Устройство для обучения радиотелеграфистов Советский патент 1984 года по МПК G09B19/26 

Описание патента на изобретение SU1125222A1

Изобретение относится к обзгчаю щим устройствам и может Найти применение в устройства с для профес:сн онального отбора радиотелеграфистов. Известно устройство для обучения учащихся, содержащее источник помехи, источник основного сигнала, датчик биномнальной последовательности и пульт обучаемого, выходы которьос подключены к входам блока коммутации, выходы .которого через счетчики числа правильных обнаружений и числа ложных тревог подключены к входам блока отображения . Недостаток данного устройства состоит в низкой эффективности обучения. Наиболее близким к пр едлагаемому является устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее генератор импульсов и генератор помехи, выход которого через первый ключ соединен с первым выходом блока коммутации первый и второй входы которого :соединены с выходам ; формирователя сигналов, третий и четвертый входы блока коммутаций соединены с первым и вторым выходами пульта управления, а второй и третий выходы блока коммутации подключены к входам соответственно счетчика правильных обнаружений и счетчика ложных тревог выходы которых подключены к входам блока индикации 2 , Недостаток известного устройства состоит в низкой эффективности обучения, так как оно не учитывает быстроту расшифровки сигналов кода Морзе. Цель изобретения - повышение эффективности обучения за счет оценки бы р.отырасшифровки сигналов кода Морзе. Поставленная цель достигается тем что в устройство для обучения радиотелегра фистов, содержащее генератор импульсов и генератор помехи, выход которого через первый ключ соединен с первым выходом блока коммутации, первый и второй входы которого соеди иены с вькодами формирователя сигналов, третий и четвертый входы блока коммутации соединены с первым и вТорым выходами пульта управления, а второй и третий выходы блока коммутацин подключены к входам соответсттвёяно счетчика правильных обнаружеНИИ и счетчика ложных тревог, выходы которых подключены к входам блока индикации, введены второй ключ и последовательно соединенные формирователь управляющих импульсов и . блок определения реакции, последовательно соединённые первый элемент ИЛИ и счетчик общих ответов, последовательно соединенные второй элемент ИЛИ и счетчик задержанных ответов, при этом выход генератора .импульсов подключен к первым входам второго ключа и формирователя сигналов, второй вход которого соединен с выходом формирователя управляющих импульсов, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходом первого элемента ШШ и с первым выходом блока коммутахщи, а третий вход формирователя управляющих импульсов соединен с третьим выходом пульта управления и вторыми входами ключа и блока определения реакции, выход которого подключен к второму входу счетчика задержанных ответов, выход второго ключа подключен к пятому входу блока коммутации, первый и второй выходы которого подключены к входам первого элемента ИЛИ. Причем блок определения реакхщи состоит из последовательно соединенных генератора временных меток, элемента И и делителя импульсов, причем второй вход элемента И является первым входом блока определения реакции, вторым входом и выходом которого являются соответственно второй и выход делителя импульсов. На фиг. 1 изображена структурноэлектрическая схема устройства; на фиг. 2 - эпюры, поясняющие его работу. Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит формирователь 1 сигналов, блок 2 коммутации, формирователь 3 управляющих импульсов, генератор 4 импульсов, первый ключ 5, блок 6 определения реакции, первый элемент ИЖ 7, пульт 8 управления, счетчик 9 правильных обнаружений, счетчик 10 ложных тревог, блок 11 индикации, второй элемент ИЛИ 12, счетчик 13 общих ответов, генератор 14 помехи, второй ключ 15, звуковой генератор 16, электроакустический преобразователь 17, причем ормирователь 1 сигналов содержит первый оперативный запоминающий, блок 18, второй оперативный запоминающий блок 19, регистр 20 адреса, формирователь 21 знаков кода Морзе, переключатель 1-ОЗУП и переключатель 23 Запись-считываиие, блок 2 коммутации содержит блок 24 сравнения, триггер 25 управления, кнопки 26 и. 27, ключи 28 и 29 и элемент ИЛИ 30, формирователь 3 управля щих импульсов содержит двухступенчатый триггер 31 и узел 32 фиксаций конца сигнала, блок 6 определения реакции содержит генератор 33 времен ных меток, первый элемент И 34 и регулируеьый делитель 35 импульсов, счетчик 36 задержанных ответов, а пульт 8 управления содержит кнопки 37-39. Устройство работает следующим образом. .При включении питания устанавливаются в исходное положение счет чики 9,10, 13 и 36, двухступенчатый триггер 31 (фиг.2а) - в единичное состояние, 1.с выхода которого удерживает регистр 20 адреса (фиг. 2а) в исходном положении, а генератор 4 импульсов (фиг, 2S,i)o6ec печивает подачу тактовых импульсов на входы регистра 20 адреса, формиро вателя 21 знаков кода Морзе и на вто рой вход формирователя 3 импульсов, Руководитель предварительно производит запись знаков кода Морзе сигналов, которые обучаемый должен Заучиться различать, и сигналов, от которых . он должен их отличить (сходнозвучащих или симметричньк), Для этого переключатель 23 Записьсчитывание устанавливают в положение Запись, При записи основного сигнала переключатель 22 ОЗУ1-ОЗУП устанавливают в положение ОЗУ 1, соединяя информационный вход первого оперативного запоминающего блока 18 с выходом формирователя 21 знаков кода Морзе, вход которого соединен, например, с телеграфным ключом.. Для контроля за формируемым сигналом включают кнопку 26 (прослушивания основного сигнала) и нажи;мают кнопку 39 (Пуск). При включении кнопки 26 на первом выходе триггера 25 управления появи ся логическая 1 (на втором - О) которая, воздействуя на управляющий вход ключа 28, открывает егсУ. Выход оперативного запоминашцего, блока 18 через ключ 28 и элемент ИЛИ 30 подключается к второму установочному входу узла 32 фиксации конца сигнала и к входу звукового генератора 16, соединенному с электроакустическим преобразователем 17, обеспечивая feoaможность руководителю контролироватьзаписываемый в первый оперативный запоминающий блок 18 сигнал. При нажатии кнопки 39 (Пуск) . положительный импульс не изменяет состояния триггера 25 управления, так как нажата кнопка 26, а при отпускании кнопки 39 двухступенчатый триггер 31 переходит в нулевое состояние, так как в нем по входу R обеспечивается задержка на длительность поступившего импульса (время нажатия кнопки 39), следовательно, на , его выходе появится логический О, который разрешит, работу регистра 20 адреса и узла 32 фиксации конца сигнала. Телеграфным ключом формируют элементы знака (точки, тгфе, пауза) синхронно с тактовьми импульсами, поступающими с первого выхода гене- ратора 4 импульсов на вход формирователя 21 знаков кода Морзе. С выхода формирователя 2 знаков кода Морзе последовательность импульсов (единиц и нулей) поступает через переключатель 22 ОЗУХ-ОЗУП на информационный вход первого оператив-г ного запоминающего блока 18. При этом сформированная точка запишет единицу в одну ячейку памяти, а пауза - нуль в ячейку памяти. Во время записи сигнала на выходе узла 32 фиксации конца сигнала импульс переполнения но появится, так как на первый вход формирователя 3 упразляюцих импульсов (второй установочный вход узла 32 фиксации конца сигнала) с третьего выхода блока 2 коммутации поступает последовательность -единиц и нулей, в которой больше трех О подряд нет, а узел 32 фиксации конца сигнала каждой 1 переводится в исходное состояние. По окончании записи сигнала с выхода первого оперативного запоминающего блока 18 поступает последова-, тельность нулей. Через восемь так- тов (так как задействован послед- НИИ выход двоично-десятичного счетчика) невыходе узла 32 фиксации сигнала появляется единичный импульс который переводит двухступенчатый триггер 31 в исходное состояние. На его выходе.появляется 1, которая переводит регистр 20 адреса в исходное положение. Кнопку 26 снимают с фиксации, и этим заканчивает- ся запись осиовных сигиалов и признака коица сигнала в первый операти иый запоминающий блок 18. , Затем пройзвод;ят запись . сход иозвучащих (симметричных-) сигна-, лов.Переключатель 22 ОЗУХ- ОЗУП .устанавливают в положение ОЗУП, соединяя информационный вход второго оперативного запоминающего блока 19 с выходом формирователя 21 знаков кода Морзе. Для контроля за формируемым сходмозвучащим (симметричным) сигналом включают кнопку 27 и нажимают кнопку 39. При включении кноп , ки 27 на втором выходе триггера 25 управления появляется которая, воздействуя на управляющий вход ключа 29, открывает его. Выход второго оперативного запоминающего блока 19 через ключ 29 и элемент ИЛИ 30 подключается к второму установочному входу узла 32 фиксации кон ца сигнала и к входу звукового генератора 16, соединенному с злектро- акустическим преобразователем 17, обеспечивая руководителю возможность контроля за записываемым .во второй опера тивнь1й запоминакяцйй блок 19 сигналом. В остальном запись сходнозвучащих (симметричных) сигналов аналогич на описанному для основных сигналов. По окончании- записи кнопку 27 снимают с фиксации. . Переключатель 23 Запись-считывание переводят в положение Считыгвание. Устройство готово к предъявлению информации для опознования. ,. Для предъявления сигналов на опо нование нажимают кнопку 39 (фиг.2 ) Импульс с ее выхода устанавливает в исходное состояние делитель 35 импульсов с переменным козффшщентом пересчета и, воздействуя на вто рой (управляющий) вход второго ключа 15, разрешает прохождеиие иМпульсов с генератора 4 импульсов на счет ный вход триггера 25 управления (фиг. 21). Так как время нажатия кнопки 39 слзгчайно, то на вход триггера 25 управления поступает случайное число импульсов, которое останавливает триггер 25 управления в случайном положении (фиг.2 ,в ), так как снимается либо с первого, либо с второго выхода, следовательно, открыт либо ключ 28, либо ключ 29. При .отпускании кнопки 39 закрывается ключ 15 и поступление импульсов с генератора 4 импульсов На вход Триггера 25 управления прекра щается, двухступенчатг1й триггер 31 . переходит в нулевое состояние, т1ё. ria его выходе появляется О, который разрепшет работу узла 32 фиксации конца сигнала, регистра 20 адреса и Запрещает работу блока 6 определеиия реакции. В зависимости от того, какой ключ, открыт, обучаемому предъявляется . либо основной, либо сходнозвучапцсй (симметричный) сигнал (,). По окончании сигнала (фиг.2й) узел 32 ксации конца сигнала (фиг.2к)возвращает двухступенчатый тр иггер 31 в исходное состояние, а последний переводит регистр 20 адреса в исходное положение.. Единичный импульс с выхода двухступенчатого триггера 31 разрешает прохождение временных меток от г ератора 33 временных меток через первый элемент И 34 на регулируемый делитель 35 №11 1ульсов (фиг.2А), коэффициент деления которого выбирается в зависимости от заданного времени на опозианНе сигнала. Испытуемый, прослушав сигнал, нажимает киопку 37, если считает, что прозвучал основной сигнал, и кнопку 38 (фиг.2,м), если считает, что прозвучал сходнозвучащий (симметричный) сигнал. I , - - . При правильном и своевременном ответе на первом выходе блока 24 сравнения появляется импульс, который поступает на вход счетчика 9 правильных обнаружений, где зафиксирован правильный ответ, и через второй элемент ИЛИ 7 на вы-ход счетчика 13 общих ответов, в котором фиксируется общее число ответов. Одновременно импульс с выхода пульта управления 8 через второй

71

элемент ИЛИ 12 поступает на первый вход счетчика 36 задержанных ответо;в 36, однако записи числа задержанных ответов не происходит, так как на втором входе счетчика 36 задержанных ответов сигнал отсутствует (н выходе регулируемого делителя 35 импульсов импульс не появляется, испытуемый улржился в отведенное для него время ответа).

Если же правильный ответ задержан, то на выходе регулируемого дели еля импульсов появляется импульс (фиг;2н),который при поступлении сигнала с пульта 8 управления записывает в счетчик 36 задержанных ответов заде 1}ж ныйответ (фиг,2О),

При неправильном и своевременном ответе на втором выходе блока 24 сравнения появляетсяИМпульс, который поступает на вход счетчика 10 ложных тревог где фиксируется неправильный ответ, и через первый элемент ИЛИ 7 на вход счетчика 13 общих ответов.

При неправильном и несвоевременном ответе результат записывается в счетчиках 10 и 13, так и в счетчике 36 задерясанных ответов.

После каждого ответа испытуемый снова наясимает кноплу 39 (Пуск) и ему предъявляется сигнал аналогично описанному выше.

После предъявления, например, десяти пар. сигналов испытание приостанавливается. Руководитель анализирует по счетчикам ответы испытуемого, и если он уложился в норматив, то испытание прекращается, а не уложился - испытание продолжается, при этом время на опознание увеличивается с 3 до 6.с. Вторая проверка является окончательной. .

При использовании устройства для обучения радиотелеграфистов, после прослушивания записанных в оперативных запоминаюпщх блоках 18 и 19 сигналов, руководитель по параметру чувствительности, отображенному на блоке 11 индикации, определяет качество подготовленно.сти радиотелеграфиста, а по числу задержаннь(х ответов, зафиксированных счетчиком 36 задержанных ответов, - степень на8

выка радиоприема при данной скорости передачи. Если при передаче, например АО групп параметр чувствительности равен или меньше 0,2, а число эа5 держанных ответов не превьшшет 2, то в повторной передаче сигналов время определения знаков уменьшают (регулируемым делителем 35 импульсов, уменьшая коэффициент деления).

При последуюшей тренировке увеличивают скорость передачи (на 1-2 грУппы в 1 мин) и, в зависимости. от числа задержанных ответов, изменяют время определения знака.

5 Для испытания (обучения) приема сигналов в условиях помех первым ключом 5 включают генератор 14 ломехи, обеспечивая подачу обучаемому сигналов основной сигнал помеха,

0 сходнозвучащий (симметричный) сигнал + noMiexa. Действия испытуемого при этом аналогичны описанным выше.

Технико-экономический эффект изоб5 ретеция состоит в том, что появляется возможность выявить у испытуеьалс . оперативную (выраженную задаваемым временем) способность к определению (узнаванию) ранее предъявляемых сиг0 налов, что позволяет повысить качество обучения и сократить сроки подготовки радиотелеграфистов путем подбора групп обучаемых с равными способностями по временной расшиф- ровке звуковых сигналов кода Морзе Это Дает возможность повысить эффективность тренировок и добиться уС тойчивого образования связи между восприятием радиотелеграфного знака

Q и определением его значения, которое проявляется в своевременных и правильных ответных действиях при непрерывном наращивании скорости предъявления знаков, а также улучшить ка5 чество обучения за счет выявления и учета индивидуальных способностей обучаемого, проявляющихся в быстроте расшифровки эначеиий воспринимае1 1Х слуховым органом звуковых сигналов кода Морзе, и на этой основе создат ь группы обучаемых с одии-аковыми возможностями по восприятию ri переработке информации для ускоренной подготовки.

:

С

С

Похожие патенты SU1125222A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Пономарев Николай Владимирович
SU1224813A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1988
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1589303A2
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Петренко Александр Иванович
  • Власов Евгений Кузьмич
SU1267465A1
Устройство для тренировки операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1709377A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1193718A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов 1984
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1201866A1
Устройство для обучения обнаружению сигналов на фоне помехи 1982
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1124368A1
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов 1983
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Цой Анатолий Лаврентьевич
  • Киселев Алексей Борисович
  • Давыдов Юрий Капитонович
SU1126998A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1986
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Хакало Олег Владимирович
SU1434481A2
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1185369A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 125 222 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для обучения радиотелеграфистов

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ .РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее генератор импульсов и генератор помехи, выход которого через первый ключ соединен с первым выходом блока коммутации, первый и второй входы которого соединены с выходами формирователя сигналов, третий и четвертый входы блока коь 1утации соединены с первым и вторым выходами пульта управления, а второй и третий выходы блока коммутации подключены к вхо- . дам соответственно счетчика -правильных обнаружений и счетчика ложных тревог, выходы которых подключены к входам блока индикации, о тли чаю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения за счет оценки быстроты расшифров-ки сигналов кода Морзе, в него введены второй ключ и последовательно .соединенные формирователь управляю щих нмпульсов и блок определения реакции, последовательно соединенные первый элемент ИЛИ и счетчик общих ответов, последовательно соединенные второй элемент ИЛИ и счетчик задержанных ответов, при этом выход генератора импульсов подключен к первым входам второго ключа и формирователя сигналов, второй вход которого соединен с выходом формирователя управляницих импульсов, первый и второй входы которого соединены соотзвётственно с выходом первого элемента ИЛИ и с первым выходом блока коммутации, а третий вход формирователя управляющих импульсов соединен с третьим выходом пульта управления и вторыми входами второго ключа и блока определения реакции, выход.которого подключен к второму входу счетчика задержанных ответов, выход второго ключа подключен к пято му входу блока коммутации, первый и второй выходы которого подключены к входам первого элемента Ш1И. 2. Устройство по п. 1., о т л и О Uf ч ающе ё ся тем, что блок опредёления реакции состоит из л посО ледовательно соединенных генератора о временных меток, элемента И и делио теля импульсов, причем второй вход элемента И является первым входом блока определения реакции, вторым s входом и выходом которого являются соответственно второй вход и выход делителя импульсов.

Формула изобретения SU 1 125 222 A1

tsA

CM

с с

в

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1125222A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
1972
SU410466A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов на фоне помехи 1978
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU654952A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 125 222 A1

Авторы

Кудряшов Николай Иванович

Цой Анатолий Лаврентьевич

Даты

1984-11-23Публикация

1982-04-30Подача