3
Йаобретение относится к автощти- |ке и вычислительно.й технике, в часг- ости к обучающим устройствам, может рыть использовано при обзгчении радиотелеграфистов слуховому приему на Этапе изучения признаков кода Морзе и является усовершенствованием изобретения по авт. cBi № 1328838,
Цель изобретения - повышение эффективности обучения, ; На чертеже изображена структурная Электрическая схема предлагаемого устройства.
: Устройство длч обучения радиоте- Леграфистов содержит формирователь 1 импульсов, счетчик 2, первый и второй дешифраторы 3 и 4, блок 5 сравне тя, блок 6 задания программы, ре- , Ыстр 7, коммутатор 8, ключ 9, звуко ой генератор 10, электроакустичес- Ый преобразователь 11, инвертор 12„ йульт 13 обучаемого и блок 14 измене йия режима обучения.
-Формирователь импульсов образуют генератор 15 и первый и второй элементы 16 и 17 задержки Блок задания Программы включает переключатели 18 и шифратор 19.Пульт обучаемого содержит кнопки ЙО, триггеры 21 и транспаранты 22.
Блок изменения режима обучения образуют первый и второй счетчики 23 и 24, RS-триггер 25,. первый и второй Ключи 26 и 27, первьй и второй зле- менты ИЖ 28 и 29 и элемент 30 задержки. (
Устройство работает следующим образом.
Предварительно переключатель, например, на счетчике 23 устанавливают в десятое, а на счетчике 24 - во второе положение (емкость счетчиков . после которой наступает переполнение
При включении питания счетчик 23 устанавливается в исходное положение а триггер 25 - во второе положение, обеспечивая подключение к транспарантам 22 пульта 13 через ключ 27 источника питания и блокируя вход счетчик 24 посредством ключа 26.
На первом выходе генератора 15 фомирователя 1 появляется импульс, ко- торьй воздействует на входы триггеро 21 пульта 13, устанавливая последние в исходное (нулевое) состояние, на второй (счетный) вход счетчика 23, фиксируя предъявление знака, и поступает на вход счетчика 2, вызьшая по
0
S
5
явление на первом выходе дешифратора 3 логической единицы. Эта единица прикладывается через переключатель 18 к входу шифратора 19, обеспечивая появление на его выходах соответствующего знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа, к входу блока 5 сравнения, подготавливая цепь правильного ответа.
Одновременно импульс с первого выхода генератора 15 через элемент 16 задержки поступает на первый вход регистра 7, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, а затем, пройдя через элемент 17 задержки, поступает на второй вход регистра 7, обеспечивая параллельную запись формализованного числа с выхо0 Дов шифратора 19 в регистр 7.
Импульс с первого выхода генератора 15 через инвертор 12 поступает на второй вход управления кбммутатора 8, запрещая прохождение через него, сигнала управления с одного из выходов дешифратора 4, определяющего состояние шифратора 19, через коммутатор 8 на один из транспарантов 22.
Транспаранты 22 предназначены для высвечивания изображений, способствующих ассоциативному зрительному восприятию выражения знаков кода Морзе. Например, словесное вьфажение буквы Д звучит так} до-ми-ки. Этому вы, ражению соответствует транспарант с изображением домиков. Словесному выражению буквы Г - га-ра-жик - соответствует изображению гаражика и так для всех знаков кода Морзе.
Q По окончании импульса с первого выхода генератора 15 начинается поступление продвигающихся импульсов с. его второго выхода на третий (управ- ляющий) вход регистра 7 и Бьивижение
45 двоичной комбинации, котора.ч с выхода регистра 7 поступает на первый ( п- равляюший) вход ключа 9.
При исчезновении импульса на первом выходе генератора 15 на выходе инвертора 12 появляется импульс, раз- решакяций прохождение сигнала управления с одного из выходов дешифратора 4 через коммутатор 8 на один из транспарантов 22, на котором высвечивается изображение, способствующее ассоциативному восприятию обучаемым словесного выражения знаков кода Морзе.
Звуковые колебания, вырабатываемые генератором 10 и поданные на информа0
SO
5S
иконный вход ключа 9, преобразуют еяиничные сигналы двоичной комбинации в сигналы звуковой частотЫ| которые поступают в электроакустический преобразователь 11 для предъявления обучаемому.
Изображение на транспаранте 22 высвечивается до появления следующего импульса на выходе генератора 15.
При правильном опознании обучаемым предлагаемого знака кода Морзе изображение светится непрерывно до появления следующего импульса на первом выходе генератора 15.
При неправильном опознании обучаемым знака изображение высвечивается в режиме миганий.
Регистрация опознания знака производится обучае1Ф1м путем нажатия на соответствующую кнопку 20 пульта 13, При этом один из триггеров 21 устанавливается в единичное состояние. Если опознание верно, то на выходе блока 5 сравнения присутствует нулевой потенциал, а если опознание неверно - единичный. Единичньв потенциал поступает на второй вход блока 14 измерения режима обучения - через элемент ИЛИ 28 на (обнуляющий) первый вход счетчика 23, возвращая его в исходное положеш е, на первый вход управления коммутатора 8, обеспечивая прохождение -сигнала управления с одного из выходов дешифратора 4 через коммутатор 8 на один из транспаранто 22 в прерьгоистом режиме (изображение мигает).
С появлением следующего импульса на первом выходе генератора 15 триггеры 21 устанавливаются в исходное (нулевое) состояние, счетчик 23 фиксирует предъявление очередного знака (при верном ответе) или первого (после неверного ответа), счетчик 2 переходит в следующее состояние и логическая единица появляется на втором выходе дешифратора 3.
Импульс с инвертора 12 запрещает прохохздение сигнала управления через ком {утатор 8, свечение транспаранта 22 прекращается.
Далее процесс происходит аналогично описанному, но уже для другого знака кода Морзе.
Если обучаемый правильно распозна ет подряд десять знаков кода Морзе, то на выходе счетчика 23 появляется импульс переполнения, который посту
IS
20
30
9303
пает на вход элемента 30 задержки, на (обнуляющий) первый вход счетчика 24, возвращая его в и сходное положение, и на-8-вход триггера 25, п еребрасывая последний в первое положение. Ключ 27 закрывается, отключая транспаранты 22 пупь- а 13 от источника питания, ключ 26 открывается, подготаапивая цепь JO для прохождения на счетный вход счетчика 24 импульсов неверного ответа с выхода блока 5 сравнения. Задержанный импульс с выхода элемента 30 задержки возврапрет счетчик 23 в исходное положение.
Если обучаёмьй при распознавании (ответе) знаков кода Морзе допускает одну ошибку, а затем передает десять знаков подряд без ошибки, то импульс переполнения с выхода счетчика 23 возвращает счетчик 24 в исходное положение и подтверждает нахождение триггера 25 в первом положении - тренировка продолжается в контрольном режиме.
25
Если обучаемый после первой ошибки допускает вторую, на выходе счетчика 24 появляется импульс переполнения, который через элемент ИЛИ 29 поступает на R-вход триггера 25 и переводит его во второе положение. Ключ 26 за- крьшается, блокируя счетчик 24, ключ 27 открывается, обеспечивая подачу
питания к транспарантам 22 - дальнейшая тренироЕка продолжается с подсказкой.
Использование предлагаемого устройства повышает эффективность обучения за счет автоматизации изменения режима тренажа в зависимости от проявления способностей обучаемого к формированию навыка восприятия знаков кода Морзе путем переключения устройства из режима подсказки в режим.
контрольного опознания знаков при успешной их отработке и возвращение к ассоциативному зрительному восприятию (режим подсказки) при допущении числа
ошибок выше заданного руководителем. При 31 ом число подряд распознанных знаков и число допустимых ошибок может как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от успешности
выполнения программы тренажа, реко- мeндye oй руководителем для тренировки индивидуально каздому обучаемому. Все это способствует мобилизации внутренних ресурсов мотивационного
фактора и ускоряет процесс обучемяя р.адиотепеграфистор.
Ф о р м у л а и 3 о б р е т ё н и я
1,Устройство для обучения радиотелеграфистов, по авт. св. № 1328838, о т ли ч а ю щ а е с я тем что, с целью повьшсния эффективности процесса обучения, введен блок изменения режима обучения, первый вход которого подключен к первому выходу фор1чи- рователя импульсов, при этом выход блока сравнения соединен с вторым вхо дом блока изменения режима обуче)яия, выход которого соединен с дополни- татьным управляющим входом пульта обучаемого.
2.Устройство по п. 1, о т л и - чающееся тем, что блок изменения режима обучения содержит два ключа, два счетчика, два элемента
ИЛИ, RS-триггер и элемент задержки, выход которого соединен с первым вхо- дом первого элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом первого счетчика, выход которого соединен с входом элемента задержки,с первым входом второго счетчика и с S-входом К8-Триг1 ера, R-вход которого подключен к выходу второго элемента ИЛИ, первьп вход которого подключен к выходу второго счетчика, второй вход которого подключен к выходу первого ключа, первый вход которого соединен с вторым выходом RS-триггера, первый выход которого соединен с первым входом второго ключа,второй вход которого подключен к земляной шине второй вход первого ключа подключен к второму входу первого элемента ИЛИ и является вторым входом блока изменения режима обучения, первым входом которого является второй вход первого счетчика, при этом выход второго ключа является выходом блока изменения режима обучения, управляющими входами которого являются третий вход первого элемента ИЛИ и второй вход второго элемента ИЛИ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1328838A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1267465A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1224813A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов | 1988 |
|
SU1564679A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Устройство для тренировки операторов | 1990 |
|
SU1709377A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1305759A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе на слух. Цель изобретения - повышение эффективности обучения. Устройство содержит формирователь 1 импульсов, счетчик 2, дешифраторы 3 и 4, блок 5 сравнения, блок 6 задания программы, регистр 7, коммутатор 8, ключ 9, звуковой генератор 10, электроакустический преобразователь 11, инвертор 12, пульт 13 обучаемого и блок 14 изменения режима обучения. Изменение режима обучения позволяет осуществить переход с режима подсказки в контрольный режим и наоборот в зависимости от усваивания заданной программы, что улучшает и ускоряет формирование навыка восприятия знаков кода Морзе. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1328838A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1990-08-30—Публикация
1988-06-06—Подача