Ротор электрической машины Советский патент 1985 года по МПК H02K1/32 

Описание патента на изобретение SU1150702A2

Изобретение относится к электротехнике, точнее к мощикм электрическим машинам с жидкостным охлаждением обмоток ротора/

По основному авт.св. № 253219 известен ротор электрической машины, в частности турбогенератора с жидкостным охлаждением, содержащий сборную камеру, образованную по крайней мере одним вращающимся и одним неподвижным цилиндрическим элементом, во внутренней полости камеры которог концентрично валу установлен неподвижный цилиндр, наружная поверхность которого со стороны обмотки снабжена кольцевым выступом, образующим при вращении ротора совместно с одним из вращающихся кольцевьгх элементов гидравлический затвор. Для циркуляхщи жидкости используется ее центробежньй напор, а жидкость .в рогтор подается от постоянного источника с постоянным расходом :Щ.

Недостатком такого ротора является TOj что при пуске и остановке электрической машины, а также при существенном уменьшении или увеличении частоты вращения в установившихся режимах по абсолютному значению более примерно чем на 10-20%, что возможно в автономных системах, например в гребньпс электрических установках, нарушается нормальное течение охлаждающей жидкости,вследствие чего возможно попадание жвдкости в свободное пространство электрической машины, что недопустимо.

Это об7 ясняется следукяцим. Напор (Н).жидкости, создаваемый при вращении ротора за счет центробежной силы, должен быть прямо пропорхщонален квадрату расхода жидкости ,Q2 где К, - коэффициент пропорциональности .

Центробежная сила .

F ( WS

где TS. - разность радагусов впускно го и выпускного каналов

охлаждакнцей жидкостиJ

К - коэффициент пропорнзнональности;

W - угловая частота вращения ротора.

Таким образом ,2« т.е. должно вБшолняться условие ,6J. Указанное соотношение является приближенным, поэтому расход жидкости.

т.е. объем жидкости, подаваемый в ротор. Должен быть примерно прямо пропорционален частоте вращения ротора.

Цель изобретения - повышение надежности.

Указанная цель достигается автомтическим регулированием расхода охлаждающей жидкости при пуске и останове ротора. Для этого ротор электрической машины, преимущественно турбогенератора с. жидкостным охлаждением, содержащий сборную камеру, образованную по крайней мере одним вращаюцимся и одним неподвижным цилиндричёским элементом, во внутренней полости камеры которого концентрично валу установлен нёподвижньш цилиндр, наружная поверхность которого со стороны обмотки снабжена кольцевым выступом, образукщим при вращении ротора совместно с одним из вращающихся кольцевых элементов гидравлический затвор, снабжен датчиком частоты вращения, а трубопровод подачи хладагента снабжен насосом с регулятором частоты вращения двигателя насоса, соединенным электрически с датчиком частоты вращения и с указанным двигателем.

На чертеже изображен ротор.

Предлагаемая конструкция содержит кожух сливной камеры 1, собственно бочку 2 ротора, вращающийся цилиндрический элемент 3 сливной камеры, неподвижньй цилиндрический элемент 4 неподвижный цилиндр 5, кЬльцевой выступ 6, каналы 7 для подвода жидкости в обмотку, каналы 8 для отвода жидкости, уплотнения 9, насос 10 для подачи охлаждающей жидкости в статор, трубопровод 11 подачи охлаждающей жидкости в статор, нерегулируемый двигатель 12 насоса 10, насос I

13 для подачи охлаждающей жидкости в ротор, трубопровод 14 подачи охлаждающей жидкости в ротор, регулируемый двигатель 15 насоса 13, регулятор 16 двигателя насоса 13 с функциональным преобразователем, датчик 17 частоты враще шя ротора.

Регулятор двигателя с функциональным преобразователем обеспечивает регулирование частоты вращения двигателя так, чтобы подача жидкАсти в ротор соответствовала условию Q К2Q с небольшой поправкой, которая

3 11507024

должна быть определена эксперимен-сели от частоты вращения ротора,

тально для каядого генератора.предлагается также установить для

Конструктивно регулятор частотыохлаждейня турбогенератору два насо

вращения двигателя насоса соединенса, каждай со своим трубопроводом И

с двигателем и датчиком частоты вра-j двигателем: нерегулируемый двигатель

щения электрическими цепями. Для то-12 для насоса 10 охлаждения статора

го, чтобы охлаждение статора и, регулируемый двигатель 15для на-

довательно, нагрузка машины не зави-coca 13 охлаждения ротора.

Похожие патенты SU1150702A2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТОК РОТОРА 1992
  • Кади-Оглы И.А.
  • Стулов Н.Н.
  • Червяковский В.М.
  • Чернявский В.П.
RU2042252C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, ЗАПОЛНЕННАЯ ЖИДКОСТЬЮ 2002
  • Елисеев Александр Викторович
RU2249898C2
Электрическая машина 1978
  • Данько В.Г.
  • Лютый Б.И.
  • Чигиринский А.А.
  • Кильдишев В.С
  • Кузьмин В.В.
  • Данилевич Я.Б.
  • Чубраева Л.И.
  • Потехин К.Ф.
  • Масленников К.Н.
  • Иванов В.К.
SU745327A1
ДВИГАТЕЛЬ ПОЛЯКОВА В.И., ЭНЕРГОБЛОК ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ТОПЛИВОПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ, СЕПАРАТОР ГАЗОВЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ, ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ПАРОГАЗОВЫЙ СЕПАРАТОР, ТЕПЛООБМЕННИК ТРУБЧАТЫЙ 1999
  • Поляков В.И.
RU2143570C1
Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины 1989
  • Червяковский Василий Моисеевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Балабанов Иван Григорьевич
SU1665463A1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ 2003
  • Луков Н.М.
  • Ромашкова О.Н.
  • Космодамианский А.С.
  • Алейников И.А.
RU2264544C2
Электрическая машина с газовымОХлАждЕНиЕМ 1979
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Бут Александр Андреевич
  • Спивак Борис Волькович
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Аврух Владимир Юрьевич
SU811413A1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОЛЯКОВА В.И. И ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 1999
  • Поляков В.И.
RU2143078C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТКИ СТАТОРА 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2289184C1

Реферат патента 1985 года Ротор электрической машины

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШНЫ по авт.св. № 253219, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности он снабжен датчиком частоты вращения, а трубопровод подачи хладагента снабжен насосом с регулятором частоты вращения двигателя насоса, соединеншлм электрически с датчиком частоты вращения и с указанным двигателем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1150702A2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 0
SU253219A1
кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 150 702 A2

Авторы

Федоров Владимир Феодосьевич

Кади Ибрагим Ахмедович

Ровинский Петр Абрамович

Ощепков Олег Николаевич

Жиляев Вячеслав Трофимович

Даты

1985-04-15Публикация

1982-03-22Подача