Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60B35/10 

Описание патента на изобретение SU962033A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1

Изобретение относится к устройствам для изменения ширины колеи транспортных средств, например, для колесных тракторов, преимущественно для повышения безопасности при эксплуатации машинно-тракторных агрегатов.

Известно устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимушественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с известными колесами, жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса и связанными с механизмом их привода 1.

Недостатками данного устройства является выполнение больщого объема монтажных и демонтажных работ вручную перед каждым изменением ширины колеи трактора, наличие возможностр изменения колеи только в одну сторону.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения автоматического изменения ширины колеи.

Поставленная цель достигается тем, что механизм привода червячных колес выполнен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, н снабжен тормозом указанного зубчатого колеса.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, обший вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Устройство состоит из.шлицевой полу Q оси 1, взаимодействующей с червячным колесом 2, жестко закрепленном на шлицевой оси 3 с шестернями 4. Ось 3 с червячным колесом 2 размешена во втулках 5 шлицевой ступицы 6. На шлицевой полуоси 1 установлено зубчатое колесо 7 с торts мозом 8.

В шлицевой ступице 6 смонтированы два комплекта из следующих элементов: червяка 2, установленного на шлицевой оси 3, которая расположена в двух втулках J, 20 запрессованных в шлицевой колеса. Червяк 2 находится в постоянном зацеплении с шлицевой полуосью 1 трактора. На шлицевой полуоси 1 по диаметру расположены два широких щлица (выступа), на

которых изготовлены зубья для зацепления с зубьями червяков. Шлицевая ось 3 выполнена заодно с шестерней, находящейся в зацеплении с внутренними зубьями зубового колеса 7, установленного на подшипнике на полуоси 1.

Устройство работает следующим образом.

Трактор работает с постоянной колеей. В этом случае тормоз выключен - оператор не воздействует на него. При работе трактора вращается шлицевая полуось 1, а заодно с ней вращается ступица 6 колеса, с расположенными в ней элементами 2, 3 и зубчатое колесо 7. Передача крутящего момента на червячные зацепления не происходит и червяки 2, в этом случае, осуществляют фиксацию ступицы 6 колеса в определенном месте на полуоси 1 трактора.

Увеличение колеи осуществляется при движении трактора на малых скоростях вперед, путем воздействия водителя из кабины трактора на тормоз 8, который останавливает зубчатое колесо 7 по отнощению к торцу шлицевой полуоси 1. Полуось 1 и ступица 6 продолжают вращение. Шестерни осей 3 Б этом случае, получают вращение от зубчатого колеса 7 и обеспечивают вращение червяков 2. Червяки 2, находясь в постоянном зацеплении с зубьями шлицевой полуоси 1, воздействуют на ступицу 6 и обеспечивают перемещение ступицы 6 по полуоси 1, увеличивая ширину колеи.

Уменьшение колеи осуществляется аналогично ее увеличению,только с той разницей, что в тракторе включена передача заднего хода, обеспечивающая движение назад.

Для ограничения перемещения ступицы колеса при увеличении колеи в конце шлицевой полуоси 1 предусмотрен специальный ограничитель. Ограничением перемещения ступицы колеса при уменьшении колеи является зубчатое колесо 7. При соприкосновении ступицы колеса с ограничителем в ту или другую сторону (при увеличении или уменьщении колеи) происходит увеличение усилия в зацеплениях зубчатого колеса с шестернями осей червяка. Когда это усилие достигнет величины большей, чем усилие торможения зубчатого колеса, последнее начинает вращаться вместе со ступицей колеса и в случае несвоевременного растормаживания тормоза 8 оператором.

Для обеспечения своевременного растормаживания зубчатого колеса 7 привод тормоза 8 осуществляется расположенным в

кабине рычагом, который под действием пружины постоянно стремится занять выключенное положение и обеспечивает торможение зубчатого колеса 7 до тех пор, пока на него действует оператор.

Для изменения колеи на стационаре, при неработающем двигателе, в конструкции зубчатого колеса 7 предусмотрены радиальные отверстия, с помощью которых можно обеспечить его вращение вручную, а значит и перемещение ступицы колеса по полуоси в ту или другую сторону. .

Для фиксации оси 3 в осевом направлении во втулках ступицы, в конц оси, выступающей из ступицы наружу, предусмотрен стопор. Выступающая часть оси оканчивае-рся четырехгранником для обеспечения ее вращения при монтаже и демонтаже.

Использование предлагаемого устройства позволяет обеспечить автоматическое изменение ширины колеи транспортных средств без остановки агрегата, исключает ручные операции и обеспечивает сокращение времени на выполнение этих операций. Кроме того, упрощается конструкция, повышается надежность в эксплуатации, снижается трудоемкость техническогообслуживания и улучшаются условия труда водителя.

Формула изобретения

Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействуюшую с червячными колесами, жectкo закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса и связанными с механизмом их привода, отличающееся те.м, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения автоматического изменения ширины колеи, механиз.м привода червячных колес выполнен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжен тормозом указанного зубчатого колеса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 340556, кл. В 60 В 35/10, 1968 (прототип) .

Похожие патенты SU962033A1

название год авторы номер документа
Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства 1982
  • Чугунов Виталий Константинович
  • Агапов Иван Тимофеевич
  • Попов Виктор Николаевич
SU1130500A2
Устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги 1983
  • Агапов Иван Тимофеевич
SU1100153A1
Транспортное средство 1986
  • Агапов Иван Тимофеевич
  • Шварц Эдуард Эммануилович
  • Агапов Евгений Иванович
SU1316852A1
ТРАКТОР 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2401759C2
КОМБИХОД 2007
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2347710C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Шкрабак В.С.
  • Пархоменко А.В.
RU2137614C1
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2407668C2
Ведущий мост транспортного средства 1988
  • Пронько Андрей Вадимович
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Янчевский Владимир Эдуардович
  • Лысенко Анатолий Николаевич
SU1586928A1
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ КОЛЕСНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Шабанов Павел Эдуардович
  • Леоненко Александр Григорьевич
  • Романюк Владимир Владимирович
  • Торгонский Анатолий Романович
RU2539314C2
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ КОЛЕСНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2380242C2

Иллюстрации к изобретению SU 962 033 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства

Формула изобретения SU 962 033 A1

SU 962 033 A1

Авторы

Агапов Иван Тимофеевич

Даты

1982-09-30Публикация

1980-12-11Подача