Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и может быть использовано в устройствах для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждения. .
Известны приводы вентилятора систем охлаждения двигателя внутреннего, сгорания, у которых установленная на валу водяного насоса фрикционная муфта с помощью толкателя связана через гидросистему, включающую в себя-силовой цилиндр, гидрораспределитель, катодную и сливную магистрали насоса с центробежной крыльчаткой, со штоком термостата
Недостатком указанного привода вентилятора является сложность конструкции и относительно большие его габариты.
Цель изобретения - упрощение конструкции привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Для достижения поставленной цели вал водяного насоса выполнен полым, управляющий термостат расположен в полости вала насоса и его шток прикреплен к крыльчётке водяного насоса, а толкатель фрикционной муфты сопряжен со штоком термостата через пружину.
На фиг.1 показано устройство вентилятора, в нерабочем положенииу на фиг. 2 - то же, в рабочем положении.
Привод вентилятора 1 системы охлаждения двигателя 2 содержит штив 3 .
10 привода вала 4 водяного насоса, установленного на подшипниках 5 в корпусе б водяного насоса. На валу 4 установлена крыльчатка 7 водяного насоса. Термостат 8 выполнен в виде
15 баллона, заполненного легко сипящей жидкостью 9, закрытого диафрагмой 10, и закреплен на крыльчатке 7 водяного насоса. Вал 4. выполнен полым. В полость 11 установлены шток 12,
20 предохранительная пружина 13, толкатель 14, соединенный с упором 15, перемещающимся по пазу 16, Упор 15 перемещает по винтовой поверхности вала 4 нажимной,ведущий диск 17
25 фрикционной муфты, сжимая возвратную пружину 18, разъединяющую его с ведомым фрикционным диском 19, установленным на вентиляторе Г, вращающемся с помощью подшипника 20, рас30положенного на валу 4.
При запуске или работе холодного двигателя 2, когда температура воды в рубашке охлаждения двигателя ниже заданного предела, диафрагма 10 под воздействием возвратной пружины 18 через нажимной диск 17, упор 15, толкатель 14, пружину 13 и шток 12 CKHMaet жидкость 9 в термостате 8. Ведущий.17 и ведомый.19 диски муфты в это время разъединены и вентилятор 1 не вращается. Вода, нагнетаемая крыльчаткой 7, циркулирует по большому кругу обращения через ралиатор.
При повышении температуры воды в системе охлаждения до заданного предела Жидкость 9, нагреваясь в термостате 8, увеличивает давление на диафрагму 10. Это давление через шток 12, предохранительную пружину 13, толкатель 14, упор 15 сообщается нажимному ведутцему диску 17. По мере возрастания давления диск 17, перемещаясь по винтовой поверхности (поворачиваясь по часовой стрелке), сжимает возвратную пружину 18 и соединяется с ведомым фрикционным дис;: ом 19. Последний начинает раскручивать вентилятор 1 г в результате чего вода, циркулируемая в радиаторе, начинает интенсивно охлаждать ся.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 сила инерции стремится повернуть диск 17 по часовой стрелке, прижимая его еще более к ведомому диску 19, увеличивая тем самым сцепление между дисками 17 и 19. В результате осуществляется наземная работа вентилятора 1.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 сила инерции, действующая, на диск 17,
стремится повернуть его против часо вой стрелки, открывая его от ведомо го диска 19.
В результате происходит уменьшение надежности сцепления дисков 17 и 19 и начинается вследствие их проскальзывания уменьшение скорости ращения вентилятора 1. При зтом уменьшается и эффективность работы системы охлаждения.
Таким образом, .достаточно простая конструкция привода вентилятора обеспечивает ,автоматическое управление работой системы охлаждения в зависимости от режимов работы двигателя
внутреннего сгорания.
Формула изобретения
Привод вентилятора системы ох-. лаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционную муфту, связанную через толкатель со штоком 5 управляющего термостата и установленную между валом вентилятора и валом водяного насоса, снабженного центробежной крыльчаткой, отличающийся тем, что, с целью упрощ ния конструкции, вал водяного насоса выполнен полым, управляющий термостат расположен в полости вала : насоса и его шток прикреплен к крыль|Чатке водяного насоса, а толкатель фрикционной муфты сопряжен со штоком термостата через пружину.
Источники информации, принятые во Внимание при экспертизе
0 1. Авторское свидетельство СССР 356369, кл. F 01 Р 7/08, 1972.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1413254A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2109148C1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1982 |
|
SU1071786A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1168451A2 |
Силовая установка транспортного средства | 1981 |
|
SU1002635A1 |
Двухзвенное транспортное средство,его варианты | 1983 |
|
SU1115934A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ И ВЫКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1955 |
|
SU110173A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА И ОТКЛЮЧЕНИЯ АГРЕГАТОВ | 1971 |
|
SU312058A1 |
Муфта-тормоз | 1982 |
|
SU1021832A1 |
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-03-04—Подача