Устройство для диагностирования технического состояния тормозной системы транспортного средства Советский патент 1985 года по МПК B60T17/22 

Описание патента на изобретение SU1161421A1

1 Изобретение относится к транспор ному машиностроению и может бытд, использовано для диагностирования технического состояния тормозной си темы транспортного устройства.. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для диагностиро вания технического состояния тормоз ной системы транспортного средства, содержащее измерительную систему, включающую импульсный датчик начала движения тормозной педали, логическ блок, подключенный к выходам измерительной системы, и регистрирующую аппаратуру, подключенную к выходам логического блока fl. Однако известное устройство не обеспечивает необходимой точности диагностирования технического состо ния узлов тормозной системы: тормоз ного привода и тормозных механизмов в отдельности. Кроме того, при заме ре времени срабатьгоания тормозного привода и оценке неодновременности срабатывания момент начала торможения фиксируется только при достижении тормозной силой определенного значения, что снижает качество диаг ностирования. Цель изобретения - повышение качестна диагностирования тормозной системы. Поставленная цель достигается тем что в устройстве для диагностировани технического состояния тормозной скстемм транспортного средства, содержащем измерительную систему, вклю чающую импульсный датчик начала движения тормозной педали, логический блок, подключенный к выходам изме- , рительной системы, и регистрирующую аппаратуру, подключенную к выходам логического блока, измерительная система снабжена двумя датчиками угловых ускорений, установленными на колесах транспортного средства, а логический блок включает в себя два триггера Шмитта, подключенные к выходам датчиков угловых ускорений, два формирователя импульсов по перед нему фронту, подключенные к выходам триггеров ПЫитта, первьй одновибратор, вход которого соединен с выходо импульсного датчика начала движения тормозной педали, первый и второй RS-триггеры, R-входы которых соедине ны с выходом первого одновибратора, 5-входы - с выходами соответственно 21 первого и второго формирователей импульса по переднему фронту, а выходы - с регистрирующей аппаратурой, второй и третий одновибраторы, входы котЬрых соединены с выходами соответственно первого и второго формирователей импульсов по переднему фронту, третий и четвертый RS-триггеры, R-входы которых соединены с выходами соответственно второго и третьего одновибраторов, S-входы - с выходами соответственно первого и второго триггеров 111митта, а выходы с регистрирующей аппаратурой, четвертый и пятый одновибраторы, входы которых соединены с выходами соответртвенно первого и второго формировагелей импульсов по переднему фронту, пятый и шестой RS-триггеры, R-входы которых соединены с выходами соответственно пятого и четвертого одновибраторов, 3-входы - с выходами соответственно первого и второго формирователей импульсов по переднему фронту, а выходы - с регистрирующей аппаратурой. На фиг, 1 изображена блок-схема устройства; на фиг.2 - структурная схема устройства; на фиг.З - схема установки транспортного средства на беговые барабаны; на фиг.4 - кинематическая схема соединения беговых барабанов с приводным электродвигателем; на фиг.З - принципиальная электрическая схема формирователя импульса по переднему фронту; на фиг. 6«,5,в - временная диаграмма сигналов устройства. Предлагаемое устройство содержит измерительную аппаратуру 1, включающую импульсный датчик 2 начала движения тормозной педали 3 транспортног средства 4, датчики 5 и 6 угловых ускорений правого и левого колес 7 и 8 транспортного средства 4 и импульсные датчики 9 и 10, числа оборотов колес 7 и 8 транспортного средства4; логический блок 11, подключенный к выходам измерительной системм 1, и регистрирующую аппаратуру 12, подключенн5по к выход vi логического блока 11. Логический блок 11 содержит два триггера 13 и 14 Шмитта, подключенные выходам датчиков 5 и 6 угловых скорений колес, два формирователя 15 и 16 импульса по переднему фронту, подключенные к выходам триггеров 13 и 14 Имитта соответственно; первы одновибратор 17, вход которого соединен с выходом импульсного датчика 2 начала движения тормозной педали 3, первый 18 и второй 19 RS-триггеры R-входы которых, соединены с выходом первого одновибратора 17, S-входы с выходом первого 15 и второго 16 формирователей импульса по переднему фронту соответственно, а выходы - с регистрирующей аппаратурой 12; второ 20и третий 21 одновибраторы, входы которых соединены с выхЬдами соответственно .первого 15 и второго 16 формирователей импульсов по переднем фронту; третий 22 и четвертый 23 RS-триггеры, R-входы которых соединены с выходами второго 20 и третьег 21одновибраторов соответственно; 5-входы -с выходами соответственно первого 13 и второго 14 триггеров Шмитта, а выходы - х: регистрирующей аппаратурой 12; четвертый 24 и пятый 25одновибраторы, входы которых соединены с выходами соответственно пер вого 15 и второго 16 формирователей импульсов по переднему фронту; пятый 26и шестой 27 R5-триггеры, R-входы которых соединены с выходами пятого 25 и четвертого 24 одновибраторов соответственно; S-входы - с выходами первого 15 и второго 16 формирователей импульсов по переднему фронту соответственно, а выходы - с регист рирующей аппаратурой 12; седьмой 28 Re-триггер, 5-вход которого соединён с выходом импульсного датчика 2 начала движения тормозйой педали 3 а его инверсный выход соединен с управляющими входами элементов 29 и 30ЗАПРЕТ, Основные входы элементов 29 и 30 ЗАПРЕТ соединены соответственно с выходами импульсных датчиков 9 и 10 числа оборотов коле, а выход элементов 29 и 30 ЗАПРЕТ соответственно подключены к входам счетчиков 31и 32 импульсов. I Колеса 7 и 8 транспортного средст ва 4 установлены на беговые барабаны 33, 34, 35 и 36. Беговые барабаны 34 и 36 посредством электроуправляемых муфт 37 и 38 кинематически соединен с приводным электродвигателем 39. С беговыми барабанами 34 и 36 кинематически соединены маховые массы 40 и 41, от перемещений транспортное средство 4 удерживается тягами 42 214 и 43, связанными с опорными стойками 44 и 45, закрепленными на основании 46. На валу приводного электродвигателя установлен тахогенератор 47. Выход первого 48 инвертора соединен с одним выводом резистора 49 второй вывод которого соединен с одной обкладкой конденсаторов 50 и другим .входом элемента 51 И, вторая обкладка конденсатора 50 подключена на корпус. Выходу элемента 51 И подключен к входу второго 52 инвертора, выход которого является выходом формирователя импульсов по переднему фронту. Формирователь импульсов по переднему фронту (фиг.5) содержит первый 48 и второй 52 инверторы; элемент 51 И, резистор 49 и конденсатор 50, Вход первого 48 инвертора и один из входов элемента 51 И объединены между собой и подключены к входу формирователя импульсов по переднему фронту. Дпя диагностирования тормозной системы колеса 7 и 8, установленные на беговые барабаны, при включенных электроуправляемых муфтах 37 и 38 посредством приводного электродвигателя 39 разгоняют до заданной угловой скорости, контролируемой по тахогенератору 47. Цри достижении заданной УГ.ПОВОЙ скорости колес 7 и 8 выключают электроуправляемые муфты 37 и 38 и нажимают на тормозную педаль 3 и начинают процесс диагностирования. Устройство позволяет оценить следующие параметры, характеризующие техническое состояние тормозного привода, тормозных механизмов и тормозной системы в целом. 1. Время t., срабатьшания тормозного привода, определяемое с момента начала движения тормозной педали до момента начала замедления вращения колеса. В момент начала движения тормозной педали 3 импульсный датчик 2 выдает импульсный сигнал, поступающий на вход первого одновибратора 17, запуская его. В качестве импульсного датчика 2 начала движения тормозной педали 3 -может быть использован педальный включатель. Первый одновибратор 17 послезапуска начинает вырабатывать импульс установленной длительности, характеризующей допустимое значение времени срабатывания тормозного привода Цд„л Импульс с выхода первого одновибратора j 7 поступает одновременно на R-входы установки нулей RS-триггеров 18 и.19 при этом на выходах RS-тригге в 18 и 19 сигналы Соответствьтот уровням логического нуля. В момент срабатывания тормозных механизмов, наступающий через определенное время после- момента начала движения тормозной педали 3, угловая скорость вращения колес 7 и 8 уменьшается, и на выходах датчиков 5 и .6 угловых ускорений появляются сигналы. Сигнал с выхода датчика 5 угловых ускорений поступает на вход триггера 13 111митта, а сигнал с датчика 6 угловых „ускорений - на вход триггера 14 Шмитта, Триггеры 13 и 14 Шмитта формируют из входньк сигналов с датчиков 5 и 6 сигналы прямоугольной формы. Сигнал прямоугольной формы, длительность которого равна длительности сигнала датчика 5 угловых ускорений, с выхода триггера 13 Шмитта поступает на вход формирователя 15 импульса по переднему фронту, а сигнал прямоугольной формы, длительность которого равна длительности сигнала датчика 6 угловых ускорений, с выхода триггера 14 Шмитта - на вхо формирователя 16 импульса по переднему фронту. При этом на выходе формирователя 15 импульса по переднему фронту появится единичный импульс, совпадающий по времени с моментом начала торможения колеса 7, т.е. с моментом появления сигнала на выходе датчика 5 угловых ускорений, характеризующим момент начала действия тормозного механизма колеса 7. Импульс с выхода формирователя 15 поступает на 5-вход триггера 18, на R-вход которого с момента начала движения тормозной педали 3 поступает сигнал с одновибратора 17.Если на 5-вход установки единиц триггера 1В импульс с выхода формирователя 15, характеризующий момент начала торможения, поступит до исчезновения на R-входе триггера 18 импульса с одновибратора 17, то на выходе триггера 18 остаетс сигнал с уровнем логического нуля, поступающий на регистрирующую аппаратуру 12 (вольтметр или индикаторную лампу, не показаны). Это свидетельствует о том,-ЧТО время Ц срабатывания тормозного привода колеса,7

не превышает допустимого значения, заданного установкой вибратора 17. Если на 5-вход триггера 18 импульс с выхода формирователя 15 поступит после исчезновения импульса с одновибратора 17 на R-входе триггера 18, то на выходе триггера 18 появится сигнал с уровнем логической единицы, поступающий на регистрирующую аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что время Ц срабатывания тормозного привода Колеса 7 больше допустимого.

Наряду с этим на выходе формирователя 16 появится единичный импульс, совпадающий по времени с моментом начала торможения колеса 8, т.е. с моментом появления сигнала на выходе датчика 6 угловых ускорений, характеризующим момент начала действия тормозного механизма колеса 8. Импульс с выхода формирователя 16 поступает наS-вход триггера 19, на R-вход которого с момента начала движения тормозной педали 3 поступает сигнал с одновибратора 17. Если на 5-вход установки единиц триггера 19 мпульс с выхода формирователя 16, характеризующий момент начала торможения, поступит до исчезновения на R-входе триггера 19 импульса с одновибратора 17, то на выходе триггера 19 останется сигнал с уровнями логического нуля, поступающий на регистирующую аппаратуру 12 (вольтметр ли индикаторную лампу, не показаны). Это свидетельствует о том, что время t срабатывания тормозного привода колеса 8 не превышает допустимого значения, заданного установкой одновибратора 17. Если на З-вход триггера 19 импульс с выхода формирователя 16 поступит после исчезновения импульса с одновибратора 17 на R-входе триггера 19, то на выходе триггера 19 появится сигнал с уровнем логической единиц, поступающий на регистрирующую аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что время Ц срабатывания тормозного привода колеса 8 больше допустимого.

2. Время tj торможения каждого колеса, определяемое с момента начаа снижения угловой скорости вращения олеса до его остановки.

При 41ажатии на тормозную педаль 3 в момент начала снижения угловой скорости вращения колес сигнала на выходе датчиков 5 и 6 угловых ускореНИИ отличны от нуля. Эти сигналы с выходов датчиков 5 и 6 угловых ускорений поступают соответственно на входы триггеров 13 и 14 Шмитта, формируюпдах прямоугольные импульсы. Сигналы с выходов триггеров 13 и 14 Шмитта пйступают на входы формирователей 15 и 16 соответственно. Единичный импульс с выхода формирователя 15, совпадающий по времени с моментом начала торможения колеса 7, поступает на-вход одновибратора 20, запуская его. Единичный импульс с выхода формирователя 16, совпадающий по времени с моментом начала торможения колеса 8, поступает на вход од новибратора 21, запуская его. При этом на выходах одновибраторов 20 и 21 появятся сигналы, продолжительность которых предварительно устанав ливается равной допустимой длительности торможения . G выхода одновибратора 20 сигнал поступает на R-вход установки нуля триггера 22. На выходе триггера 22 устанавливается сигнал нулевого уровня. На 5-вход установки единицы триггера 22 поступает сигнал с выхода триггера 13 1)митта. Если сигнгш с выхода триггер 13Шмитта, .поступающий на 5-вход триггера 22, закончится раньше сигна ла с выхода одновибра тора 20, поступающего на R-вход триггера 22, то на выходе триггера 22 остается сигнал нулевого уровня, поступающий на регистрируюрдую аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что время торможения колеса 7 в пределах нормы. Есл же сигнал с выхода триггера 13 Шмит та, поступающий на 3-вход триггера 22, закончится позже сигнала с выход одновибратора 20, поступающего на R-вход триггера 22, момент око чания сигнала на R-входе на выходе триггера 22 появится сигнал уровня логической единицы, поступающий на регистрирующую аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что время то можения колеса 7 больше допустимого Наряду с этим с выхода одновибратора 21 сигнал поступает на R-вход установки нуля триггера 23. На выходе триггера 23 устанавливается сигнал нулевого уровня. На установки единиц триггера 23 постулает сигнал с выхода триггера 14 Шмитта. Если сигнал с выхода-триггер 14Шмитта, поступающий на 5-вход триггера 23, закончится раньше сигнала с выхода одновибратора 21, поступающего на R-вход триггера 23, то на выходе триггера 23 Останется сигнал нулевого уровня, поступающий на регистрирующую аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что время торможения колеса 8 в пределах нормы. Если же сигнал с выхода триггера 14 Шмитта, поступающий на S-вход триггера 23, закончится позже сигнала с выхода одновибратора 21, поступающего на R-вход триггера 23, то в момент окончания сигнала на R-входе на выходе триггера 23 появится сигнал уровня логической единицы, поступающий на регистрирующую аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что время торможения колеса 8 больше допустимого. 3. Неодновременность начала торможения колес, равная промежутку времени tj от момента начала торможения одного колеса до момента начала торможения другого колеса. При нажатии на тормозную педаль 3 в момент начала снижения угловой скорости вращения колес 7 и 8 на выходах датчиков 5 и 6 угловых ускорений появляются сигналы, поступающие на входы триггеров 13 и 14 Шмитта соответственно. С выходов триггеров 13 и 14 Шмитта сигналы поступают на входы формирователей 15 и 16 соответственно. Единичный импульс с выхода формирователя 15, совпадающий по времени с моментом начала торможения колеса 7, поступает на вход одновибратора 24, запуская его. При этом на выходе одновибратора 24 появится импульс, длительность которого предварительно устанавливается равной допустимому времени t,. „ задержки между началами торможения обоих колес 7 и 8. Этот импульс с выхода одновибратора 24 поступает на R-вход установки нуля триггера 27, устанавливая на его выходе сигнал уровня логического нуля. На S-вход триггера 27 поступает импульс с выхода формирователя 16. Если этот импульс с выхода формирователя 16 поступит на 5-вход триггера 27 до исчезновения на R-входе этого триггера 27 импульса с выхода одновибратора 24, то ,на выходе триггера 27 останется сигнал нулевого уровня, поступающий на регистрирующую аппаратуру 12. Это 9 , свидетельствует о том, что неодновре менность начала торможения обоих колес 7 и 8 в пределах нормы Сне превы шает допустимой величину ) . Если импульс с выхода формироватё ля 16 поступит, на вход трттггера 27 после исчезновения на его входе R сигнала с выхода одновибратора 24, т на выходе триггера 27 появится сигна с уровнем логической единицы, поступающий на регистрирующу о аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что задержка начала торможения колеса.8 относительно начала торможения колес 7 выходит запределы нормы. Одновременно единичный импульс с формирователя 16, совпадающий по вре мени с моментом начала торможения колеса 8, поступает на вход одиовибратора 25, запуская его. При этом на выходе одновибратора 25 появится импульс, длительность которого предварительно устанавливается равной допустимому времени t задержки между началами торможения обоих колес 7 и 8. Этот импульсе выхода одновибратора 25 поступает наК-вход установки нуля триггера 26, устанавливая на его выходе сигнал уровня логического нуля. На S-вход триггера 26 поступает импульс с выхода формирователя 15. Если этот импульс с выхода форми рователя 15 поступит на 5-вход триггера 26 до исчезновения на R-входе этого триггера 26 с выхода одновибратора 25, то на выходе триггера 26 останется сигнал нулевого, уровня, поступающий на регистрирзпощу аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что неодновременность начала торможения обоих.колес 7 и 8 в пределах нормы (не превьшает допустимой величины tj ). Если импульс с выхо да формирователя 15 поступит на 5вход триггера 26 после исчезновения на его R-входе импульса с выхода одновибратора 25, то на их выходе триг гера 26 появится сигнал с уровнем логической единиць поступающий на регистрирующую аппаратуру 12. Это свидетельствует о том, что задерлска 21 начала торможения колеса 7 относительно начала торможения колеса 8 выходит за пределы нормы. 4. Путь торможения, оцениваемый по числу п оборотов колес от начала движения тормозной педали до остановки колес, характеризующий техническое состояние тормозной системы в целом. В исходном состоянии седьмой 28 RS-триггер и счетчики 31 и 32 импульсов находятся в состоянии логического нуля, при котором на . инверсном выходе седьмого 28 RS триггера умеетс.я уровень логической , запрещающей прохождение импульсов с импульсных датчиков 9 и 10 числа оборотов колес через элементы 29 и 30 ЗАПРЕТ на соответствующие счетчики 31 и 32 импульсов. При нажатии на тормозную педаль 3 в момент начала движения тормозной педали 3 сигнал с выхода импульсного датчика 2 поступает на S-вход седьмого 28 RS-триггера, при этом на инверсном выходе триггера 28 появится сигнал нулевого уровня. Этим сигналом элементы 29 и 30 ЗАПРЕТ устанавливаются в состояние, при котором импульсы с импульсных датчиков 9 и 10, кинематически связанных с колесами 7 и 8, поступают на счетчики 31 и 32 Импульсов, регистрируя число оборотов 7 и 8 с момента воздействия на тормозную педаль 3, В момент остановки колес 7 и 8 поступление импульсов с датчиков 9 и 10 на Счетчики 31 и 32 прекращается. При этом на счетчиках 31 и 32 регистрируются числа оборотов колес / и 8 Соответственно .от момента воздействия на тормозную педаль 3 до остановки колес 7, 8. В устройстве за один цикл диагностирования обеспечивается получение информации, характеризующей техническое состояние тормознрго привода, тормозных механизмов и тормозной системы S целом, что повышает качество диагностирования технического состояния тормозной системы транспортного средства.

fpue.f

33

Фиг.З

9 40

3

Похожие патенты SU1161421A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения временных параметров тормозов колес автомобиля 1984
  • Отставнов Алексей Андреевич
  • Бойко Анатолий Алексеевич
SU1158419A2
Устройство для измерения временных параметров тормозов колес автомобиля 1972
  • Тюленина Вера Михайловна
SU462752A1
Стенд для испытания тормозов транспортных средств 1987
  • Каган Иосиф Ефимович
  • Першин Анатолий Андреевич
  • Саввин Виктор Иванович
  • Сумароков Юрий Петрович
  • Яновский Владимир Лазаревич
SU1474506A1
Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства 1984
  • Отставнов Алексей Андреевич
  • Бойко Анатолий Алексеевич
SU1210085A1
Устройство для контроля максимальных нагрузок 1980
  • Вильперт Константин Иванович
  • Соколов Олег Владимирович
SU907449A1
Устройство для диагностирования зубчатых передач 1983
  • Каган Иосиф Ефимович
  • Першин Анатолий Андреевич
  • Побережный Григорий Васильевич
  • Саввин Виктор Иванович
  • Сумароков Юрий Петрович
SU1232887A1
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля 1984
  • Габитов Надим Шамилович
  • Фомин Владимир Васильевич
  • Сиятов Валерий Яковлевич
  • Габитов Джедат Шамилович
  • Быков Александр Николаевич
SU1168454A1
Устройство для контроля однопроводной цепи управления электропневматическим тормозом поезда 1983
  • Кузьмина Елена Ивановна
  • Кузьмин Юрий Иванович
  • Ясенцев Виктор Филиппович
SU1139658A1
Устройство для диагностирования тормозных приводов транспортных средств 1978
  • Воронов Евгений Петрович
  • Костенко Степан Иосифович
  • Арнаутов Виталий Григорьевич
  • Чернов Евгений Иванович
SU954285A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1272413A2

Иллюстрации к изобретению SU 1 161 421 A1

Реферат патента 1985 года Устройство для диагностирования технического состояния тормозной системы транспортного средства

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗ,НОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее измерительную систему, включающую импульсный датчик начала движения тормозной педали, логический блок, подключенный к выходам измерительной системы, и регистрирующую аппаратуру, подключенную к выходам логического блока, о т ли ч а ющ е е с я тем, что, с целью повьшения качества диагностирования тормозной системы, измерительная система снабжена двумя датчиками угловых ускорений, установленными на колесах транспортного средства, а логический блок включает в себя два триггера иЬчитта, подключенные к выходам дат- чиков угловых ускорений, два формирователя импульсов по переднему фронту, подключенные к выходам триггеров иЫитта, первый одновибратор, вход которого соединен с выходом импульсного датчика начала.движения тормозной педали, первый и второй Я5-триггеры, R-входы которых соединены с выходом первого одновибратора, з-входы - с выходами соответственно первого и второго формирователей импульсов по переднему фронту, а выходы,- с регистрирующей аппаратурой, второй и третий одновибраторы, входы которых соединены с выходами соответственно первого и второго формирователей импульсов по переднему фронйу, третий и четвертый R5-триггеры, R-входы которых соединены с выходами (Л соответственно второго и третьего одновибраторов, 5-входы - с выходами соответственно первого и второго триггеров Шмитта, а выходы - с регистрирующей аппаратурой, четвертый и пятый одновибраторы, входы которых соединены с выходами соответственно первого и втооого формирователей HI о: пульсов по переднему фронту, пятый и шестой К5-триггеры, R-входы которых 4 ю соединены с выходами соответственно пятого и четвертого одновибраторов, 5-входы - с выходами соответственно первого и второго формирователей импульсов по переднему фронту, а выходы - с регистрирующей аппаратурой.

Формула изобретения SU 1 161 421 A1

35

41

37

-

Г--38

36

фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1161421A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
КЛОЗЕТНЫЙ БАК 1926
  • Ригамонти Э.И.
SU4998A1
Руководство по -эксплуатации
Ужгород, 1979, с
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1

SU 1 161 421 A1

Авторы

Каган Иосиф Ефимович

Першин Анатолий Андреевич

Саввин Виктор Иванович

Сумароков Юрий Петрович

Яновский Владимир Лазаревич

Даты

1985-06-15Публикация

1984-02-08Подача