Изобретение относится к машино«троению, а именно к способам и сред ствам контроля зубчатых передач. Известен способ контроля качества сборки, заключающийся в том, что наносят на поверхности зубьев колеса вещество-информатор, обкатывают его с щестерней и по следам прилегания определяют пятно контакта щестерни и используют эту информацию при сборке редуктора С11. Недостаток этого способа заключается в том, что он требует разборк редуктора. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является способ контроля качества сборки редукторов, заключающийся в том, что записывают характеристики сигналов вибрации эталонного и контролируемого редукторов и определяют качество сборки путем сравнения характеристик эталонного и контролируе мого редукторов С21. Недостатком этого способа является то, что он не позволяет определит положение пятна контакта в зубчатом зацеплении редуктора. Цель изобретения - повьшение точности путем обеспечения контроля мес та расположения и величины пятна кон такта. Это достигается тем, что согласно способу контроля качества сборки редукторов, заключающемуся в Т9М, что записывают характеристики сигналов вибрации эталонного и контролируемог редукторов и определяют качество сборки путем сравнения характеристик эталонного и контролируемого редукто ров, записывают характеристики сигна лов вибрации на зубцовой частоте в точках максимального значения послед ней, определяют разность фаз этих сигналов, которую используют при определении места расположения и величины пятна контакта. Способ осуществляют следующим образом. На эталонном и контролируемом ре дукторе устанавливают один вибропреобразователь на фланце входного вала а другой - на фланце выходного вала, записывают характеристики сигналов вибрации на зубцовой частоте. Для этого выделяют из сигнала каждого преобразователя пе$5вую гармо нику зубцовой частоты, определяют разность фаз этих сигналов, которую используют при определении места расположения и величины пятна контакта. . При изготовлении зубчатых передач одним из основных параметров, характеризующих качество сборки редукторов, является положение пятна контакта в зубчатом зацеплении. В процессе сборки конических редукторов практикуют технологический прием локализации пятна контакта по длине и высоте зубьев в целях устранения возможности появления кромочного контакта. Естественным следствием изменения положения пятна.контакта является изменение динамической виброактивности редуктора,поскольку положение пятна характеризует и степень кинематической погрешности колес. Если на корпусе одноступенчатого конического редуктора установлено два вибропреобразователя: один на входном фланце, другой - на выходном, то их сигналы в общем виде представляют собой соответственно функции x(t) и y(t). При этом входная функция x(t) и выходная y(t) связаны между собой передаточной функцией H(f), коэффициент усиления которой равен абсолютному значению передаточной функции JH(f), а фазовый угол Ч определяется выражениемл )1 Если из сигналов обоих вибропреобразователей при вращении редуктора вьзделить первые гармоники зубцовой частоты и измерить фазовый угол р (сдвиг фаз) между ними, то при варианте сборки, соответствующей нормальному положению пятна контакта, этот сдвиг фаз имеет некоторое определенное значение. Регулировка положения пятна контакта в конических зубчатых передачах осуществляется смещениями колес в направлении своих осей обычно с помощью прокладочных колец. При неправильном выборе толщины колец пятно контакта смещается от предусмотренного номинального положения. При этом меняются механические параметры передачи, в частности п даточное отношение, что влечет за
собой изменение передаточной функции редуктора H(f).
Кроме того, меняются фазовые соотношения между гармониками вибросигналов входного и выходного вибропреобразователей, например сдвиг фаз (фазовый угол f ) между первыми гармониками зубцовой частоты сигналов входного и выходного вибропреобразователей.
Если рабочий участок фазовой характеристики «Р (f) объекта контроля представляет собой монотонную функцию (первая производная её не меняет знака) , то смещение пятна контакта от нормы в сторону малого или большого модулей зуба приводит к изменению сдвига фаз с разными знаками.
Если на рабочем участке фазовой характеристики наблюдается изменение первой производной как, например, зто имеет место в зубчатых передачах с передающим отношением, равным 1, то зто может привести к неоднозначности толкования направления смещения пятна контакта, так как при смещении пятна контакта как в сторону малого, так и большого модулей может наблюдаться приращение фазы с одинаковыми знаками.
Однако в любом случае по степени сдвига фаз можно судить о том, имеется ли смещение пятна контакта от нормы по длине зуба.
Исследования, проведенные на промежуточном редукторе хвостоЬой трансмиссии вертолета Ми-8 показали, что изменение положения пятна контакта от нормы до кромки малого или большого модулей зубьев приводит к изменению фазового угла до 80°.
Использование изобретения позволяет повысить качество сборки одноступенчатых конических редукторов за счет обеспечения контроля места расположения пятна контакта редуктора в процессе его работы, т.е. в динамике.

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Способ контроля качества сборки редукторов и устройство для его реализации | 1984 | 
 | SU1226105A1 | 
| СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕДУКТОРА ДВИГАТЕЛЯ | 2015 | 
 | RU2598986C1 | 
| СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЗУБЬЕВ ШЕСТЕРЁН ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ | 2016 | 
 | RU2631493C1 | 
| СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ | 2002 | 
 | RU2236341C1 | 
| Способ диагностики технического состояния зубчатого зацепления | 2019 | 
 | RU2717139C1 | 
| Способ контроля износа зубчатых колес | 1984 | 
 | SU1252673A1 | 
| Способ диагностирования зубчатых передач | 1982 | 
 | SU1040366A1 | 
| УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ФАЗОВЫЙ ВИБРОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 2013 | 
 | RU2568992C2 | 
| Способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колёс редуктора газотурбинного двигателя | 2021 | 
 | RU2783467C1 | 
| Способ диагностики технического состояния агрегата авиационного привода | 2017 | 
 | RU2667830C1 | 
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА  СБОРКИ РЕДУКТОРОВ, заключающийся в  том, что записывают характеристики  сигналов вибрации эталонного и контролируемого редукторов и определяют  качество сборки путем сравнения характеристик эталонного и контролируемого редукторов, отличающийс я тем, что, с целью повьшения точности путем обеспечения контроля места расположения и величины пятна контакта, Записывают характеристики сигналов вибрации на зубцовой частоте в  точках максимального значения последней, определяют разность фаз этих  сигналов, которую используют при определении места расположения и величины  (Л пятна контакта.
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| Калашников С;Н | |||
| и Калашников А.С | |||
| Контроль производства конических зубчатых колес | |||
| М., Машиностроение, 1981, с | |||
| Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 | 
 | SU102A1 | 
| Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 | 
 | SU2A1 | 
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
Авторы
Даты
1984-09-15—Публикация
1983-05-18—Подача