ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА Советский патент 1997 года по МПК F16H1/06 

Описание патента на изобретение SU1128678A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи вращения между параллельными валами механизмов и машин с заданным отношением угловых скоростей.

По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близкой к настоящему изобретению является зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями.

Главные поверхности зубьев колес передачи являются огибающими семейств, образованных одной и той же вспомогательной линейчатой спиральной поверхностью. Главные поверхности зубьев выбраны так, что они касаются в каждый момент времени в одной точке, перемещающейся по линии зацепления, расположенной в центральной плоскости передачи, перпендикулярной осям вращения колес и проходящей через точки продольных линий зубьев, в которых углы наклона этих линий равны нулю.

Недостатком известной передачи является ограниченная нагрузочная способность, так как геометрия главных поверхностей не позволяет получить в зацеплении коэффициент перекрытия больший, чем в прямозубый эвольвентной передаче с такими же параметрами, а повышение изгибной прочности зубьев возможно только за счет их арочной формы.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности путем обеспечения двухточечного мгновенного контакта поверхностей зубьев.

Указанная цель обеспечивается тем, что в зубчатой передаче, содержащей ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями, главные поверхности зубьев колес очерчены с различными радиусами кривизны продольных линий зубьев, выбранными в точках продольных линий, расположенных в зоне зацепления, включающей центральную торцовую плоскость передачи и симметричную относительно нее, большими у выпуклого зуба и меньшими у вогнутого, а в остальных точках - наоборот.

На фиг. 1 показана схема станочного и рабочего зацеплений в центральной плоскости колес; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 зона зацепления колес передачи; на фиг. 4 линии зацепления зубьев колес передачи.

На фиг. 1 представлена схема образования главных поверхностей зубьев в передаче. Ведущее колесо-шестерня 1 передает вращение ведомому колесу 2. Главные поверхности зубьев шестерни 1 являются огибающими производящих поверхностей спирального червячка 3, а главные поверхности колеса 2 - огибающими так же производящих поверхностей спирального червяка 4. Червяки 3 и 4, вкладывающиеся друг в друга, вращаются с одной и той же угловой скоростью относительно неподвижной оси q1-q2, лежащей в плоскости, параллельной осям вращения колес и образуют производящую пару с общими производящими поверхностями.

Расположение линий зацепления в пространстве выбирается так, чтобы они были симметричными или занимали близкое к симметричному положение относительно центральной плоскости передачи, наклонными к ней и пересекали ее в точках, расположенных вне пределов активных линий зацепления. Этим достигается увеличение геометрического коэффициента перекрытия в зацеплении и, как следствие, увеличение количества зубьев, одновременно участвующих в передаче нагрузки, т.е. увеличение контактной к изгибочной прочности передачи.

Расположение характеристик L1 и L2 (мгновенных контактных линий) на общей производящей поверхности в зацеплении ее с главными поверхностями шестерни 1 и колеса 2 представлено на фиг. 2 для двух произвольных фиксированных моментов времени. Характеристики L1 и L2 в каждый момент пересекаются в двух точках, что обеспечивает передачу вращения от ведущей шестерни к ведомому колесу с постоянным отношением угловых скоростей. Для того, чтобы характеристики L1 и L2 пересекались в двух точках, необходимо выбирать размеры, расположение главных и производящей поверхностей, а также обеспечивают их относительное движение так, чтобы точки P1 и P2 контакта главных и производящей поверхностей принадлежащие полюсной линии P1-P2 (фиг. 1), располагались вне центральной плоскости передачи.

Точки пересечения характеристик L1 и L2 одновременно являются точками контакта главных поверхностей сопряженных зубьев и перемещаются в неподвижном пространстве по линиям Q1 и Q2, представляющим собой линии зацепления.

На фиг. 3 показано расположение линий зацепления относительно осей I-I и II-II вращения колес и полюсной линии p-p, являющейся мгновенной осью вращения в относительном движении шестерни и ведомого колеса. В зависимости от вида линейчатой производящей поверхности, т.е. при наличии эвольвентного, архимедова или конволютного геликоидов линии Q1 и Q2 зацепления могут быть прямыми или близкими к ним кривыми линиями, симметричными или занимающими близкое к симметричному положение относительно центральной плоскости передачи. Линии Q1 и Q2 зацепления наклонены к центральной плоскости так, что во всех случаях точки a и b пересечения этих линий находятся вне пределов активных линий зацепления.

Передача работает следующим образом. При вращении шестерни 1 главные поверхности ее зубьев контактируют с главными поверхностями зубьев ведомого колеса 2 в каждый момент времени в двух точках, которые перемещаются по линиям Q1 и Q2 зацепления и сообщают вращение ведомому колесу таким образом, что отношение угловых скоростей колес остается постоянным. Благодаря наклонному по отношению к центральной плоскости расположению линий зацепления точки контакта главных поверхностей сопряженных зубьев в передаче перемещаются так, что длительность зацепления одной пары зубьев увеличивается по сравнению с известным вариантом зацепления, когда точка контакта перемещается в центральной плоскости. Тем самым в передаче обеспечивается не только торцовое, но и осевое перекрытие, при этом суммарный геометрический коэффициент перекрытия увеличивается, что равнозначно увеличению контактной и изгибной прочности передачи.

Похожие патенты SU1128678A1

название год авторы номер документа
ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА 1991
  • Лагутин С.А.
  • Иофис Р.Б.
  • Мунтян В.В.
RU2019762C1
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР 1995
  • Ваганов Леонид Александрович
RU2112900C1
АДАПТИВНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ 2019
  • Сызранцев Владимир Николаевич
  • Сызранцева Ксения Владимировна
  • Вибе Вячеслав Петрович
  • Денисов Юрий Геннадьевич
RU2721579C1
ЗАЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) И ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА НА ЕГО ОСНОВЕ 2007
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Кузнецов Владимир Михайлович
RU2338105C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2009
  • Филимонов Игорь Евгеньевич
  • Прокудин Павел Андреевич
RU2426023C2
АРОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1995
  • Сидоренко А.К.
  • Лобанов Н.А.
RU2092725C1
Зубчатая роликовая передача 1985
  • Ерихов Макс Львович
  • Костенко Сергей Григорьевич
  • Ольштынский Павел Васильевич
  • Горохов Виктор Михайлович
SU1265419A1
ЗУБЧАТАЯ РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА 2023
  • Костенко Сергей Григорьевич
RU2806463C1
БАЛАНСИРНАЯ ТЕЛЕЖКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Рыскин Ю.Е.
  • Андрюшин М.И.
RU2189911C2
Зубчатая передача 1983
  • Подлевских Леонид Дмитриевич
SU1116245A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 128 678 A1

Реферат патента 1997 года ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем обеспечения двухточочного мгновенного контакта поверхностей зубьев, главные поверхности зубьев колес очерчены с различными радиусами кривизны продольных линий зубьев, выбранными в точках продольных линий, расположенных в зоне зацепления, включающей центральную торцовую плоскость передачи и симметричной относительно нее, большими у выпуклого зуба и меньшими у вогнутого, а в остальных точках - наоборот.

Формула изобретения SU 1 128 678 A1

Зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем обеспечения двухточочного мгновенного контакта поверхностей зубьев, главные поверхности зубьев колес очерчены с различными радиусами кривизны продольных линий зубьев, выбранными в точках продольных линий, расположенных в зоне зацепления, включающей центральную торцовую плоскость передачи и симметричной относительно нее, большими у выпуклого зуба и меньшими у вогнутого, а в остальных точках наоборот.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года SU1128678A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Ратманов Э.В
Сопряженность зацепления цилиндрических колес, обработанных спирально-дисковым инструментом
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
- Хабаровск, 1974, с
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом 1922
  • Красин Г.Б.
SU43A1

SU 1 128 678 A1

Авторы

Ерихов М.Л.

Даты

1997-01-27Публикация

1981-04-03Подача