Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1983 года по МПК F01P7/08 

Описание патента на изобретение SU989113A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и может быть использовано в устройствах для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждения. .

Известны приводы вентилятора систем охлаждения двигателя внутреннего, сгорания, у которых установленная на валу водяного насоса фрикционная муфта с помощью толкателя связана через гидросистему, включающую в себя-силовой цилиндр, гидрораспределитель, катодную и сливную магистрали насоса с центробежной крыльчаткой, со штоком термостата

Недостатком указанного привода вентилятора является сложность конструкции и относительно большие его габариты.

Цель изобретения - упрощение конструкции привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Для достижения поставленной цели вал водяного насоса выполнен полым, управляющий термостат расположен в полости вала насоса и его шток прикреплен к крыльчётке водяного насоса, а толкатель фрикционной муфты сопряжен со штоком термостата через пружину.

На фиг.1 показано устройство вентилятора, в нерабочем положенииу на фиг. 2 - то же, в рабочем положении.

Привод вентилятора 1 системы охлаждения двигателя 2 содержит штив 3 .

10 привода вала 4 водяного насоса, установленного на подшипниках 5 в корпусе б водяного насоса. На валу 4 установлена крыльчатка 7 водяного насоса. Термостат 8 выполнен в виде

15 баллона, заполненного легко сипящей жидкостью 9, закрытого диафрагмой 10, и закреплен на крыльчатке 7 водяного насоса. Вал 4. выполнен полым. В полость 11 установлены шток 12,

20 предохранительная пружина 13, толкатель 14, соединенный с упором 15, перемещающимся по пазу 16, Упор 15 перемещает по винтовой поверхности вала 4 нажимной,ведущий диск 17

25 фрикционной муфты, сжимая возвратную пружину 18, разъединяющую его с ведомым фрикционным диском 19, установленным на вентиляторе Г, вращающемся с помощью подшипника 20, рас30положенного на валу 4.

При запуске или работе холодного двигателя 2, когда температура воды в рубашке охлаждения двигателя ниже заданного предела, диафрагма 10 под воздействием возвратной пружины 18 через нажимной диск 17, упор 15, толкатель 14, пружину 13 и шток 12 CKHMaet жидкость 9 в термостате 8. Ведущий.17 и ведомый.19 диски муфты в это время разъединены и вентилятор 1 не вращается. Вода, нагнетаемая крыльчаткой 7, циркулирует по большому кругу обращения через ралиатор.

При повышении температуры воды в системе охлаждения до заданного предела Жидкость 9, нагреваясь в термостате 8, увеличивает давление на диафрагму 10. Это давление через шток 12, предохранительную пружину 13, толкатель 14, упор 15 сообщается нажимному ведутцему диску 17. По мере возрастания давления диск 17, перемещаясь по винтовой поверхности (поворачиваясь по часовой стрелке), сжимает возвратную пружину 18 и соединяется с ведомым фрикционным дис;: ом 19. Последний начинает раскручивать вентилятор 1 г в результате чего вода, циркулируемая в радиаторе, начинает интенсивно охлаждать ся.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 сила инерции стремится повернуть диск 17 по часовой стрелке, прижимая его еще более к ведомому диску 19, увеличивая тем самым сцепление между дисками 17 и 19. В результате осуществляется наземная работа вентилятора 1.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 сила инерции, действующая, на диск 17,

стремится повернуть его против часо вой стрелки, открывая его от ведомо го диска 19.

В результате происходит уменьшение надежности сцепления дисков 17 и 19 и начинается вследствие их проскальзывания уменьшение скорости ращения вентилятора 1. При зтом уменьшается и эффективность работы системы охлаждения.

Таким образом, .достаточно простая конструкция привода вентилятора обеспечивает ,автоматическое управление работой системы охлаждения в зависимости от режимов работы двигателя

внутреннего сгорания.

Формула изобретения

Привод вентилятора системы ох-. лаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционную муфту, связанную через толкатель со штоком 5 управляющего термостата и установленную между валом вентилятора и валом водяного насоса, снабженного центробежной крыльчаткой, отличающийся тем, что, с целью упрощ ния конструкции, вал водяного насоса выполнен полым, управляющий термостат расположен в полости вала : насоса и его шток прикреплен к крыль|Чатке водяного насоса, а толкатель фрикционной муфты сопряжен со штоком термостата через пружину.

Источники информации, принятые во Внимание при экспертизе

0 1. Авторское свидетельство СССР 356369, кл. F 01 Р 7/08, 1972.

Похожие патенты SU989113A1

название год авторы номер документа
Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Лушицкий Юрий Васильевич
  • Ниренберг Гарри Александрович
  • Шоломов Александр Лазаревич
  • Лесовицкий Игорь Всеволодович
  • Русаков Альберт Израилевич
SU1413254A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Поликер Б.Е.
  • Аникин С.А.
  • Ильинский В.А.
  • Михальский Л.Л.
  • Морозов В.П.
  • Канищев В.С.
  • Светиков В.Н.
  • Воробьев А.Л.
  • Фомин В.К.
  • Поцелуев А.Н.
  • Косяков Н.И.
  • Емельянов И.А.
  • Сутормин В.С.
  • Леонов И.В.
RU2109148C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Носов Александр Никифорович
  • Толкачев Владимир Геннадьевич
SU1071786A1
Двухзвенное транспортное средство 1984
  • Богдан Николай Владимирович
  • Габа Евгений Иванович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1168451A2
Силовая установка транспортного средства 1981
  • Дубинин Александр Ефимович
  • Толкачев Владимир Геннадьевич
SU1002635A1
Двухзвенное транспортное средство,его варианты 1983
  • Богдан Николай Владимирович
  • Габа Евгений Иванович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1115934A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ И ВЫКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1955
  • Шехель И.Г.
SU110173A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА И ОТКЛЮЧЕНИЯ АГРЕГАТОВ 1971
  • П. А. Валов, И. Д. Соболев В. В. Таммор
SU312058A1
Муфта-тормоз 1982
  • Корнилов Владимир Владимирович
SU1021832A1

Иллюстрации к изобретению SU 989 113 A1

Реферат патента 1983 года Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 989 113 A1

SU 989 113 A1

Авторы

Коновалов Николай Григорьевич

Даты

1983-01-15Публикация

1981-03-04Подача