Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи вращения между параллельными валами механизмов и машин с заданным отношением угловых скоростей.
По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близкой к настоящему изобретению является зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями.
Главные поверхности зубьев колес передачи являются огибающими семейств, образованных одной и той же вспомогательной линейчатой спиральной поверхностью. Главные поверхности зубьев выбраны так, что они касаются в каждый момент времени в одной точке, перемещающейся по линии зацепления, расположенной в центральной плоскости передачи, перпендикулярной осям вращения колес и проходящей через точки продольных линий зубьев, в которых углы наклона этих линий равны нулю.
Недостатком известной передачи является ограниченная нагрузочная способность, так как геометрия главных поверхностей не позволяет получить в зацеплении коэффициент перекрытия больший, чем в прямозубый эвольвентной передаче с такими же параметрами, а повышение изгибной прочности зубьев возможно только за счет их арочной формы.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности путем обеспечения двухточечного мгновенного контакта поверхностей зубьев.
Указанная цель обеспечивается тем, что в зубчатой передаче, содержащей ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями, главные поверхности зубьев колес очерчены с различными радиусами кривизны продольных линий зубьев, выбранными в точках продольных линий, расположенных в зоне зацепления, включающей центральную торцовую плоскость передачи и симметричную относительно нее, большими у выпуклого зуба и меньшими у вогнутого, а в остальных точках - наоборот.
На фиг. 1 показана схема станочного и рабочего зацеплений в центральной плоскости колес; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 зона зацепления колес передачи; на фиг. 4 линии зацепления зубьев колес передачи.
На фиг. 1 представлена схема образования главных поверхностей зубьев в передаче. Ведущее колесо-шестерня 1 передает вращение ведомому колесу 2. Главные поверхности зубьев шестерни 1 являются огибающими производящих поверхностей спирального червячка 3, а главные поверхности колеса 2 - огибающими так же производящих поверхностей спирального червяка 4. Червяки 3 и 4, вкладывающиеся друг в друга, вращаются с одной и той же угловой скоростью относительно неподвижной оси q1-q2, лежащей в плоскости, параллельной осям вращения колес и образуют производящую пару с общими производящими поверхностями.
Расположение линий зацепления в пространстве выбирается так, чтобы они были симметричными или занимали близкое к симметричному положение относительно центральной плоскости передачи, наклонными к ней и пересекали ее в точках, расположенных вне пределов активных линий зацепления. Этим достигается увеличение геометрического коэффициента перекрытия в зацеплении и, как следствие, увеличение количества зубьев, одновременно участвующих в передаче нагрузки, т.е. увеличение контактной к изгибочной прочности передачи.
Расположение характеристик L1 и L2 (мгновенных контактных линий) на общей производящей поверхности в зацеплении ее с главными поверхностями шестерни 1 и колеса 2 представлено на фиг. 2 для двух произвольных фиксированных моментов времени. Характеристики L1 и L2 в каждый момент пересекаются в двух точках, что обеспечивает передачу вращения от ведущей шестерни к ведомому колесу с постоянным отношением угловых скоростей. Для того, чтобы характеристики L1 и L2 пересекались в двух точках, необходимо выбирать размеры, расположение главных и производящей поверхностей, а также обеспечивают их относительное движение так, чтобы точки P1 и P2 контакта главных и производящей поверхностей принадлежащие полюсной линии P1-P2 (фиг. 1), располагались вне центральной плоскости передачи.
Точки пересечения характеристик L1 и L2 одновременно являются точками контакта главных поверхностей сопряженных зубьев и перемещаются в неподвижном пространстве по линиям Q1 и Q2, представляющим собой линии зацепления.
На фиг. 3 показано расположение линий зацепления относительно осей I-I и II-II вращения колес и полюсной линии p-p, являющейся мгновенной осью вращения в относительном движении шестерни и ведомого колеса. В зависимости от вида линейчатой производящей поверхности, т.е. при наличии эвольвентного, архимедова или конволютного геликоидов линии Q1 и Q2 зацепления могут быть прямыми или близкими к ним кривыми линиями, симметричными или занимающими близкое к симметричному положение относительно центральной плоскости передачи. Линии Q1 и Q2 зацепления наклонены к центральной плоскости так, что во всех случаях точки a и b пересечения этих линий находятся вне пределов активных линий зацепления.
Передача работает следующим образом. При вращении шестерни 1 главные поверхности ее зубьев контактируют с главными поверхностями зубьев ведомого колеса 2 в каждый момент времени в двух точках, которые перемещаются по линиям Q1 и Q2 зацепления и сообщают вращение ведомому колесу таким образом, что отношение угловых скоростей колес остается постоянным. Благодаря наклонному по отношению к центральной плоскости расположению линий зацепления точки контакта главных поверхностей сопряженных зубьев в передаче перемещаются так, что длительность зацепления одной пары зубьев увеличивается по сравнению с известным вариантом зацепления, когда точка контакта перемещается в центральной плоскости. Тем самым в передаче обеспечивается не только торцовое, но и осевое перекрытие, при этом суммарный геометрический коэффициент перекрытия увеличивается, что равнозначно увеличению контактной и изгибной прочности передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2019762C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2112900C1 |
АДАПТИВНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 2019 |
|
RU2721579C1 |
ЗАЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) И ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2007 |
|
RU2338105C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2009 |
|
RU2426023C2 |
АРОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2092725C1 |
Зубчатая роликовая передача | 1985 |
|
SU1265419A1 |
ЗУБЧАТАЯ РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2806463C1 |
БАЛАНСИРНАЯ ТЕЛЕЖКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2189911C2 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1116245A1 |
Зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем обеспечения двухточочного мгновенного контакта поверхностей зубьев, главные поверхности зубьев колес очерчены с различными радиусами кривизны продольных линий зубьев, выбранными в точках продольных линий, расположенных в зоне зацепления, включающей центральную торцовую плоскость передачи и симметричной относительно нее, большими у выпуклого зуба и меньшими у вогнутого, а в остальных точках - наоборот.
Зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с арочными зубьями, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем обеспечения двухточочного мгновенного контакта поверхностей зубьев, главные поверхности зубьев колес очерчены с различными радиусами кривизны продольных линий зубьев, выбранными в точках продольных линий, расположенных в зоне зацепления, включающей центральную торцовую плоскость передачи и симметричной относительно нее, большими у выпуклого зуба и меньшими у вогнутого, а в остальных точках наоборот.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Ратманов Э.В | |||
Сопряженность зацепления цилиндрических колес, обработанных спирально-дисковым инструментом | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
- Хабаровск, 1974, с | |||
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
Авторы
Даты
1997-01-27—Публикация
1981-04-03—Подача