СП
Изобретение относится к геофизике, а более конкретно к ледовой разведке, и может быть использовано дл получения информации о ледовом покрове для выбора маршрутов следования ледоколов и транспортных судов в арктических и замеряющих морях.
Известен способ определения механических характеристик льда по его широкополосному электромагнитному излучению, возникающему при появлении микротрещин ij .
Недостатком, данного способа является его ограниченная примени-мость
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ ледовой разведки, при котором выбирают маршрут и скорость полета летательного аппарата, производят регистрацию данных вдоль маршрута полета, по которым судят о наличии трещин ледового покрова 2, Недостатком известного способа являются низкие точность и надежность выявления трещин ледового поjKpOBa из-за неоднозначности интерпретации данных.
Цель изобретения повышение точности и надежности выявления трещин ледового покрова.
Цель достигается тем, что согласно способу ледовой разведки, при котором выбирают маршрут и скорость полета летательного аппарата, производят регистрацию данных- вдоЛь маршрута полета, по которым судят о наличии трещин ледового покрова, выбирают маршрут полета в направлении береговой-черты, производят непрерыв-ную регистрацию напряженности естественного электромагнитного поля на заданной частоте в диапазоне 50150 кГц, измеряют средний уровень фона, в условиях нагонного ветра со скоростью, не меньшей 5 м/с, выделяют импульсные сигналы с амплитудой, превышающей средний уровень фона не менее чем в два раза, и имеющие длительность t порядка 1,01,5 6/V , где S - максимальная ширина зоны концентрации напряжений ледового покрова; V - скорость летательного аппарата, по наличию которых судят о наличии трещин ледового покрова.
На фиг.1 представлена структурная схема для реализации способа; на фиг.2 -. характерные примеры регистрации данных по маршрутам полета.
Устройство для реализации способа фиг.1} содержит первичный преобразователь 1, соединенный экранированным кабелем 2 с входом измерительного устройства 3, выход которого через выпрямитель 4 соединен с регистратором 5. Первичный преобразователь 1 индукционного типа расположен вне фюзеляжа самолета ледовой разведки, типа АН-2.
На фиг.2 показан маршрут б полета в направлении нормали к положению береговой черты 7, регистрируемый сигнал 8 напряженности электромагнитного поля, его средний уровень фона 9, импульсные сигналы 10, соответствующие появлению трещин ледового покрова 11 на маршруте 6 полета.
Способ осуществляется следующим образом.
При прохождении маршрута б полета первичный преобразователь 1 воспринимает сигнал 8 напряженности естественного электромагнитного пол на частоте, например, 100 кГц. Для этого достаточно иметь чувствительность порядка 2 мкВ, собственные шумы тракта не более 0,7 мкВ, амплитудно-частотную характеристику с частотами срезов 50 и 150 кГц. В предлагаемом изобретении концентрация механических напряжений трещинами ледовогопокрова 11 при нагрузках более О,5 МПа сопровождается микрорастрескиванием и широкополосным электромагнитным излучением. В условиях нагонного ветра трещины ледового покрова 11 являются концентраторами, механических напряжений, которые в зоне действующей трещины усиливаются. Соответственно усиливается сигнал 8 напряженности естественного электромагнитного поля в зоне трещины ледового покрова 11, а при прохождении маршрута полета б появляется импульсный сигнал 10 с амплитудой, превышающей средний уровень фона 9 более чем в два раза, и имеющий длительность С , не превышающую величины. l,56|v , где S максимальная ширина зоны концентрации напряжений ледового -покрова; V - скорость летательного аппарата При скорости 150-200 км/ч самолет ледовой раэведки пересечет зону концентрации напряжений шириной 100120 м за время порядка 2-3 с. Coof ветственно появится импульсный сигнал длительностью порядка 2-3 с. Для осуществления предлагаемого способа необходимо выполнение условий, способствующих концентрации напряжений трещинами ледового по- .. крова 11, - наличие нагонного ветра со скоростью не менее 5 м/с.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить точность и надежность выявления трещин ледового покрова благодаря использованию их свойств как концентраторов механических напряжений и источников широкополосного электромагнитного излучения.
Мб/М
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ разведки ледовой обстановки с использованием дистанционно управляемых беспилотных летательных аппаратов и устройство для его осуществления | 2021 |
|
RU2778158C1 |
СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ С АВИАСРЕДСТВ | 2008 |
|
RU2425400C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ РАЗЛИВА НЕФТЯНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В МОРЕ | 2008 |
|
RU2411450C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2010 |
|
RU2449326C2 |
СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ | 2018 |
|
RU2694085C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2014 |
|
RU2552753C1 |
СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛЕДОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА МОРСКИЕ ОБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2014 |
|
RU2583234C1 |
Способ формирования объектов имитируемой модели фоноцелевой обстановки на необитаемой территории ледового пространства | 2021 |
|
RU2816461C2 |
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ НЕОБИТАЕМОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА ПОДО ЛЬДОМ | 2020 |
|
RU2757006C1 |
СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2016 |
|
RU2631966C1 |
СПОСОБ ЛЕДОВОЙ РАЗВЕДКИ, при котором выбирают маршрут и скорость полета летательного аппарата, производят регистрацию данных вдоль маршрута полета, по которым судят о наличии трещин ледового покрова, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и надежности выявления трещин ледового покрова, выбирают маршрут полета в , направлении береговой черты, произво дят непрерывную регистрацию напряженности естественного электромагнитного поля на заданной частоте в диапазоне 50-150 кГц, измеряют средний уровень фона,в условиях нагонного ветра со скоростью, не меньшей 5 м/с, выделяют импульсные сигналы с амплитудой, превышающей средний уровень фона не менее чем в два раза, и имеющие длительность порядка 1,0 - 1,5 e/V , где t - максимсьпь (П ная ширина зоны концентрации напряжений ледового покрова; v - скос рость летательного аппарата, по наличию которых судят о наличии тре§ щин ледового покрова.
1 {VV
nJ
V /
Фи&2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Воробьев А.А | |||
и др | |||
Электромагнитное излучение в диапазоне радиочастот при механическом разрушении льда | |||
Деп | |||
ВИНИТИ, № 435-78, 1978 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Руководство по производству ледовой авиационной разведки | |||
Л., Морской транспорт, 1962, с | |||
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Авторы
Даты
1984-07-23—Публикация
1983-01-10—Подача