Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для защиты технологических систем от повышения в них давления сверх допустимого.
Известен предохранительный клапан, содержащий снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган 1.
Недостатком этого клапана является относительно низкая скорость подъема запорного органа.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является предохрани тельный клапан, содержащий снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган с подъемным колпаком 2.
Недостатком клапана такого типа является то, что остановка запорного органа в крайних положениях происходит с ударом, что снижает надежность его -работы.
Цель изобретения - повыщение надежности работы клапана.
Указанная цель достигается тем, что в предохранительном клапане, содержащем снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган с подъемным колпаком, в стенке колпака установлены радиально его оси с возможностью вращения угловые патрубки, снабженные, зубчатыми венцами и сообщающие полость под колпаком с выходной полостью, а на корпусе выполнена зубчатая рейка, входящая в зацепление с зубчатыми венцами упомянутых патрубков.
На фиг. 1 изображен клапан в крайних положениях, поперечный разрез; на фиг. 2- то же, вид сверху; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Предохранительный клапан состоит из корпуса 1, содержащего входной 2 и выходной 3 патрубки, запорного органа 4 со штоком 5, снабженного подъемным колпаком 6 с охватывающей запорный орган 4 и седло 7 корпуса 1 стенкой 8. В стенке 8 колпака 6 установлены радиально его оси с возможностью вращения угловые патрубки 9. Горизонтальные части 10 патрубков снабжены зубчатыми венцами 11, находящимися в зацеплении с зубчатой рейкой 12, выполненной в корпусе 1 клапана. Герметичность угловых патрубков 9 на начальных участках хода запорного органа 4 обеспечивается шариковым клапаном 13 и уплотнительным кольцом 14. ;
Предохранительный клапан работает следующим образом.
При повышении давления во входном патрубке 2 сверх допустимого запорн.ый орган 4 вместе с другими деталями начинает движение вверх. В это время выходное от5 верстие углового патрубка 9 направлено вниз, щарик 13 герметично перекрывает это отверстие, а зубчатые венцы 11 не имеют контакта с зубьями рейки 12 (фиг. 3). Поверхность внутреннего цилиндрического от0 верстия в стенке 8 колпака 6 и соответствующая ей наружная цйли ндрическая поверхность седла 7 образуют кольцевой зазор небольшой площади, постоянной до тех пор, пока зубчатые венцы 11 не войдут в зацепление с зубьями рейки 12. Вследствие
5 ,движения подъемного колпака 6 вверх зубчатые венцы М входят в зацепление с зубьями рейки 12, и начинается поворот угловых патрубков 9 вокруг оси их горизонтальных частей 10. При определенном угле пово0 рота патрубков 9 и перепаде давлений на щарик 13 последний перемещается и открывает внутренний проход в патрубке 9, и рабочая среда из внутренней полости подъемного колпака 6 начинает выходить в полость корпуса 1. При полном ходе подъ5 емного колпака 6 и других подвижных де- талей угловые патрубки 9 совершают поворот на 180° и выходные их отверстия имеют направление вверх. В этом положении или близком к нему поток рабочей среды, выQ текающий из отверстий угловых патрубков, . направлен вверх и при правильном выборе суммарной площади их сечения создает определенное реактивное усилие, направление которого противоположно направлению статических и гидродинамических сил, разви5 ваемых потоком рабочей среды и действующих на запорный орган 4 и стенку 8 подъемного колпака 6 снизу вверх. Испытывая действие реактивных усилий, величина которых постепенно увеличивается в зависимости от угла поворота угловых патрубков 9, подвижные детали клапана (запорный орган 4, подъемный колпак 6 и т. д.). приходит в крайнее верхнее положение без удара.
5 При снижении давления в патрубке 2 подвижные детали начинают движение вниз. Патрубки 9 начинают вращение в противоположную сторону и при выходе зубчатых венцов 11 из зацепления с рейкой 12 занимают положение выходным отверстием вниз, при этом шариковый клапан 13 занимает герметичность патрубка 9. По мере дальнейшего движения подвижных деталей кла пана вниз в полости подъемного колпака 6 создается повышение давления из-за обра5 зования кольцевого зазора между цилиндрическими поверхностями внутреннего диаметра стенки 8 и наружной поверхностью седла 7, вследствие чего возникает статическое
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительный клапан | 1981 |
|
SU989219A1 |
Предохранительный клапан | 1976 |
|
SU614277A1 |
Предохранительный клапан | 1986 |
|
SU1372139A1 |
Предохранительный клапан | 1981 |
|
SU989220A2 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНО-ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН | 2002 |
|
RU2234019C2 |
Предохранительный клапан | 1986 |
|
SU1624225A1 |
Регулятор давления | 1983 |
|
SU1120296A1 |
Предохранительный клапан | 1980 |
|
SU945557A1 |
УГЛОВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЙ КРАН | 2005 |
|
RU2300039C2 |
Предохранительный клапан | 1986 |
|
SU1343158A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН, содержащий снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган с подъемным колпаком, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, в стенке колпака установлены радиально его оси с возможностью вращения угловые патрубки, снабженные зубчатыми венцами и сообщающие полость под колпаком с выходной полостью, а на корпусе выполнена зубчатая рейка, входящая в зацепление с зубчатыми венцами упомянутых патрубков. (Л со со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН | 0 |
|
SU402708A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Предохранительный клапан | 1968 |
|
SU367780A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-08-30—Публикация
1983-06-14—Подача