Способ измерения механической постоянной времени синхронного электродвигателя Советский патент 1984 года по МПК G01R31/34 G01R27/02 

Описание патента на изобретение SU1114995A1

Изобретение относится к косвенным методам измерения параметров синхронного электродвигателя, а именно к механическсуй постоянной времени, и может найти применение в электромашиностроении при испытании электрически машин.

Известен способ измерения механической постоянной времени электродвигателя путем приведения его во вращение, отключения от сети, измерения скорости при выбеге и определения производной скорости от времени при номинальной скорости СО

Указанный способ сложен в реализации, так как требует установки датчиков скорости.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ измерения механической постоянной времени синхронного электродвигателя путем разгона его до номинальной скорости, отключения двигателя от источника питания, формиоования контролируемого сигнала в виде напряжения биений, образованного от сложения напряжения .источника питания и ЭДС обмотки двигателя на выбеге,измерения параметров напряжения биения и определения по ним механическойпостоянной времени. Механическую постоянную инерции двигапо известной зависителя вычисляют Значение С отличается от номости. минального из-за отклонения фактической загрузки двигателя от номинальной Г2.

Недостатком известного способа является невысокая точность измерения в самом первом периоде биений, поскольку он не учитывает, что угол выбега ротора двигателя (угол нагрузCfo)

В момент отделения источника

ки

питания отличается от нуля и пренебрежение его фактическим значением вносит погрешность в определение механической постоянной времени.

Цель изобретения - повышение точности способа.

Поставленная цель достигается Тем, что согласно способ измерения механической постоянной времени синхронного, электродвигателя путем разГона его до номинальной скорости, отключения двигателя от источника питания, формирования контролируемого сигнала в виде напряжения биений, образованного от сложения напряжения

источника питания и ЭДС обмотки двигателя при выбеге, измерения параметров напряжения биения и определения по ним механической постоянной времени, дополнительно измеряют фазовый угол между напряжением источника питания и ЭДС обмотки двигателя при выбеге, фиксируют моменты времени изменения знака фазового угла и соответствующие первому и второму экстремумам напряжения биения, измеряют время от момента отключения двигател от источника питания до. момента достижения няпряжения биений первого экстремума и время между первым и вторым экстремумами и по указанным временам определяют механическую постоянную двигателя.

На фиг.1 приведена осциллограмма изменения контролируемого сигнала напряжения биений U при выбеге двигателя; на фиг.2 - устройство для реализации предлагаемого способа.

До отключения двигателя от источника напряжения на двигателе U i; на источнике и сннфазны, угол сдвига фаз cf и напряжение биений U равны нулю. В момент отключения двигателя от сети i о величина изменяется скачком от О до ( (угол нагрузки двигателя в предшествующем режиме), соответствующего фазовой характерис|Тике собственной ЭДС двигателя. В момент достижения первого экстремума (максимума) огибающей значение ( изменяется скачком от +180 до -180 а в момент второго экстремума (минимума) огибающей биений знак cf изменяется на противоположный. Это позволяет Только по Знаку d проще и точнее фиксировать моменты экстремумов i и t (j особенно при пологой вершине

огибающей напряжения биений. I

Устройство (фиг.2) содержит блок 1 преобразования угол - напряжение, выходной сигнал которого U определяется величиной и знаком угла сдвига фаз между напряжениями U, (ЭДС двигателя при выбеге) и U(j , компаратор 2, выходной- сигнал которого зависит от знака rf , т.е. х Vf, блок 3 преобразования время - напряжение, элементы ITAIWIb 4 и 5, блок 6 деления, квадратор 7, масштабирующие усилители 8 и 9, блок 10 вычитания и Квадратор 11.

Согласно способу фиксируют начало переходного процесса по появлению

сигнала Uj на выходе блока 1 и включению компаратора 2. Время -1, измеряют формированием линейно возрастающего напряжения интегратора в блоке 3 от момента появления сигнала до первого экстремума, который фиксируют по переключению компаратора 2 в другое положение. Запоминают наибольшее значение напряжения, пропорционального t ,на конденсаторе элемента ПАМЯТЬ 4. В момент достижения первого экстремума (сГ 180) компаратор перекпючается, разрядный ключ возвра1цает первый интегратор блока 3 в нулевое состояние. Одновременно с этого же момента измеряют время t „ вторым интегратором обратной полярности в блоке 3, запоминая наиболшее значение напряжения, пропорционального t , на конденсаторе эле.мента ПАМЯТЬ 5, до момента второго экстремума (О 360 ), который фиксируют по очередному переключению компаратора 2 (фиг.1). По ходу выбега двигателя все последующие измерен ные значения t и t ( между моментами переключения компаратора 2 всегда меньше самых первых и не изменяют уровень напряжений, хранящихся в элементах ПАМЯТЬ 4 и 5. Далее соглас но предложенной зависимости напряжение t элемента ПАМЯТЬ 5 возводится во вторую степень квадратором 7, умнжается на коэффициент усилителем 9 и полученная величина подается на выход для Т. . Одновременно блок 6 деления определяет отношение напряжений элементов ПА1-1ЯТЬ 4 и 5, пропорциональных i и 11 , полученная величина умножается на коэффициент усилителем 8, блок 10 выполняет дале операцию вычитания i-v.-r величины , заданной постоянным напряжением Uj , а квадратор 11 возводит результат во вторую степень и подаёт его на выход для определения rf . Таким образом, по измеренным значениям длительностей I , и 1 (j определяют параметры t. и 6д в момент, предшествующий переходному процессу. Время хранения измеренных значений t; и сГ зависит от постоянной разряда элементов ПАМЯТЬ 4 и 5. Способ допускает использование без реализующего устройства путем только графоаналитической обработки осциллограммы,полученной при выбеге синхронного двигателя. t/rmt , где m 291,13; t-1 Ч

((4-k - где 1 13,41;

а

Т. rt

k 5.56

Таким образом, для измерения параметров двигателя предлагаются зависимости, в которых значения коэффициентов i , кит постоянны и определяются моментами первого (f 180) и второго (о 350 ) экстремумов, а значения t;, и 1 изменяются в реальном процессе.

Предлагаемый способ, кроме механической постоянной инерции г . , позволяёт измерить угол нагрузки сГц синхронного двигателя. Этот же факто способствует повьциению точности способа, так как известный способ допускает методическую погрешность, обусловленную неучетом rf . Для предлагаемого способа характерна универсальность благодаря возможности его реализации как специальным измерительным устройством,так и непосредственно человеком при анализе экспериментальных осциллограмм. Способ может использоваться для повышения эффективности синхронизаторов, осуществляющих переключение выбегающей синхронной нагрузки с совпадением по фазе остаточной ЭДС двигателя и напряжения резервирующего источника, для повышения эффективности функционирования органов выявления потери питания ответственной двигательной нагрузки.

Q(.

N

Похожие патенты SU1114995A1

название год авторы номер документа
Способ ресинхронизации двигате-ля пЕРЕМЕННОгО TOKA пРи пЕРЕКлю-чЕНии HA РЕзЕРВНый иСТОчНиК пиТАНия 1979
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU813639A1
Пусковой орган для автоматического ввода резервного питания потребителей 1976
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU666610A1
Пусковое устройство для автоматичес-КОгО ВКлючЕНия РЕзЕРВА 1979
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU817864A1
Способ определения исчезновения питающего напряжения 1976
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU675523A1
Пусковой орган автоматики ввода резервного питания 1980
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU930494A1
Способ автоматического включения резервного питания потребителей с двигательной нагрузкой 1980
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU928528A1
Пусковой орган для автоматического ввода резерва 1976
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU594558A1
Устройство автоматического включения резервного питания потребителей с двигательной нагрузкой 1985
  • Иванова Людмила Яковлевна
SU1361676A1
Устройство для пуска автоматики ввода резервного питания 1980
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU907702A1
Способ определения исчезновения питающего напряжения 1980
  • Бороденко Виталий Анатольевич
SU892567A2

Иллюстрации к изобретению SU 1 114 995 A1

Реферат патента 1984 года Способ измерения механической постоянной времени синхронного электродвигателя

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОСТОЯННОЙ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ путем разгона его до номинальной скорости, отключения двигателя от источника питания, формирования контролируемого сигнала в виде напряжения биений, образованного от сложения напряжения источника питания и ЭДС обмотки двигателя на выбеге, измерения параметров напряжения биения и определения по ним механической постоянной времени, о тл и чающийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно измеряют фазовый угол между напряжением источника питания и ЭДС обмотки двигателя при выбеге, фиксируют моменты времени изменения знака фазового угла и соответствующие первому и второму экстремумам напряжения биения, измеряют время от момента отключения двигателя от источника питания до момента достижеi ния напряжения биений первого экстремума и время между первым и вторым (Л экстремумами и по указанным временам определяют механическую постоянную двигателя. 4; со со сд

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1114995A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Жерве Г.Н
Промышленные испытания электрических машин
Л., Энергия, 1968, с
Раздвижной паровозный золотник со скользящими по его скалке поршнями и упорными для них шайбами 1922
  • Трофимов И.О.
SU147A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОСТОЯННОЙ ВРЕМЕНИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 0
SU166960A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 114 995 A1

Авторы

Бороденко Виталий Анатольевич

Бороденко Галина Николаевна

Даты

1984-09-23Публикация

1983-04-29Подача