Изобретение относится к машиностроению, применимо для высоко}1аг1ряженных малогабаритных механических трансмиссий горных ман1ин (очистных комбайнов, редукторов привода конвейеров, лебедок и т. д) и может быть использовано во всех отраслях народно о хозяйства в редукторостроении для передачи крутящего момента от двигателя к исполнительному органу машины с необходимым передаточным отношением в пределах от 15 до 100 и более, при этом ведунгий и ведомый валы редуктора раснолагаются сооспо.
Известны нрецессионные конические зубчатые передачи, состоящие из нары колес с оби1,ей точкой прецессии, расгуоложенной в пространстве на пересечении осей колес, у которой оба колеса пары имеют наружные прямые зубья, а BepnjHna делительного конуса одного колеса смещена относительно верн1ины делительного конуса другого колеса и лежит на его образующей 1
Указанное зацепление в отличие от внутреннего имеет высокую износостойкость зубчатых профилей, так как в процессе зацепления вместо качения со скольжением происходит взаимное отталкивание профилей зубьев.
Недостатком такой прямозубой передачи является низкая многопарность (в зацеплении находится не более одной пары зубьев).
Наиболее близкой к изобретению по технической суниюсти и достигаемому эффекту является коническая зубчатая передача, содержащая колесо с двояковогнутыми зубьями и совершающее прецессируюнхее движение подвижное колесо с двояковьппклыми зубьями, а верщинЬ) делительных конусов колес смен1ены относительно друг друга 2.
Однако известная тередача имеет значительные габариты, ограниченные диапазон передаточ1Н)1Х отношений и нагрузочную способность. Боковые линии зубьев выполнены выпукловогнутыми, а касательные к среднему сечению боковых линий зубьев проходят через вершину делительного конуса своего зубчатого колеса, в процессе зацепления совпадение боковых линий произойдет To.ibKo в одной паре зубьев, остальные пары зубьев, находящиеся в зацеплении, окажутся несопряженными, т.е. их боковые линии будут пересекаться, и в ipoцессе зацепления неизбежна их продольная интерференция. С.гедовательно, выпукловогнутые формы зубьев в известном исполнении, как и фямозубые конические зубчатые передачи, не могут быть применены для высоконапряженногч) прецессионного зацепления.
Цель изобретения повышение нагрузочной способности, уменьшение габаритов
и расширение диапазона передаточных от ноще}|ий.
Указанная цель обеспечивается тем, что в конической зубчатой передаче, содержаП1ей колесо с двояковогнутыми зубьями и совершающее прецессирующее движение подвижное колесо с двояковыпуклыми зубьями, а вершины делительных конусов колес смещены относительно друг друга, касательные к боковы.м линиям зуба подвижного колеса, проходящие через среднее сечение зуба, пересечены в точке, смещенной отноеительно этого колееа на величину г и лежаплей па его образующей, а окружная толщина зуба нодвижного колеса определена зависимостью
Ste,, 0,,,-lg6i(Rei+r)lgo,
где индекс е и верхние арифметические знаки от}1осятся к случаю, когда число Z, зубьев колеса с двояковыпуклыми зубьями больше числа 7.- зубьев колеса с двояковогнутыми зубьями, а индекс i и нижние арифметичес кие знаки - когда Zj меньше
г
Jte,
Jt, -внешняя и внутренняя толщина зуба подвижного колеса;
внешний и внутренний окружT le,Wt; ные модули; R..
BHeHJHee конусное расстояние нодвижного колееа; б - угол сходимости образующей делительного конуса подвижного колеса со средней линией зуба;
6- угол сходимости касате.чьной к боковой линии зуба подвижного колеса со средней линией зуба.
На фиг. 1 показана коническая зубчатая передача, когда прецессирующее (подвижное) зубчатое колесо имеет больн1ее число зубьев, чем неподвижное зубчатое колесо; на фиг. 2 - то же, когда прецессирующее (под| ижное) зубчатое колесо имеет меньшее число зубьев, чем неподвижное зубчатое колесо.
На фиг. 1 показан двояковыпуклый зуб 1 нодвижного зубчатого колеса, находящийся в контакте с двояковогнутым зубом 2 нецодвижного зубчатого колеса. 3 подвижного зубчатого колеса не совпадает с точкой 4 пересечения касательных, нроведен}1ых к среднему сечению двояковьн уклого зуба, которое проходит через точки 5 и 6 и не совпадает также с вершиной 7 двояковогнутого колеса.
Точка 4 удалена от внешнего торца двояковыпуклого зуба на величину .
В этом случае внешняя окружная толН1ина 5 двояковыпуклого зуба 1 уменьшается на определенную величину 2д.
Величина Д получается из следующего выражения
Д Re, tg6-(Re, tr)tg6,
где Rei бвнешнее конусное расстояние подвижного колеса; угол сходимости образующей делительного конуса подвижного колеса со средней линией зуба; величина смещения точки пересеr чения касательных к боковым линиям зуба подвижного колеса относительно его верщины;
6 угол сходимости касательной к боковой линии зуба подвижного колеса со средней линией зуба. На фиг. 2 изображен случай, когда двояковыпуклое (подвижное) зубчатое колесо меньше по числу зубьев неподвижного колеса. В этом случае вершина 3 неподвижного колеса также не совпадает с точкой 4 пересечения касательных, однако точка 4 приближена к внешнему торцу двояковыпуклого зуба на величину Re,-г, за счет чего уменьшается внутренняя окружная татщина S(-; двояковыпуклого зуба на величину, равную 2й, где д определяется из следующего выражения A (Re,-r)tgd-R;,tg6.
При работе передачи в процессе зацепления вершина 3 подвижного зубчатого колеса с двояковыпуклыми зубьями 1 перемешается по окружности, центром которой является вершина 7 неподвижного колеса с двояковогнутыми зубьями 2. Образующие делительных конусов сопрягаемых зубчатых колес контактируют только в одной точке 5, проходящей через среднее сечение зубьев 1 и 2. Остальные зубья сектора, находящегося в зацеплении, контактируют вдоль боковой линии зуба в различных сечениях, несовпадающих со средни.м сечением. Если подвижное зубчатое колесо больше по числу зубьев неподвижного, то точка контакта перемещается от среднего сечения к внешнему окружному модулю. В этом случае возможна интерференция боковых линий зубьев на участке от среднего сечения к внешнему модулю.
Благодаря пересечению касательных к среднему сечению боковых линий зубьев в точке 4, удаленной от внешнего торца зуба на величину Rei+r, внешняя окружная толщина S зуба уменьшается на величину 2д, достаточную для ликвидации интерференции в указанной области. Если зубчатое колесо с двояковыпуклыми зубьями 1 меньше по числу зубьев зубчатого колеса с двояковогнутыми зубьями 2 и относительное движение происходит аналогично описанному - точка контакта перемещается вдоль боковой линии зуба от среднего сечения по точкам 5-6 к внутреннему окружному модулю, Иде возможна продольная интерференция зубьев. Благодаря пересечению касательных к среднему сечению боковых линий зубьев в точке 4, приближенной к внешнему торцу зубьев на величину Re,-r, внутренняя окружная толщина Stj зуба уменьшается на величину 2д, достаточную для ликвидации интерференции боковых линий зубьев.
Предлагаемая прецессионная коническая зубчатая передача с внешним зацеплением, зубья которой выполнены с указанной продольной модификацией, обеспечивает необходимую многопарность зацепления без продольной интерференции. Кроме того, в процессе зацепления в такой конической передаче происходит отталкивание сопрягаемых профилей. Передача обладает с одной стороны высокой износостойкостью, а с другой стороны способна передавать значительные нагрузки.
А , Ste Л
(риг.:
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СИДОРА | 1992 |
|
RU2057975C1 |
Способ нарезания пары зубчатых колес | 1983 |
|
SU1164010A1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1992 |
|
RU2041034C1 |
Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (ТРД), центральная коническая передача (ЦКП) ТРД, главная коническая шестерённая пара ЦКП ТРД, корпус ЦКП ТРД, ведущее зубчатое коническое колесо ЦКП, ведомое зубчатое коническое колесо ЦКП, узел ЦКП ТРД | 2016 |
|
RU2636626C1 |
МОДИФИЦИРОВАННОЕ ПРЯМОЗУБОЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ | 1993 |
|
RU2093741C1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕС ПЕРЕДАЧИ | 2012 |
|
RU2510472C1 |
Зубчатый венец | 1987 |
|
SU1481524A1 |
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ВАХРУШЕВЫХ | 2009 |
|
RU2396473C1 |
СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2011 |
|
RU2480645C1 |
Спироидное зацепление | 1980 |
|
SU937827A1 |
КОНИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая колесо с двояковогнутыми зубьями и совершающее прецессирующее движение подвижное колесо с двояковыпуклыми зубьями, а вершины делительных конусов колес смещены относительно друг друга, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной сгЮсобности, уменьщения габаритов и расширения диапазона передаточных отношений, касательные к боковым линиям зуба подвижного колеса, проходящие через среднее сечение зуба. пересечены в точке, смещенной относительно вершины этого колеса на величину г и лежащей на его образующей, а окружная толшина зуба подвижного колеса определена зависимостью S(.,,-0,5}rmt, Re,-te6T(,±r) tgij, где индекс е и верхние арифметические знаки относятся к случаю, когда число Zj зубьев колеса с двояковыпуклыми зубьями больше числа Z зубьев колеса с двояковогнутыми зубьями; а индекс i и нижниеарифметические знаки - когда Zj меньше Zj; Ste Stj - внешняя и внутренняя толщина зуба подвижного колеса; внешний и внутренний окружные модули; Rpj - внешнее конусное расстояние S подвижного колеса; (Л 6 - угол сходимости образующей делительного конуса подвижного колеса со средней линией зуба; б- угол сходимости касательной к боковой линии зуба подвижного колеса со средней линией зуба. 00 00
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР1й1?*""Г:пн'^|'^1 'дпС1W1^^-* ч/ J vV ^^! f -Н J IMTiHTiia-TiiMntjAfiЕ>&ИБЛИО:?КА | 0 |
|
SU343095A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Коническая зубчатая передача | 1976 |
|
SU649911A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-10-15—Публикация
1983-03-22—Подача