Изобретение относится к ходовой частн наземных транспортных средств, а именно к устройствам для синхронного изменения нирнны колеи ведущих и направ,ляюни1х колес трактора.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей нутем обеснечення автоматического синхронного изменения И1и- рины колеи передних и задних колес с обеих сторон транснортного средства.
На фиг. 1 изображено устйройство для изменения ширины колеи транспортного средства, разрез но полуоси заднего моста; на фиг. 2 --- вид А на фиг. 1:ла фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - вид В на фиг. 1.
Транспортное средство, которое содержит устройство для изменения колеи нередних и задних колес, включает в себя шлицевую полуось 1 заднего моста, на которой установлена с возможностью осевого перемещения шестерня 2, упорный подшипник 3, взаимодействующий с вилкой 4 унрав;1епия. Шлицевая полуось 1 частично охвачена выдвижной частью корпуса 5, на котором вы- нолнена зубчатая рейка 6 и 1нпоика 7, В выдвижной части корпуса 5 установлена общая ось червячного колеса 8 и жестко с ним связанной идестерни 9. Червячное колесо 8 находится в постоянном зацепле ши с зубчатой рейкой 10, выполненной на внутренней поверхности рукава I1 заднего моста трактора.
Шлицевая втулка 12 имеет шлицевой хвостовик, на котором установлена кулачковая муфта 13 блокировки дифференциала.
В корпусе переднего моста 14 установлена выдвижная труба 15, на которой выполнены зубчатая рейка 16 и HjnoHKa 17.
На наружной поверхноети рукава 11 заднего моста, на наружной поверхности корпуса переднего моста 14 и в балке 18 рулевой тяги установлены шестерни карда1шо1 0 нривода, соответетвенпо 19, 20 и 21, связанные между собой телескопическим карданным валом 22. Шестерни 19 и 20, установленные на шлицах телескопического карданного вала 22, расположены в специальных корпусах, которые фиксированы в посадочных меетах болтами. В этих корпусах изготовлены отверстия, в которых расположены дополнительные зубчатые рейки 23 и 24. жеетко связанные с выдвижным корпусом 5 второй полуоси заднего моста и второй выдвижной трубой 15 переднего моста соответетвенпо и находянхиеея в ноетоянном зацеплении с шестернями 19 и 20.
В балке 18 рулевой тяги смонтированы с возможностью осевого перемещения зубчатые рейки 25 и 26, которые связаны с выдвижными кулаками 27 рулевой тяги и находятся в постоянном зацеплении с Hieerep- ней 21.
В этих соединениях могут быть установлены регулировочные прокладки для регулирования правильности зацепления между
П1сстерней 19 и зубчаты.ми рейками 6 и 23, между щестерней 20 и зубчатыми рейками 16 и 24 и между шестерней 21 и зубчатыми рейками 25 и 26.
Для возврата шестерни 2 в исходное положение на полуоси 1 установлена нружипа 28. Устройство работает следующим образом. Трактор работает с ностоянпой колеей. В этом елучае водитель пе воздействует иа вилку 4 управления. Нри работе трактора вращается HJЛицeвaя полуось 1 задне- 14) моста и заодно с ней П1естерня 2. Нереда- ча крутящего момен.та па червячную нару не нроисходит, и червячные колеса 8 (еа- мотормозящая система) оеу1цествляют фик сацию выдвижных корпусов 5 в рукавах 1 1 заднего моста трактора в определенном положении. В этом елучае также обеспечивается жесткая фиксация шестерни 19 от поворота вокруг своей оси. Фиксация выдвижQ ньгч труб 15 в корпусе переднего моста 14 и фиксация зубчатых реек 25 и 26 в балке 18 рулевой тяги осуществляются в заданном положении с помощью зубчатых щесте- рен 20 и 21, которые жестко соединены с щестерней 19 шлнцевым карданным валом 22.
5 Увеличение колеи осуществляется одновременно и синхронно по всем четырем колесам трактора при движении его на малых скоростях вперед путем предварительного воздействия водителя па вилку 4, которая воздействует на упорный подщипник
0 3 и перемещает до упора шестерню 2 но шлицевой полуоси 1, сжимая пружину 28 до зацепления с пJecтepнями 9 привода червячных колее 8. Полуось 1 при движении трактора обеспечивает вращение njecTepHH 2, П1с стерен 9 привода червячных колес 8, а
5 значит и самих червячных колес. Червячные колеса 8, находясь в постоянном зацеплении с зубчатыми рейками 10 на внутренней поверхности рукава 1 1 заднего моста, воздействуют на выдвижную часть корнуса 5
д и обеепечивают его перемещение в рукаве 11. Перемещение выдвижной части корпуса 5 в рукаве 11 обеспечивает вращение шестерни 19 карданного привода и одновременное синхронное неремещепие донол- нительпой зубчатой рейки 23, а значит и вы5 движной чаети корпуса второй полуоси зад- пего моста трактора в сторону увеличения Н1ирины колеи. Врапление нлестерпи 19 вызывает вращение карданного ва.ла 22 и синхронное вращение ншетерен 20 и 21. При вра1цении щеетерни 20 происходит одновре0 менное синхронное перемещение выдвижной трубы 15, донолпнтельной зубчатой рейки 24, а значит и второй выдвижной трубы неред- него моста в сторону увеличения ширины колеи. При вра1цении шестерни 21 происходит одновременное синхронное перемещение
зубчатых реек 25 и 26 в сторону увеличения Д.ЛИНЫ ру,левой тяги (автоматически устанавливаетея заданный угол сходимости нередних колес). В результате указанных
возхяействий происходит одновременное синхронное- перемещение всех четырех колес трактора и автоматически устанавливается заданный угол сходимости передних колес.
Для обеспечения изменения длины карданного вала 22 нри изменении направления движения передних колес трактора и при движении его по неровной поверхности почвы карДсГнный вал 22 снабжен телескопическим соединением.
Уменьшение колеи осуществляется аналогично, только с той разницей, что в тракторе включена передача заднего хода, обеспечивающая движение его назад.
Для упрощения установки заданной щири ны колеи (своевременного рассоединения шестерни 2 с щестернями 9 привода червячных колес 8) на щлицевой полуоси 1 установлена пружина 28, которая обеспечи- вает перемещение щестерни 2 по шлицевой полуоси 1 при прекращении воздействия водителя на вилку 4. Для визуальной оценки ширины колеи из кабины трактора на выдвижной трубе 15 наносят соответствую- щие риски (или другие метки), видимые водителю.
При изменении ширины колеи трактора полуось 1 перемешается в осевом направлении в щлицевой втулке 12, которая вращается вместе с ведомой щестерней конеч- ной передачи трактора и обеспечивает вращение полуоси 1. Шлицевая втулка 12 снабжена щлицевым хвостовиком, на котором установлена кулачковая муфта 13 блокировки дифференциала.
Формула изобретения
Транспортное средство, содержащее задний и передний мосты, один из которых - ведущий, с телескопическими корпусами, рулевую тягу и устройство для синхронного изменения щирины колеи колес li длины рулевой тяги, расположенное в корпусе ведущего моста с одного борта и включающее в себя шестерни карданного привода, смонтированные на наружной поверхности корпуса ведущего моста и на рулевой тяге, которые связаны между собой телескопическим карданным валом и зацеплены соответственно с зубчатой рейкой, выполненной на выдвижной части корпуса и рулевой тяге, отличающееся тем, что, с целью расщи- рения функциональных возможностей путем обеспечения автоматического синхронного изменения щирины колеи передних и задних колес с обеих сторон транспортного средства, на корпусе ведомого моста смонтирована шестерня дополнительного карданного привода, вал которого связан с указанной шестерней, на выдвижных частях ведущего и ведомого мостов и рулевой тяге противоположного борта жестко закреплены зубчатые рейки, которые ориентированы вдоль осей мостов и зацеплены с соответствующими щестернями карданных приводов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги | 1983 |
|
SU1100153A1 |
ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2401759C2 |
Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства | 1980 |
|
SU962033A1 |
Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства | 1982 |
|
SU1130500A2 |
Полноприводное самоходное транспортное средство | 1983 |
|
SU1102690A1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2137614C1 |
Крутосклонный трактор со всеми управляемыми колесами | 1975 |
|
SU648461A1 |
Портальный трактор | 1985 |
|
SU1643292A1 |
МАШИНА | 2009 |
|
RU2401762C1 |
Изобретение относится к ходовой части наземных транспортных средств, а именно к устройствам для синхронного изменения ширины ведущих и направляющих колес трактора. Целью изобретения является расщире- ние функциональных возможностей путем обеспечения автоматического синхронного изменения щирины колеи передних и задних колес с обеих сторон транспортного средства, характеризующегося тем, что на наружной поверхности корпуса полуоси заднего моста, на наружной поверхности корпуса переднего моста и рулевой тяге установлены щес- терни, которые жестко связаны между собой телескопическим карданным валом 22. Одна шестерня зацеплена с зубчатой рейкой 10, выполненной на выдвижной части корпуса 5 одной полуоси заднего моста, и с дополнительной зубчатой рейкой, которая жестко связана с выдвижной частью корпуса другой полуоси указанного заднего моста. Другая шестерня зацеплена с зубчатой рейкой, выполненной на выдвижной части 15 переднего моста, и с дополнительной зубчатой рейкой, которая жестко связана с другой выдвижной частью данного переднего моста. Шестерня зацеплена с двумя зубчатыми рейками, которые смонтированы с возможностью осевого перемещения в балке рулевой тяги и связаны с ее выдвижными кулака.ми. 4 ил. (С сл 12 со о оо сд го
8ид А
/ /.чччЛччК j /.1
S 23 Ifus.i
22
cpus 3 20
виЗв
фиг 4
Редактор Е. Копча Заказ-2280/14
ВНИИПИ Государственного ко.митета СССР по делам изобретений н открытии
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4.5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектпая. 4
Составитель Т. Попова
Те.хред И. ВересКорректор .Л.
Тираж 598Подписное
Устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги | 1983 |
|
SU1100153A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-06-15—Публикация
1986-03-25—Подача