(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к устройствам для изменения ширины колеи транспортных средств, например, для колесных тракторов, преимущественно для повышения безопасности при эксплуатации машинно-тракторных агрегатов.
Известно устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимушественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с известными колесами, жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса и связанными с механизмом их привода 1.
Недостатками данного устройства является выполнение больщого объема монтажных и демонтажных работ вручную перед каждым изменением ширины колеи трактора, наличие возможностр изменения колеи только в одну сторону.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения автоматического изменения ширины колеи.
Поставленная цель достигается тем, что механизм привода червячных колес выполнен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, н снабжен тормозом указанного зубчатого колеса.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, обший вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Устройство состоит из.шлицевой полу Q оси 1, взаимодействующей с червячным колесом 2, жестко закрепленном на шлицевой оси 3 с шестернями 4. Ось 3 с червячным колесом 2 размешена во втулках 5 шлицевой ступицы 6. На шлицевой полуоси 1 установлено зубчатое колесо 7 с торts мозом 8.
В шлицевой ступице 6 смонтированы два комплекта из следующих элементов: червяка 2, установленного на шлицевой оси 3, которая расположена в двух втулках J, 20 запрессованных в шлицевой колеса. Червяк 2 находится в постоянном зацеплении с шлицевой полуосью 1 трактора. На шлицевой полуоси 1 по диаметру расположены два широких щлица (выступа), на
которых изготовлены зубья для зацепления с зубьями червяков. Шлицевая ось 3 выполнена заодно с шестерней, находящейся в зацеплении с внутренними зубьями зубового колеса 7, установленного на подшипнике на полуоси 1.
Устройство работает следующим образом.
Трактор работает с постоянной колеей. В этом случае тормоз выключен - оператор не воздействует на него. При работе трактора вращается шлицевая полуось 1, а заодно с ней вращается ступица 6 колеса, с расположенными в ней элементами 2, 3 и зубчатое колесо 7. Передача крутящего момента на червячные зацепления не происходит и червяки 2, в этом случае, осуществляют фиксацию ступицы 6 колеса в определенном месте на полуоси 1 трактора.
Увеличение колеи осуществляется при движении трактора на малых скоростях вперед, путем воздействия водителя из кабины трактора на тормоз 8, который останавливает зубчатое колесо 7 по отнощению к торцу шлицевой полуоси 1. Полуось 1 и ступица 6 продолжают вращение. Шестерни осей 3 Б этом случае, получают вращение от зубчатого колеса 7 и обеспечивают вращение червяков 2. Червяки 2, находясь в постоянном зацеплении с зубьями шлицевой полуоси 1, воздействуют на ступицу 6 и обеспечивают перемещение ступицы 6 по полуоси 1, увеличивая ширину колеи.
Уменьшение колеи осуществляется аналогично ее увеличению,только с той разницей, что в тракторе включена передача заднего хода, обеспечивающая движение назад.
Для ограничения перемещения ступицы колеса при увеличении колеи в конце шлицевой полуоси 1 предусмотрен специальный ограничитель. Ограничением перемещения ступицы колеса при уменьшении колеи является зубчатое колесо 7. При соприкосновении ступицы колеса с ограничителем в ту или другую сторону (при увеличении или уменьщении колеи) происходит увеличение усилия в зацеплениях зубчатого колеса с шестернями осей червяка. Когда это усилие достигнет величины большей, чем усилие торможения зубчатого колеса, последнее начинает вращаться вместе со ступицей колеса и в случае несвоевременного растормаживания тормоза 8 оператором.
Для обеспечения своевременного растормаживания зубчатого колеса 7 привод тормоза 8 осуществляется расположенным в
кабине рычагом, который под действием пружины постоянно стремится занять выключенное положение и обеспечивает торможение зубчатого колеса 7 до тех пор, пока на него действует оператор.
Для изменения колеи на стационаре, при неработающем двигателе, в конструкции зубчатого колеса 7 предусмотрены радиальные отверстия, с помощью которых можно обеспечить его вращение вручную, а значит и перемещение ступицы колеса по полуоси в ту или другую сторону. .
Для фиксации оси 3 в осевом направлении во втулках ступицы, в конц оси, выступающей из ступицы наружу, предусмотрен стопор. Выступающая часть оси оканчивае-рся четырехгранником для обеспечения ее вращения при монтаже и демонтаже.
Использование предлагаемого устройства позволяет обеспечить автоматическое изменение ширины колеи транспортных средств без остановки агрегата, исключает ручные операции и обеспечивает сокращение времени на выполнение этих операций. Кроме того, упрощается конструкция, повышается надежность в эксплуатации, снижается трудоемкость техническогообслуживания и улучшаются условия труда водителя.
Формула изобретения
Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействуюшую с червячными колесами, жectкo закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса и связанными с механизмом их привода, отличающееся те.м, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения автоматического изменения ширины колеи, механиз.м привода червячных колес выполнен в виде зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжен тормозом указанного зубчатого колеса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 340556, кл. В 60 В 35/10, 1968 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства | 1982 |
|
SU1130500A2 |
Устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги | 1983 |
|
SU1100153A1 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1316852A1 |
ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2401759C2 |
КОМБИХОД | 2007 |
|
RU2347710C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2137614C1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
Ведущий мост транспортного средства | 1988 |
|
SU1586928A1 |
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ КОЛЕСНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2539314C2 |
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ КОЛЕСНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2380242C2 |
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1980-12-11—Подача