Изобретение относится к самолетостроению, а именно к устройствам для соединения деталей летательных аппаратов, в частности к заклепкам, состоящим из нескольких частей. Основное назначение заклепки - соединение конструкций из композиционных или других материалов, имеющих низкую прочность на смятие. Изобретение может быть использовано также в общем мащиностроении для соединения аналогичных деталей машин. Целью изобретения является повыщение коррозионной стойкости и снижение постановочных нагрузок. На фиг. 1 изображена заклепка для соединения листов до сборки заклепочного соединения, общий вид; на фиг. 2 - то же, после сборки заклепочного соединения; на фиг. 3 - вариант исполнения внутренней втулки с четырьмя прорезями; на фиг. 4 - вариант исполнения заклепки с потайной закладной головкой. Заклепка для соединения листов содержит стержень 1 с накатанной частью 2, закладной головкой 3 и технологическим хвостовиком 4, проходящий через отверстие в соединяемых листах 5, расположенную на стержне 1, внутреннюю втулку 6 с продольными прорезями 7 и фланцем 8 со стороны закладной головки 3, наружную втулку 9 с заходными фасками 10 и шайбу П. Внутренняя втулка 6 выполнена из нержавеющей стали в виде трубки, расположенной между стержнем 1 и листами 5 пакета. Фланец 8 выполняет роль шайбы для закладной головки 3. Постановка заклепки осуществляется следующим образом. В отверстие пакета соединяемых листов 5 вставляется внутренняя втулка 6 со стержнем 1 и на втулку 6 надевается шайба 11 и наружная втулка 9. Специальным постановочным инструментом 12 стержень 1 за технологический хвостовик 4 втягивается до упора в закладную головку 3, а наружная втулка 9 перемещается в противоположную сторону, обжимая внутреннюю втулку 6 на накатанной части 2 стержня 1. В конце обжатия внутренней втулки 6 кольцевой конический выступ 13 (или, отдельные точечные выступы) постановочного инструмента 12 деформирует металл торцовой части внутренней втулки 6 в зону фаски 10 наружной втулки 9, обеспечивая стопорение последней. Постановка заканчивается обрывом технологического хвостовика 4 и отводом постановочного инструмента 12. Благодаря выполнению внутренней втулки, охватывающей стержень,непосредственный контакт между пакетом из композиционного материала и стержнем отсутствует, благодаря чему последний можно изготавливать из конструкционной стали, алюминиевого сплава и других материалов, удовлетворяющих по прочностным и температурнь1м требованиям, но не обеспечивающих коррозионную стойкость при контакте с КОМПОЗИЦИОННЫМ- материалом. Фланец внутренней втулки служит щайбой для закладной головки стержня и позволяет обеспечить требуемые напряжения сжатия на поверхности соединяемых листов. Благодаря выполнению нескольких продольных прорезей нагрузки обжатия внутренней втулки на накатанной части стержня резко снижаются, что в свою очередь снижает и нагрузки постановки заклепки, определяемые диаметром обрывной шейки технологического хвостовика. Осевая нагрузка на наружную втулку задается такой, чтобы напряжения сжатия листов из композиционных материалов не превьшали допускаемых. При достижении этой нагрузки происходит отрыв технологического хвостовика. Если наружная втулка выполняется из материала, который корродирует при контакте с композиционным материалом, то под нее подкладывается шайба из нержавеющей стали, если материал наружной втулки не корродирует - то шайбы не требуется.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Соединение деталей | 1982 |
|
SU1049693A1 |
Заклепочное соединение | 1982 |
|
SU1097837A1 |
ЗАКЛЕПКА ДЛЯ ОДНОСТОРОННЕЙ КЛЕПКИ | 1994 |
|
RU2134364C1 |
ЗАКЛЕПКА | 1989 |
|
RU2054584C1 |
Заклепка для соединения листов | 1977 |
|
SU632838A1 |
ЗАКЛЕПОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1992 |
|
RU2047795C1 |
Заклепка для односторонней клепки | 1991 |
|
SU1760195A1 |
Заклепка | 1988 |
|
SU1516637A1 |
Заклепка | 1987 |
|
SU1490328A1 |
Устройство для соединения листов | 1981 |
|
SU1040239A1 |
ЗАКЛЕПКА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ, преимущественно из композиционных материалов, содержащая установленный в отверстиях соединяемых листов стержень с закладной головкой на одном конце и накаткой на другом конце и две концентричные обжимные наружную и разрезную внутреннюю втулки, отличающаяся тем, что, с целью повышения коррозионной стойкости и снижения постановочных нагрузок, внутренняя втулка выполнена из нержавеющей стали с фланцем, размещенным под закладной головкой стержня, и по крайней мере с двумя продольными прорезями в зоне накатки стержня. I (Л 05 СО О О f2 1C
Фиг. 2
/1-Д
W
Фиг.5
ФигЛ
Волновая насосная установка | 1981 |
|
SU969945A2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Приспособление к комнатным печам для постепенного сгорания топлива | 1925 |
|
SU1963A1 |
Соединение деталей | 1982 |
|
SU1049693A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-06-23—Публикация
1983-12-08—Подача