1
Изобретение относится к ходовой части наземных транспортных средств а именно к устройствам для изменения ширины колеи колёсных тракторов.
По основному авт.св.№ 962033 известно устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с червячными колесами, жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса, и связанными с механизмом их привода, механизм привода червячных колес выполнен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес и снабжено тормозом указанного зубчатого колеса LlJ.
Однако в из вестном устройстве направление вращения шестерни в процессе движения транспортного средства при торможении зубчатого колеса зависит от направления вращения шлицевой полуоси, т.е.от направления движения транспортного средства
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства.
Для достижения поставленной цели в устройстве для изменения ширины колеи транспортного средства на шпицевой полуоси установлено с возмсжностью вращения относительно нее зубчатое колесо дпя наружного зацепления зубцами, взаимодействующее с шестернями, которые выполнены иа осях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса.
На, фиг.1 изображено устройство, общий вид;.на фиг.2 - сечение А-А иа фиг,1.
Устройство состоит из шлицевой полуоси 1f на которой выполнена по меньшей мере одна зубчатая рейка 2, фланца 3 шлицевой полуоси, пшицевой ступицы колеса 4, установленной на пшицевой полуоси 1, зубчатого колеса 5 с внутренним расположением зубьев и зубчатого колеса 6 с наружным расположением зубьев, установленных иа подшипниках соосно один внутри другого и на пшицевой
5002
полуоси 1, по меньшей мере одного червячного колеса 7, установленного во втулках пшицевой ступицы колеса 4 и находящегося в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2, шестерни 8, находящейся в постоянном зацеплении с зубьями колес 5 и 6 и жестко,связанной с червячным колесом 7, колодочного тормоза 9 зубчатого колеса 5 и тормозной ленты 10 другого зубчатого колеса 6, рычага И управления тормозами. Колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 установлены на фланце 3. На конце рь1чага 11 управления тормозами расположены две проушины 12 и 13. Проушина 12 связана через шарнир с осью управления колодочным тормозом 9.
Устройство работает следующим образом.
При работе с постоянной колеей олес, колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 выключены, Шлицевая
полуось 1 вращается, а заодно с ней вращается пшицевая ступица колеса 4 с червячным колесом 7, шестерней 8 и зубчатыми колесами 5 и 6, Передачи крутящего момента на червячное
колесо 7 от зубчатой рейки 2 не
происходит. Реечная пара с приводом от червячного колеса п редставляет собой самотормозящую систему, за счет которой сохраняется определенное положение пшицевой ступицы колеса 4 на шлицевой полуоси 1,
Увеличение и уменьшение колеи колес осуществляют на малых скоростях следующим образом.
Оператор рычагом I1 воздействует на колодки тормоза 9 и останавливает вращение по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 5. Шлицевая полуось 1 и Шлицевая ступица колеса 4 продолжают вращаться. Шестерия 8 в этом случае получает вращение от зубчатого колеса 5 и обеспечивает вращение червячного колеса 7. Червячное
колесо 7,находясь в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2 на шлицевой полуоси 1, воздействует на шлицевую ступицу колеса 4 и обеспечивает ее перемещение по шлицевой полуоси 1 в направлении, зависящем от .направления собственного вращения, а следовательно и в зависимости от движения трактора вперед или назад.
3
Увеличение и уменьшение колеи колес аналогичным образом осуществляется при воздействии рычагом I1 на тормозную ленту 10 и прекращении вращения по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 6. Разница в этом случае состоит в том, что направление перемещения шлицевой ступицы колеса 4 по шлицевой полуоси 1 в зависимости от направления движения трактора будет обратным, чем пр торможении зубчатого колеса 5. Этим самым упрощается управление изменением ширины колеи колес, так как оно становится непосредственно не связанным с направлением движения трактора.
Для ограничения перемещения шпице вой ступицы колеса при увеличении колеи колес в конце полуоси предусмотрен ограничитель, (Уграничением перемещения шпицевой ступицы колеса при уменьшении колеи служит эторой ограничитель. При соприкосновении шлицевой ступицы колеса с ограничителем в ту или иную сторону происходит увеличение усилия в зацеплениях зубчатых колес 5 и 6 с шестерней 8. Когда это усилие достигает величтш большей, чем усилие торможения зубчатого колеса 5 или 6, последнее начинает вращаться вместе со штацевой ступицей колеса.
Для обеспечения своевременного, расторможения зубчатых колес 5 и 6 привод тормоза осуществляется рас004
положенным в кабине рычагом, который под действием пружины постоянно стремится занять.выключенное положение. Данное положение рычага фиксируется.
Для изменения колеи на стационаре при неработающем двигателе в конструкции зубчатого колеса 5 предусмотрены радиальные отверстия, с
помощью которых можно обеспечить его вршцение вручную, а значит и перемещение шлицевой ступицы колеса по шлицевой полуоси в ту или другую сторону.
Для ксации оси червячного колеса 7 в основном направлении во втулках шлицевой студацы, в конце оси, выступаюя{ей из ступицы наружу, предусмотрен стопор. Выступающая часть оси оканчивается четырехгранником для обеспечения ее враще ния при монтаже и демонтаже.
Для ликвидации возмояоюстн попаДания механических частнц, которые способствуют абразивному износу, на труд ;иеся поверхности в конструющи целесообразно с наружной стороны предусмотреть чехлы резино «еталпические.
Использование предлагаемогр изобг ретения упростит управление измеиением вшриш колен и устранит недостаток известного изобретения, свяsaHHbdt с непроиэведа«телывй« затра- тами времени на задний ход трактора для уменьшения ширины колеи.
It
/Z
Фмг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги | 1983 |
|
SU1100153A1 |
Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства | 1980 |
|
SU962033A1 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1316852A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ТОРМОЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2091626C1 |
Ведущий мост транспортного средства | 1988 |
|
SU1586928A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2137614C1 |
Мост ведущий управляемый комбинированный | 2023 |
|
RU2816386C1 |
ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2401759C2 |
КОМБИХОД | 2007 |
|
RU2347710C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ - "ИВАН" | 1998 |
|
RU2135859C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПМРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св.№ 962033, отличающееся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства, на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое крлесо для наружного зацепления зубцами,; взаимодействующее с шестернями, которые выполнены на ос;ях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса. 7
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1984-12-23—Публикация
1982-02-05—Подача