Устройство для обучения обнаружению сигналов на фоне помехи Советский патент 1984 года по МПК G09B19/26 

Описание патента на изобретение SU1124368A1

Изобретение относится к обучающи устройствам и может быть использова для обучения учащихся обнаружению радиотелеграфных сигналов, а также при профессиональном отборе и оценк профессиональной гфигодности. Известно устройство, предназначенное для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов и со держащее блок программного упрйвления, генератор сигнала, генератор помехи, датчик случайных событий, блок коммутации, акустический преоб разователь, счетчики ложных тревог и пропуска сигнала, пульт испытуемо и блок отображения параметра чувств тельности l . Известное устройство дает достоверную оценку пригодности лиц к обу чению приему телеграфных сигналов н фоне помехи, но при этом не учитыва ет функционального состояния испытуемого при проведении отбора, что приводит к увеличению отсева Наиболее близким к изобретенюо является устройство для обучения об наружению сигналов на фоне помехи, содержащее блок коммутации и связан ные с ним источник основного сигнал блок формирования сходнозвучащих сигналов, источник помехи, подключа мый через ключ, датчик биномиальной последовательности, пульт обучаемого, счетчик числа правильных обнаружений и счетчик числа ложных тревог, выходы которых соединены с входами блока индикации, отобража щего параметр чувствительности обучаемого и Данное устройство обладает невысокой точностью, так как не дает возможности определить расхояэдение частот основного и сходнозвучащего сигналов и учесть их при анализе результатов руководителем. Кроме того, это устройство иногда используется неэффективно, т.е. при прове дении обучения (испытаний) не учиты вается функциональное состояние обучаемого (испытуемого) и возможности его индивидуальных способностей. Это увеличивает время на подготовку специалистов при обучении (период обучения растягивается из-за низкой отрабатываемости ощибок) и снижает точность при отборе радиотелеграфистов (отсев испытуемых из-за отсутствия данных функцив иальпого состояния). Цель изобретения - повышение точности устройства посредством определения расхождения частот основного и сходнозвучащего сигналов и их учетд при анализе результатов с расширением функциональных возможностей за счет измерения дополнительного параметра, повышением эффективности тренировок и точности отбора путем их проведения при нормальном функциональном состоянии. Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно, включенные формирователь импульсов, коммутатор, блок счетчиков и блок индикации, а также пульт обучаемого, вход и выход которого соединены соответственно с вторыми выходом и входом коммутатора, введены сзгмматор. и последовательно соединенные элемент ИЛИ, переключатель режимов работы и сдвигакнций регистр, выход которого подключен к первому входу формирователя импульсов, второй вход которого непосредственно соединен с первым выходом коммутатора а первый и второй выходы Через переключатель режимов работы - соответственно с первым и вторым входами сумматора, выход которого подключен к второму входу блока индикации, третий вход которого соединен с одним из выходов переключателя режимов работы, первый и второй входы элемента ИЛИ подключены соответственно к второму и третьему выходам блока счетчиков,а выход - к второму входу блока счетчиков, второй выход которого через .переключатель режимов работы соединен с вторым входом сдвигающего регистра. На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства. Устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов содержит источник 1 основного сигнала, в качестве которого могут быть использованы известные датчики сигналов или магнитофон с записью реального сигнала, источник 2 сходнозвучащих сигналов (применяемый и как источник контрольных сигналов), в качестве которого могут быть использованы известные датчики с электронной, регулировкой частоты, сдвигающий регистр 3, обеспёчивакиций изменение контрольной частоты источника 2 ступенями через 10 Гц, источник 4 помехи, в качестве которого могут быть использованы известные имитаторы помех, датчик 5 биномиальной последовательности, осуществляющий с помощью коммутатор 6 выбор с заданной вероятностью основного сигнала или сходнозвучащего (контрольного) сигнала, без помехи или с помехой для первого или второ го временного интервала, элемент ИЛИ 7,счетчики 8 и 9 с регулируемым чис лом пересчета соответственно числа правильных обнаружений и числа ложн тревог, элемент ИЛИ 10, сумматор 11 ключ 12, с помощью которого подключают источник 4 помехи к коммутатору 6, пульт 13 обучаемого, переключ тель 14 режимов работы и блок 15 .ин дикации . Датчик 5 содержит последовательно соединенные генератор 16 шума, состоящий из шумящего элемента и широкополосного усилителя, пороговы элемент 17, осуществляющий квантование непрерывного шумового сигнала по двум уровням, и р-триггер 18,вто рой вход которого является входом выход - выходом датчика. Блок 15 содержит узел 19 отображения параметра чувствительности и индикатор 20 разности частот. Источники 1,2 и 4, элемент 7, датчик 5 объединены в формирователь 21 импульсов, а счетчики 8 и 9 - в блок :22 счетчиков. Устройство работает в двух режимах следующим образом. В йервом режиме косвенно определяется функциональное состояние обу чаемого путем измерения минимальной разности частот воспринимаемых сигналов, основного и контрольного. В качестве контрольного сигнала использован сходнозвучапрй сигнал, частотукоторого изменяют ступенями через 10 Гц.Разность частот меж- ду основным и контрольным сигналами не должна превьшхать предела (который для каждого обучаемого индивидуален и равен 10-30 Гц) измеренног при нормальном функциональном состо нии испытуемого. Во втором режиме производится тренировка обучаемых по обнаружению (различению) основных и сходнозвучапшх сигналов и оценивается степень пригодности (при профессиональном отборе) путем измерения параметра чувствительности. При обучении (контроле) в нормальных условиях сигналы с источника 1 основного сигнала и источника 2 сходнозвучащих сигналов поступай, г в коммутатор 6. При этом после первого ответа (опознания) обучаемого импульс с выхода коммутатора 6, поступивший на счетчик 8 (или 9), одновременно через элемент ИЛИ 7 подается на вход датчика 5 биномиальной последовательности (на второй(опросный) вход триггера 18), обеспечивая подачу основного сигнала столько раз первым в паре, сколько раз он следует вторым. По командам датчика 5 коммутатор 6 распределяет основной и сходнозвучащий (контрольный) сигналы по интервалам данной пробы, коммутирует сигналы на электроакустический преобразователь, установленньй в пульте 13, подключает счетчик 8 числа правильных обнаружений и счетчик 9 числа ложных тревог к соответствукшрад узлам ввода признака обнаружения (кнопкам ответа - место нахоя ения основного сигнала в первом или втором интервале пары) пульта 13 обучаемого . При переполнении счетчиков 8 и 9 в первом режиме происходит управление регистром 3, изменяющим частоту на выходе источника 2 ступенями через 10 Гц, и включение индикатора 20, отображающего величину разности частот между источниками 1 и 2 сигналов, определяемую сумматором. При переполнении одного из счетчиков 8 или 9 во втором режиме производится считывание их результатов и фиксация в узле -19 отображения параметра чувствительности. Перед началом испытаний (тренажа) производят проверку соответствия основного и сходнозвучащего (контрольного) сигналов. Предварительно, в зависимости от требуемой достоверности оценки опознания, счетчики 8 и 9 при помощи переключателей (не показаны) устанавливают в соответствующие положения. Например,, для получения оценок с точностью до 20% счетчик 8 ставял в положение 8, а счетчик 9 - в положение 2. Затем руководитель (обучаемый) включает питание и устанавливает переключатель 14 в положение I (первый режим) . При этом счетчики 8 и 9 и регистр 3 устанавливаются в исходное положение, а обучаемому посредством электроакустического преобразователя, размещенного в пульте 13, последовательно предъявляют пары временных интервалов, каадая из которых содержит основной и сходнозву чащий сигнал.После-каждой пары сигналов обучаемый нажимает одну и ту же кнопку На пульте 13. Как толь ко на выходе счетчика 9 появится им пульс переполнения (после двух совпадений), он обеспечит включение индикатора 20, где будет указана разность частот между основным и сходнозвучащим сигналом. Эта разность бывает значительной (до 1525 Гц) при использовании в качестве источника сигналов магнитофонов и должна быть учтена при оценке резул татов тренировки и профотбора. Этот же импульс, пройдя через элемент ШШ 10 на вход регистра 3, вызывает появление на выходе первого его разря (да импульса, которьй изменяет часто ту источника 2 на 10 Гц и, поступая на входы установки в нулевое состоя ние счетчиков 8 и 9, производит счи тывание результатов в узел 19 отображения параметра чувствительности, а также устанавливает счетчики 8 и 9 в исходное состояние. Устройство готово к предъявлению обучаемому (испытуемому) проб для косвенного определения функционального состояния. Для определения функционального состояния обучаемому (испытуемому) с помощью электроакустического преобразователя, установленного в пульте 13, последовательно предъявляют пары временных интервалов. Один из них содержит основной сигнал, другой - контрольный.После каждой пары обучаемый с помощью кнопок пульта 13 вводит признак обнаружения основного сигнала в том интервале, в котором, по его мнению, был основной сигнал. Если при предъявлении проб переполняется счетчик 9, считается, что разница меаду частотами основного и контрольного сигнала не воспринимается. При этом импульс переполнения с выхода счетчика 9 через элемент ИЛИ 10 и контакты переключателя 14 поступает на управляющий вход индикатора 20, где будет указана разность частот, которую обучаемьй не воспринял, и одновременно на тактовый вход регистра 3. На выходе второго разряда регистра 3 появляется импульс, который изменяет частоту источника 2 еще на 10 Гц. Этот же импульс с выхода элемента 10 поступает на входы счетчиков 8 и 9 производит считывание результатов в узел 19 отображения параметра чувствительности и устанавливает счетчики 8 и 9 в исхо дное состояние. Если при последующих пробах происходит переполнение счетчика 8, то считается, что обзгчаемый (испытуемый) надежно различает основной и контрольный сигналы. При этом импульс переполнения со счетчика 8 фиксирует в узле 19 результат параметра чувствительности и разность частот, различаемую обучаемым, в индикаторе 20, а по ним руководитель определяет, следует начать тренировку или отложить. Если измеренная разность частот превьшает предельное значение для данного испытуемого в 1,5-2 раза, то трени.ровку следует отложить. Если же воспринимаемая разность частот находится в пределах нормы, то руководитель разрешает обучаемому приступить к тренировке. Обучаемый устанавливает переключатель 14 в положение II (второй режим), обеспечивая выключение регистра 3, сумматора 11 и индикатора 20 на время работы в данном режиме и включает счетчики 8 и 9 на полную емкость, например, в положение 10. Во втором режиме обучаемому с помощью электроакустического преобразователя, установленного в пульте 13 (не показан), последовательно предъявляют пары временных интервалов. Один из ник содержит основной сигнал (или сигнал + помеха), второй - сходнозвучащий сигнал (или схрднозвучащий сигнал + помеха). После каяяой пары обучаемый с помощью кнопок (не показаны) на пультб 13 вводит признак обнаружения сигнала в том интервале, в котором, по его мнению, был основной сигнал. Обучаемому (испытуемому) последовательно предъявляются несколько пар сигналов, отличающихся одна от другой вероятностью появления основного сигнала в каждом из интервалов. При переполнении счетчика 8 импульс переполнения проходит через элемент ИЛИ 10 и производит считыва ние результатов со счетчиков 8 и 9 в узел 19. Счетчики 8-и 9 устанавливаются в исходное (нулевое) положение, а в узле 19 фиксируется значение параметра чувствительности. Для обучения в условиях, приближенных к реальные, ключом 12 включа источник 4 помехи. При этом помеха с помощью коммутатора 6 включается как в первый,так и во второй интервал каждой пробы. Если обучаемый в процессе тренировки начинает допускать много ошибок, т.е. отношение числа правильных обнаружений к числу ложных тревог превьвоает 0,3 (взято из опыта проведения испытаний), то необходиМО произвести контроль функционального состояния обучаемого (перейти к первому режиму). По результатам контроля принимается решение о продолжении или прекращении тренировки. Использование предлагаемого устройства для обучения радиотелеграфистов по сравнению с прототипом по :воляет повысить точность тренажа за счет предварительной проверки частот основного источника, и источника сходнозвучащих сигналов с последующим учетом величины расхождения частот при анализе результатов тренировки (профотбора) и расши рить функциональные возможности уст рсйства за счет измерения дополнительного параметра минимальной воспринимаемой на слух разности между частотами двух сигналов, определяемой перед тренировкой, а при необходимости и в процессе тренировки (профотбора). В обычных условиях, прн нормальном функциональном состоянии обучаемого, минимальная разность частот не должна превышать 10-30 Гц (одно из требований, предъявляемых к испытуемым при подборе.для обуче: ния специальностирадиотелеграфиста) . Если минимальная разность между частотами превышает указанное предельное значение при профотборе то это говорит о непригодности испытуемого к обучению по специальности радиотелеграфиста. Если же в процессе обучения перед тренировкой минимальная воспринимаемая разность ыеткцу частотами сигналов превышает предельное значение в 1,5-2 раза, то это говорит о ненормальном функциональном состоянии обучаемого. Тренировка в таком состоянии обвлчно не дает ожидаемых результатов (обучааьвяй допускает большое число ошибок) . В этом случае лучше всего тренировку отложить (прекратить) и перейти к выполнению других работ, не требукщих максимальной концентрации внимания, а 1юсле восстановления : функционального состояния - снова вернуться к тренировке. Применение предлагаемого устройства при профессиональном отборе повышает точность отбора, а при обучении - улучшает эффективность обучения за счет оптимального использования времени в период тренировок.

Похожие патенты SU1124368A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1982
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Цой Анатолий Лаврентьевич
SU1125222A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1988
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1589303A2
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1185369A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Пономарев Николай Владимирович
SU1224813A1
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1714650A1
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов 1980
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Заложных Виталий Федорович
  • Рыжков Виктор Иванович
SU936014A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1166166A2
Устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов на фоне помехи 1978
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU654952A1
Тренажер радиотелеграфиста 1980
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Соколенко Анатолий Константинович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU938299A1
Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1272347A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 124 368 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для обучения обнаружению сигналов на фоне помехи

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОБНАРУЖЕНИЮ СИГНАЛОВ НА ФОНЕ ПОМЕХИ,, содержащее последовательно включенные формирователь импульсов, коммутатор, блок счетчиков и блок индикации, a также пульт обучаемого, вход и выход которого соединены соответственно с вторыми выходом и входом ком.мутатора, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены сумматор и последовательно соединенные элемент ИЛИ, переключатель режимов работы и сдвигающий регистр, выход которого подключен к первому входу формирователя импульсов, второй вход КО торого непосредственно соединен с первым выходом коммутатора, a первый и второй выходы через переключатель режимов работы - соответственно с первым и вторым входами сз мматора, выход которого подключен к второму входу блока индикации, третий вход которого соединен с одним из выходов переключателя режимов работы, первый и второй входы элемента ИЛИ подключены соответственно к второму н третьему выходам блока счетчиков,a выход - к второму входу блока счетчиков, второй выход которого через переключатель режимов работы соединен с вторым входом сдвигающего регистра. 1C 4 оо Од 00

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1124368A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов 1978
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU677001A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов на фоне помехи 1978
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU654952A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
:

SU 1 124 368 A1

Авторы

Кудрявцев Виктор Борисович

Кудряшов Николай Иванович

Даты

1984-11-15Публикация

1982-11-09Подача