f Изобретение относится к области (Машиностроения, и может быть исполь зовано в тормозных системах электровозов, дизелевозов и гировозов применяемых в шахтах. Известны устройства 1 - Еб . Однако в известных устройствах наблюдается неполное прилегание тормозных колодок, что влечет за со бой понижение тормозного момента, вызванного уменьшением угла обхвата колодки и незначительной площадью фрикционного контакта сопрягаемых поверхностей, повышение удельного давления и температуры в месте контакта колодки и колеса. В свою очередь, повьшёние температурь вызывает снижение коэффициен та трения. При этом наблюдается появление дополнительных напряжений, резкое увеличение интенсивности износа тормозных колодок и более интенсивное образование трещин в их поверхностном слое. Это существенно снижает эффективность торможения локомотивов, оснащенных такими тормозными колодк ми, ведет к увеличению тормозного пути и к вынужденному уменьшению массы состава, что не соответствует требуемым правилам безопасности в части обеспечения тормозного пути. Целью изобретения является повы шение эффективности торможения при различном износе тормозимого колес транспортного средства, Цель достигается тем, что тормо ная колодка снабжена упругой прокл кой с равномерно расположенными в ней ступенчатыми сквозными отверст ми под вставки фрикционной накладки, упругая прокладка установлена в выемке корпуса под основаниями вставок фрикционной накладки и жестко закреплена в ней, основание каждой вставки бьшолнено с крепежн штифтом и упорным буртом, а вставк Своим крепежным штифтом жестко за креплены в сквозных отверстиях упр гой прокладки с возможностью возвр но-поступательного перемещения одн относительно другой вдоль радиуса тормозимого колеса под действием сил упругости прокладки, причем ко крепежных штифтов вставок установл ны по отношению к днищу выемки корпуса с зазором. На фиг. 1 изображен колодочноколесный тормоз, фронтальный и профильный виды;разрез, на фиг. 2 то же, с тормозной колодкой. Тормозная колодка содержит цельнометаллический корпус 1, в центральной выемке (или ложе) которого установлена упругая прокладка 2 со ступенчатыми сквозными отверстиями, в которых установлена фрикционная накладка в виде вставок 3 с возможностью возвратно-поступательного перемещения одна относительно другой под действием сил упругости прокладки 2. Вставки 3 перемещаются радиаль.;: но вдоль радиуса тормозимого колеса без сдвигов и перекосов, что позволяет им быть в контакте с последним. Например, в контакте с колесом будет вставка, которая находится на выпуклости изношенного колеса, и вставка, которая находится в его впадине. Перепад выемка-выступ составляет О,1 - 2 мм. Основания вставок 3, которые устанавливаются в центральной выемке корпуса 1,. с крепежным штифтом, установленным в ступенчатом отверстии упругой прокладки 2, служат для удержания вставки 3 на прокладке 2 и осуществления возвратно-поступательного перемещения на вставке 3. На последней выполнен также упорньй бурт в основании, которым она опирается на упругую прокладку 2 и который снимает последнюю при набегании вставки 3 на выпуклость изношенного колеса.При этом сквозное ступенчатое отверстие в упругой прокладке для обеспечения крепления вставок 3 выполнено с расположением отверстия с большим диаметром у днища выемки корпуса 1, а конец крепежного штифта вставки 3для обеспечения подвижности последних, установленных в отверстии с большим диаметром с зазором. Рабочая поверхность фрикционной накладки, образованная рабочими поверхностями вставок 3, выполнена вогнутой, что дает возможность осуществить процесс торможения с торцом колес колодочно-колесного тормоза. Упругая прокладка 2 установлена между вставками 3 и днищем выемки корпуса 1 жестко, что обеспечивает надежнун} фиксацию вставок вместе с прокладкой в корпусе 1. Тормозная колодка работает ,, следующим образом.
При срабатывании тормозной систем колодочно-колесного тормоза его рычажная передача начинает прижимать колодку к торцовой поверхности катания колеса. В.этот момент площадь фрикционного контакта колодки с колесом из-за неравномерности прилегания или износа, обусловленного некруглой формой колеса или шероховатостью сопрягаемых поверхностей, составляет незначительную величину от номинальной площади колодки. При дальнейшем прижатии колодки происходит сжатие упругой прокладки 2 и прилегание колодки к колесу по всей дуге охвата за счет перемещения одна относительно другой вставо 3, которые ликвидируют зазоры, образованные некруглостью тормозимого колеса. Поэтому и на большем Rfi и н меньшем Я м радиусах тормозимого колеса происходит эффективное использование всей фрикционной площади фрикционной накладки, что обеспечивает постоянство торможения и тормозной путь колеса при различном состоянии последнего.
Использование предлагаемого изобретения по сравнению с базовым объектом - тормозной колодкой колесно-колодочного тормоза шахтного электровоза АМ8Д, позволит снизить тормозной путь за счет обеспечения постоянного и полного контакта колод
-ки с колесом (в базовом объекте фрикционные поверхности сопрягаются только на 35%), что улучшает безопасность труда j уменьшить тормозное нажатие при значительном увеличении площади фрикционного контакта и сохранении неизменным тормозного момента, т.е. повысить эффективность торможения в 1,56 раза и массу состава шахтного локомотива на 50%; понизить интенсивность износа тормозных колодок за счет равномерного распределения удельных давлений и температурных полей по всей площади тормозной колодки, что улучшит теплоотвод, уменьшит трещинообразование и износ; сократить время обслуживания и замены вышелших из строя колодок.,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозная колодка | 1987 |
|
SU1511486A1 |
Барабанно-колодочный тормоз | 1983 |
|
SU1143908A1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПАР ТРЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2538503C2 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА | 2007 |
|
RU2337260C1 |
БАРАБАННЫЙ КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА | 2003 |
|
RU2302565C2 |
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ | 2009 |
|
RU2439390C2 |
Колодочный тормоз | 1979 |
|
SU821814A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА | 2002 |
|
RU2281868C2 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ БАРАБАННОГО ТОРМОЗА И УЗЕЛ ТОРМОЗА | 2014 |
|
RU2628555C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ТЕПЛОНАГРУЖЕННОСТИ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА | 1999 |
|
RU2174199C2 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА КОЛОДОЧНО-КОЛЕСНОГО ТОРМОЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ШАХТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА,содержащая корпус с центральной выемкой со стороны торца тормозимого колеса и фрикционную накладку в виде отдельных вставок, основания которых размещены в выемке корпуса, причем рабочая поверхность фрикционной накладки выполнена вогнутой, сопряжена с торцом тормозимого колеса и образована вставками указанной накладки, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности торможения при различном износе тормозимого колеса, она снабжена упругой прокладкой с равномерно расположенными в ней ступенчатыми сквозными отверстиями под вставки фрикционной накладки, упругая прокладка установлена в выемке корпуса под основаниями вставок фрикцион9 ной накладки и жестко закреплена в ней, основание каждой вставки вьтолнено с крепежным штифтом и упорным буртом, а вставки своим крепежным штифтом жестко закреплены в свозных отверстиях упругой прокладки с возможностью возвратно-поступательного перемещения одна отно:л сительно другой вдоль радиуса тормо4 зимого колеса под действием сил упру 4 гости прокладки, причем концы кре:о пежных штифтов вставок установлены эо по отношению к днищу выемки корпуса с зазором.
Фиг г
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Крылов В.И | |||
Автоматические тормоза подвижного состава | |||
М., Транспорт, 1968, с | |||
Металлические подъемные леса | 1921 |
|
SU242A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1985-05-07—Публикация
1983-04-14—Подача