Изобретение относится к электротехнике, точнее к мощикм электрическим машинам с жидкостным охлаждением обмоток ротора/
По основному авт.св. № 253219 известен ротор электрической машины, в частности турбогенератора с жидкостным охлаждением, содержащий сборную камеру, образованную по крайней мере одним вращающимся и одним неподвижным цилиндрическим элементом, во внутренней полости камеры которог концентрично валу установлен неподвижный цилиндр, наружная поверхность которого со стороны обмотки снабжена кольцевым выступом, образующим при вращении ротора совместно с одним из вращающихся кольцевьгх элементов гидравлический затвор. Для циркуляхщи жидкости используется ее центробежньй напор, а жидкость .в рогтор подается от постоянного источника с постоянным расходом :Щ.
Недостатком такого ротора является TOj что при пуске и остановке электрической машины, а также при существенном уменьшении или увеличении частоты вращения в установившихся режимах по абсолютному значению более примерно чем на 10-20%, что возможно в автономных системах, например в гребньпс электрических установках, нарушается нормальное течение охлаждающей жидкости,вследствие чего возможно попадание жвдкости в свободное пространство электрической машины, что недопустимо.
Это об7 ясняется следукяцим. Напор (Н).жидкости, создаваемый при вращении ротора за счет центробежной силы, должен быть прямо пропорхщонален квадрату расхода жидкости ,Q2 где К, - коэффициент пропорциональности .
Центробежная сила .
F ( WS
где TS. - разность радагусов впускно го и выпускного каналов
охлаждакнцей жидкостиJ
К - коэффициент пропорнзнональности;
W - угловая частота вращения ротора.
Таким образом ,2« т.е. должно вБшолняться условие ,6J. Указанное соотношение является приближенным, поэтому расход жидкости.
т.е. объем жидкости, подаваемый в ротор. Должен быть примерно прямо пропорционален частоте вращения ротора.
Цель изобретения - повышение надежности.
Указанная цель достигается автомтическим регулированием расхода охлаждающей жидкости при пуске и останове ротора. Для этого ротор электрической машины, преимущественно турбогенератора с. жидкостным охлаждением, содержащий сборную камеру, образованную по крайней мере одним вращаюцимся и одним неподвижным цилиндричёским элементом, во внутренней полости камеры которого концентрично валу установлен нёподвижньш цилиндр, наружная поверхность которого со стороны обмотки снабжена кольцевым выступом, образукщим при вращении ротора совместно с одним из вращающихся кольцевых элементов гидравлический затвор, снабжен датчиком частоты вращения, а трубопровод подачи хладагента снабжен насосом с регулятором частоты вращения двигателя насоса, соединенным электрически с датчиком частоты вращения и с указанным двигателем.
На чертеже изображен ротор.
Предлагаемая конструкция содержит кожух сливной камеры 1, собственно бочку 2 ротора, вращающийся цилиндрический элемент 3 сливной камеры, неподвижньй цилиндрический элемент 4 неподвижный цилиндр 5, кЬльцевой выступ 6, каналы 7 для подвода жидкости в обмотку, каналы 8 для отвода жидкости, уплотнения 9, насос 10 для подачи охлаждающей жидкости в статор, трубопровод 11 подачи охлаждающей жидкости в статор, нерегулируемый двигатель 12 насоса 10, насос I
13 для подачи охлаждающей жидкости в ротор, трубопровод 14 подачи охлаждающей жидкости в ротор, регулируемый двигатель 15 насоса 13, регулятор 16 двигателя насоса 13 с функциональным преобразователем, датчик 17 частоты враще шя ротора.
Регулятор двигателя с функциональным преобразователем обеспечивает регулирование частоты вращения двигателя так, чтобы подача жидкАсти в ротор соответствовала условию Q К2Q с небольшой поправкой, которая
3 11507024
должна быть определена эксперимен-сели от частоты вращения ротора,
тально для каядого генератора.предлагается также установить для
Конструктивно регулятор частотыохлаждейня турбогенератору два насо
вращения двигателя насоса соединенса, каждай со своим трубопроводом И
с двигателем и датчиком частоты вра-j двигателем: нерегулируемый двигатель
щения электрическими цепями. Для то-12 для насоса 10 охлаждения статора
го, чтобы охлаждение статора и, регулируемый двигатель 15для на-
довательно, нагрузка машины не зави-coca 13 охлаждения ротора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТОК РОТОРА | 1992 |
|
RU2042252C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, ЗАПОЛНЕННАЯ ЖИДКОСТЬЮ | 2002 |
|
RU2249898C2 |
Электрическая машина | 1978 |
|
SU745327A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ПОЛЯКОВА В.И., ЭНЕРГОБЛОК ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ТОПЛИВОПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ, СЕПАРАТОР ГАЗОВЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ, ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ПАРОГАЗОВЫЙ СЕПАРАТОР, ТЕПЛООБМЕННИК ТРУБЧАТЫЙ | 1999 |
|
RU2143570C1 |
Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины | 1989 |
|
SU1665463A1 |
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2264544C2 |
Электрическая машина с газовымОХлАждЕНиЕМ | 1979 |
|
SU811413A1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2422969C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОЛЯКОВА В.И. И ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 1999 |
|
RU2143078C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТКИ СТАТОРА | 2005 |
|
RU2289184C1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШНЫ по авт.св. № 253219, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности он снабжен датчиком частоты вращения, а трубопровод подачи хладагента снабжен насосом с регулятором частоты вращения двигателя насоса, соединеншлм электрически с датчиком частоты вращения и с указанным двигателем.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 0 |
|
SU253219A1 |
кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1985-04-15—Публикация
1982-03-22—Подача