Изобретение относится- к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов для передачи крутящего момента шестернями больших диаметров и модулей. Известно составное зубчатое колесо, содержащее взаимодействующие между собой посредством равномерно расположенных по окружности роликов венец и ступицу, в 1юследней выполнены в направлении хорд црорези, расположенные между роликами и осью стушщы и отсекающие часть сегментов в последней - 1. Недостаток известного составного зубчатого колеса - низкая долговечность, обусловленная постоянной жесткостью соединения венца и ступицы. Цель изобретения - повышение долговеч ности колеса путем автйматнческого регулирования жесткости соединения венца и ступиць1. Указанйая цель достигается тем, что в. составном зубчатом колесе, содержащем вза имодействующие между собой посредством равномерно расположенных по окружности роликов венец и ступицу, в последней выполнены в направлении хорд прорези, распо ложенные м&укру роликами и осью ступицы и отсекаюидае часть сегментов последней, на каждой части сегмента выполнена взаимодей ствующая с роликом дорожка скольжения, профиль которой описан радиусом R , равным Г С« 1 С, о{(ч|. где сА - допуск на межосевое расстояние; п - число прорезей; - козффициент трения скольжения между роликом и дорожкой; жесткость части сегмента, образова ной прорезью при 4 0; радиус дорожки скольжения при угловая координата профиля дорож ки скольжения. На фиг. I изображено составное зубчатое колесо; на фиг. 2 - положение венца и ступицы при передаче крутящих моментов М-1 и Mi, причем М г М Составное зубчатое колесо содержит .взаимодействующие между собой посредством
равномерно расположенных по окружности
составного зубчатого колеса в целом. роликов 1 венец 2 и ступицу 3. В ступице 3 в направлении хорд выполнены прорези 4, расположенные между роликами 1 иосью ступицы 3 и отсекающие часть сегментов 5 ступицы. На каждой части сегментов 5 вьшолнена взаимодействующая с роликами 1 дорожка 6 скольжения, профиль которой описан радиусом R , равным 2«А fl Г twi где сЛ - допуск на межосевое расстояние; h - число прорезей; НТР - козффициент трения скольжения между роликом и дорожкой; С( - жесткость части сегмента, образован ой прорезью при V 0; Rjj- радиус дорожки скольжения при - угловая коорданата профиля дорожки скольжения. Составное зубчатое колесо работает следующим образом. При передаче крутящего момента зубчатый венец вследствие наличия тормозного момента на ступице 3 поворачивается относительно последней на определенный угол f . Вследствие зтого изменяется вылет консоли, образованной прорезью 4, увеличивается ее жесткость, возрастает сила давления со стороны консоли на ролик 1 и сила трения, которая создает момеит сопротивления, препятствующий дальнейшему повороту венца 2 относительно ступицы 3. При увеличении или уменьшении передаваемого крутящего момента венец 2 поворачивается относительно ступицы 3 до тех пор, пока величина большего или меньщего крутящего момента не уравновесится моментом трения между роликами 1 и дорожками 6 скольжения. С перек1ещением венца 2 относительно стушщы 3 изменяется величина вылета консоли, что увеличивает или уменьщает Податливость соединения .венца 2 со ступицей 3, причем профиль дорожки 6 скольжения обеспечивает близкую к линейной зависимости податливости от крутящего момента. Введение в зубчатом колесе дорожки скольжения, дающей возможность зубчатому венцу поворачиваться относительно стушщы, обеспечивает снижение коэффициента неравномерности распределения нагрузки в зацшлешш в широком диапазоне передаваемых нагрузок. обуславливая повышение долговечности
г.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1985 |
|
SU1252586A1 |
Составное зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1157310A1 |
Составное зубчатое колесо | 1990 |
|
SU1762057A1 |
Составное зубчатое колесо | 1980 |
|
SU894288A1 |
Составное зубчатое колесо | 1982 |
|
SU1070362A1 |
Составное зубчатое колесо | 1982 |
|
SU1054611A1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ДВУМЯ ДЕФОРМИРУЕМЫМИ ЗУБЧАТЫМИ ИЛИ ФРИКЦИОННЫМИ КОЛЕСАМИ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2597055C1 |
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2735434C1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2002 |
|
RU2231705C1 |
Привод колеса транспортного средства | 1983 |
|
SU1152817A1 |
СОСТАВНОЕ I ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее взаимодействующие между собой посредством равномерно расположенных по окружности роликов венец и ступицу , в последней выполнены в направлении хорд прорези, расположенные между роликами и осью стушщм и отсекающие часть сегментов последней, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматического регулирования жесткости соединения венца и ступицы, на каждой «гасти сегмента выполнена взаимодействующая с роликом дорожка скольжения, профиль которой описан радиусом R, равным 2с f - допуск на межосевое расстояние; п - число прорезей; k.fp - коэффициент трения скольжения между роликом и дорожкой; Сд- жесткость части сегмента, образованной прорезью при - 0; R - радиус дорожки скольжения при If 0; (Л V- угловая координата профиля дос рожки скольжения. 4 У1 со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Составное зубчатое колесо | 1980 |
|
SU894288A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-03-15—Публикация
1982-01-29—Подача