравлическая, например, спиртовая (омываемая охлаждающей двигатель водой) мессодоза (датчик), которая взаимодействует с подвижным в осевом направлении элементом фрикционного сцепления привода к вентилятору.
2. Форма выполнения по п. 1, отличающаяся тем, что мессдоза расположена в корпусе водяного насоса и взаимодействует с подвижным в осевом направлении фланцем, который посредством штока соединен с подвижным элементом фрикционного сцепления.
Авторы
Даты
1958-02-25—Публикация
1955-01-30—Подача