100
о ф
иг. 1 1 Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано преимущественно в синхронных машинах с массивными полюсами. Известен ротор с массивными стал ными полюса, применяемый, например, в синхронных компенсаторах, гидрогенераторах и двигателях, содержащий прижатые болтами к торцовой поверхности наконечников корот- козаьшкающие демпферные сегменты. Сегменты выполняются из материала с высокой удельной электропроводностью ( например, медь ). Дпя улучшения электрического контакта демпферш 1х сегментов со стальными наконечниками производится серебрение контактируемых поверхностей и прижатие сегментов болтами. Наконечнцки полюсов образуют электрически замкнутую систему, улучшающую характеристики машины в переходных режимах. Замкнутость демпферной системЬ1 ротора обеспечивается расположением сегментов не только в торцовой зоне наконечников, но и соединением их между собой в зоне межполюсных окон при помощи гибких накладок, снабженных радиальнь1ми оттяжками С . Недостатки этого ротора - сложность и ненадежность крепления гибких накладок. Наиболее близким к изобретению по назначению и технической сущнос ти является ротор синхронной явнополюсной машины, содержаний массивные полюса и соединяющие их сегменты, прикрепленные к торцам наконечников соседних полюсов с помощью болтов 2}. Недостатком известного ротора является появление местных нагревов наконечников полюсов в зоне кон цей.1х частей демпферных сегментов в средней части полюса. Действител но, между концами соседних сегменто предусмотрен зазор для обеспечения перемещений сегментов в тангенциаль ном направлении при их нагревании. Индуктируемый в переходных режимах электрический ток, стремясь перейти в одного конца сегмента на другой, неизбежно должен пройтипуть по ста пельному наконечнику, к которому прижаты болтами концевые части сегментов. Таким образом, продольный электрический ток полюсов, который стекается к медленным демпферным 22 сегментам с высокой удельной электропроводностью, проходит в зоне размещения крепежных элементов концевых частей сегментов участок пути по стальному наконечнику. Поскольку удельное электрическое сопротивление стали в 8,8 раза больше, чем меди, а также учитывая повьш1ениую концентрацию тока в зоне крепления концевых частей сегментов и длительность реакторного пуска синхронных компенсаторов (30-40с I, то местный нагрев стали может привести к разогреву контактной зоны с расплавлением и вытеканием припоя, что при частых повторных пусках компенсатора от стали вызовет аварийную ситуацию. Цель изобретения - повьшхение надежности. Указанная цель достигается тем, что в роторе синхронной явнополюсной машины, содержащей массивные полюса с наконечниками и прикрепленные к торцам наконечников демпферные сегменты, соединяющие между собой соседние полюса, на торце каждого наконечника выполнена выемка, заполненнаяМатериалом С высокой электропроводностью, поверхность которого сопряжена с соседними сегментами. На фиг.1 схематически изображен ротор с пассивными полюсами и демпферными сегментами, на фиг.2 - конструкция устройства концевых частей сегмента. К торцовым поверхностям соседних стальных наконечников I и 2 полюсов прикреплен демпферный сегмент 3 из материала с высокой удельной электропроводностью (медь). Демпферный сегмент 3 перекрывает межполюсное окно 4, где расположены катушки 5 возбуждения.В середине полюсного наконечника между концевыми частями соседних сегментов имеется воздушный промежуток 6. Крепление сегментов к наконечнику осуществляется болтами 7, которые также расположены и в концевых частях сегментов, В зоне размещения болтов 7, обеспечиваю1ЕСИх контактное соединение концевых частей соседних демпферных сегментов с наконечником полюса, в теле наконечника выполнена выем ка 8, заполненная материалом с высо(ой электропроводностью. Заполнение может быть выполнено наплавкой меди в выемку либо установкой медного вкладьппа по форме выемки, который прижимается болтами 7 к концевым частям соседних демпферных сегментов и наконечнику. Контактные поверхности покрыты припоем с добавкой серебра 9.
В предлагаемом роторе последовательное протекание индуктированного тока в тангенциальном направлении происходит только до элементам конструкции, выполненным из материала
1309524
с высокой удельной электропроводностью, что исключает появление мест ных нагревов в зоне контактного сое динения концевых частей демпферных , сегментов в переходных режимах синхронных мапшн с массивными полюсами.
Исключение местного нагрева снк жает вероятность отказов синхронных Q компенсаторов и.сокращает их простой, что увеличивает надежность маашны4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Явнополюсный ротор синхронной машины | 1981 |
|
SU1001319A1 |
Ротор явнополюсной синхронной электрической машины | 1984 |
|
SU1292113A1 |
Ротор явнополюсной электрической машины | 1989 |
|
SU1686617A1 |
Массивный полюс ротора | 1980 |
|
SU898555A1 |
Явнополюсной ротор электрической машины | 1972 |
|
SU448540A1 |
Ротор явнополюсной электрической машины | 1982 |
|
SU1092653A1 |
Электрическая машина | 1987 |
|
SU1788559A1 |
Полюс синхронного двигателя | 1987 |
|
SU1474799A1 |
Ротор электрической машины | 1985 |
|
SU1432665A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением | 1987 |
|
SU1705961A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МА1ШНЫ, содержащий массивные полюса с нако нечниками и прикрепленные к торцам наконечников демпферные сегменты, соеднняющие между со- бой соседние полюса, отличаю- щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности, на торце каждого наконечника выполнена выемка, заполненная материалом с высокой электропроводностью, поверхность которого сопряжена .с соседними сегментами. г (Л
} | |||
Пекне В.З | |||
Синхронные компенсаторы | |||
М., Энергия, 1980, с.97-98 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Ротор синхронной электрической машины | 1975 |
|
SU570956A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-12-23—Публикация
1983-01-11—Подача