Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства Советский патент 1984 года по МПК B60B35/10 

Описание патента на изобретение SU1130500A2

1

Изобретение относится к ходовой части наземных транспортных средств а именно к устройствам для изменения ширины колеи колёсных тракторов.

По основному авт.св.№ 962033 известно устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с червячными колесами, жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса, и связанными с механизмом их привода, механизм привода червячных колес выполнен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес и снабжено тормозом указанного зубчатого колеса LlJ.

Однако в из вестном устройстве направление вращения шестерни в процессе движения транспортного средства при торможении зубчатого колеса зависит от направления вращения шлицевой полуоси, т.е.от направления движения транспортного средства

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства.

Для достижения поставленной цели в устройстве для изменения ширины колеи транспортного средства на шпицевой полуоси установлено с возмсжностью вращения относительно нее зубчатое колесо дпя наружного зацепления зубцами, взаимодействующее с шестернями, которые выполнены иа осях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса.

На, фиг.1 изображено устройство, общий вид;.на фиг.2 - сечение А-А иа фиг,1.

Устройство состоит из шлицевой полуоси 1f на которой выполнена по меньшей мере одна зубчатая рейка 2, фланца 3 шлицевой полуоси, пшицевой ступицы колеса 4, установленной на пшицевой полуоси 1, зубчатого колеса 5 с внутренним расположением зубьев и зубчатого колеса 6 с наружным расположением зубьев, установленных иа подшипниках соосно один внутри другого и на пшицевой

5002

полуоси 1, по меньшей мере одного червячного колеса 7, установленного во втулках пшицевой ступицы колеса 4 и находящегося в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2, шестерни 8, находящейся в постоянном зацеплении с зубьями колес 5 и 6 и жестко,связанной с червячным колесом 7, колодочного тормоза 9 зубчатого колеса 5 и тормозной ленты 10 другого зубчатого колеса 6, рычага И управления тормозами. Колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 установлены на фланце 3. На конце рь1чага 11 управления тормозами расположены две проушины 12 и 13. Проушина 12 связана через шарнир с осью управления колодочным тормозом 9.

Устройство работает следующим образом.

При работе с постоянной колеей олес, колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 выключены, Шлицевая

полуось 1 вращается, а заодно с ней вращается пшицевая ступица колеса 4 с червячным колесом 7, шестерней 8 и зубчатыми колесами 5 и 6, Передачи крутящего момента на червячное

колесо 7 от зубчатой рейки 2 не

происходит. Реечная пара с приводом от червячного колеса п редставляет собой самотормозящую систему, за счет которой сохраняется определенное положение пшицевой ступицы колеса 4 на шлицевой полуоси 1,

Увеличение и уменьшение колеи колес осуществляют на малых скоростях следующим образом.

Оператор рычагом I1 воздействует на колодки тормоза 9 и останавливает вращение по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 5. Шлицевая полуось 1 и Шлицевая ступица колеса 4 продолжают вращаться. Шестерия 8 в этом случае получает вращение от зубчатого колеса 5 и обеспечивает вращение червячного колеса 7. Червячное

колесо 7,находясь в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2 на шлицевой полуоси 1, воздействует на шлицевую ступицу колеса 4 и обеспечивает ее перемещение по шлицевой полуоси 1 в направлении, зависящем от .направления собственного вращения, а следовательно и в зависимости от движения трактора вперед или назад.

3

Увеличение и уменьшение колеи колес аналогичным образом осуществляется при воздействии рычагом I1 на тормозную ленту 10 и прекращении вращения по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 6. Разница в этом случае состоит в том, что направление перемещения шлицевой ступицы колеса 4 по шлицевой полуоси 1 в зависимости от направления движения трактора будет обратным, чем пр торможении зубчатого колеса 5. Этим самым упрощается управление изменением ширины колеи колес, так как оно становится непосредственно не связанным с направлением движения трактора.

Для ограничения перемещения шпице вой ступицы колеса при увеличении колеи колес в конце полуоси предусмотрен ограничитель, (Уграничением перемещения шпицевой ступицы колеса при уменьшении колеи служит эторой ограничитель. При соприкосновении шлицевой ступицы колеса с ограничителем в ту или иную сторону происходит увеличение усилия в зацеплениях зубчатых колес 5 и 6 с шестерней 8. Когда это усилие достигает величтш большей, чем усилие торможения зубчатого колеса 5 или 6, последнее начинает вращаться вместе со штацевой ступицей колеса.

Для обеспечения своевременного, расторможения зубчатых колес 5 и 6 привод тормоза осуществляется рас004

положенным в кабине рычагом, который под действием пружины постоянно стремится занять.выключенное положение. Данное положение рычага фиксируется.

Для изменения колеи на стационаре при неработающем двигателе в конструкции зубчатого колеса 5 предусмотрены радиальные отверстия, с

помощью которых можно обеспечить его вршцение вручную, а значит и перемещение шлицевой ступицы колеса по шлицевой полуоси в ту или другую сторону.

Для ксации оси червячного колеса 7 в основном направлении во втулках шлицевой студацы, в конце оси, выступаюя{ей из ступицы наружу, предусмотрен стопор. Выступающая часть оси оканчивается четырехгранником для обеспечения ее враще ния при монтаже и демонтаже.

Для ликвидации возмояоюстн попаДания механических частнц, которые способствуют абразивному износу, на труд ;иеся поверхности в конструющи целесообразно с наружной стороны предусмотреть чехлы резино «еталпические.

Использование предлагаемогр изобг ретения упростит управление измеиением вшриш колен и устранит недостаток известного изобретения, свяsaHHbdt с непроиэведа«телывй« затра- тами времени на задний ход трактора для уменьшения ширины колеи.

It

/Z

Фмг.2

Похожие патенты SU1130500A2

название год авторы номер документа
Устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги 1983
  • Агапов Иван Тимофеевич
SU1100153A1
Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства 1980
  • Агапов Иван Тимофеевич
SU962033A1
Транспортное средство 1986
  • Агапов Иван Тимофеевич
  • Шварц Эдуард Эммануилович
  • Агапов Евгений Иванович
SU1316852A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ТОРМОЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Йозеф Франиа[De]
RU2091626C1
Ведущий мост транспортного средства 1988
  • Пронько Андрей Вадимович
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Янчевский Владимир Эдуардович
  • Лысенко Анатолий Николаевич
SU1586928A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Шкрабак В.С.
  • Пархоменко А.В.
RU2137614C1
Мост ведущий управляемый комбинированный 2023
  • Митрофанов Сергей Владимирович
  • Гриневский Павел Викторович
RU2816386C1
ТРАКТОР 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2401759C2
КОМБИХОД 2007
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2347710C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ - "ИВАН" 1998
  • Енов М.И.
RU2135859C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 130 500 A2

Реферат патента 1984 года Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПМРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св.№ 962033, отличающееся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства, на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое крлесо для наружного зацепления зубцами,; взаимодействующее с шестернями, которые выполнены на ос;ях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса. 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1130500A2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 130 500 A2

Авторы

Чугунов Виталий Константинович

Агапов Иван Тимофеевич

Попов Виктор Николаевич

Даты

1984-12-23Публикация

1982-02-05Подача