Способ оценки технического состояния подшипников Советский патент 1985 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение SU1163181A1

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимуш,ественно использовано для оценки технического состояния подшипников.

Целью изобретения является повышение точности оценки технического состояния подшипников путем введения дополнительных колебаний подшипника вокруг оси врашения.

Цель достигается тем, что при повторном измерении момента сопротивления враш,ению создают осевые резонансные крутильные колебания торсиона и по результатам двух измерений оценивают техническое состояние подшипников.

На фиг. 1 представлена функциональная схема для реализации способа; на фиг. 2 - амплитудно-частотный спектр переменной составляюшей момента сопротивления врашению; на фиг. 3 - профилограммы 1 и 2 внутренних колец подшипников; на фиг. 4 - два положения движения шарика по неровной поверхности.

Функциональная схема содержит основание 1, торсионный упругий элемент 2, одним концом скрепленный с основанием 1, а также исследуемый подшипниковый узел, корпус 3 которого закреплен на втором конце упругого элемента 2.

Кроме того, функциональная схема содержит тензодатчик 4, закрепленный на торсионном элементе 2, вибратор 5 и датчик 6 крутильных колебаний торсионного элемента 2 и измерительный блок 7, подключенный к тензодатчику 4, а также вибратору 5 и датчику 6.

Способ реализируется следующим образом.

Цри вращении ротора подшипникового узла возникающий в подшипниках момент сопротивления вращению вызывает перемещение корпуса 3 подшипникового узла Это приводит к закручиванию торсионного чувствительного элемента 2, деформация которого вызывает деформацию тензодатчика 4. Снимаемый с тензодатчика 4 сигнал подается на измерительный блок 7, в котором по амплитуде воспринимаемого сигнала судят о величине момента сопротивления вращению. Если измерение постоянной составляющей этого момента не представляет никаких трудностей, то при измерении переменной составляющей возникают ощутимые погрешности. Переменный момент сопротивления вращению, кроме других факторов, в основном зависит от геометрии рабочих поверхностей подшипников, которые в общем случае представляют собой случайные величины. При перекатывании шариков по поверхностям колец в зависимости от вида и характера расположения микронеровностей шарики находятся в различных положениях, например, перед выступом или во впадине. В связи с этим реакция корпуса 3 в первом случае будет совпадать с направлением вращения ротора, а во втором - приблизительно с радиальным направлением, и величина момента сопротивления вращению изменится не на одинаковую величину. Однако воспринимаемые тензодатчиком 4 сигналы в обоих случаях могут оказаться одинаковых 5 величин, так как тензодатчик 4 реагирует не только на скручивание торсионного элемента 2, но и на изгиб. Это можно сказать и об осевом перемещении корпуса 3 подшипникового узла.

Для измерения реакции корпуса 3 подшипникового узла только по направлению вращения ротора возбуждают при помощи вибратора 5 и датчика 6 резонансные крутильные колебания торсионного элемента 2,

5 скрепленного с корпусом 3 подшипникового узла. Резонансный режим крутильных колебаний осушествляется соединением датчика 6 и вибратора 5 положительной обратной связью через измерительный блок 7.

В связи с этим наружные кольца подшип0 НИКОВ получают угловую скорость (в один полупериод крутильных колебаний скорости внутренних и наружных колец подшипников суммируются, в другой - вычитаются). Частота крутильных колебаний подбирается в несколько раз (например, 5) выше частоты вращения ротора.

Из-за увеличения скорости перекатывания трущихся поверхностей амплитуды составляющих в спектре переменного момента сопротивления вращению от сил, действующих по направлению вращения ротора, повыщаются больше, чем амплитуды составляющих от сил, действующих в других направлениях.

Сравнивая спектры колебаний момента двух измерений в обычном режиме и в режиме крутильных колебаний торсионного элемента 2, определяют составляющие, характерные переменному моменту сопротивления вращения ротора исследуемого подшипникового узла как по направлению вращения ротора, так и по противоположному направлению.

Похожие патенты SU1163181A1

название год авторы номер документа
Способ оценки качества подшипников 1985
  • Воболис Ионас Пранович
  • Рагульскис Казимерас Миколо
  • Скобелева Анна Валентиновна
SU1275252A1
Способ контроля качества подшипниковых узлов 1985
  • Воболис Ионас Пранович
  • Рагульскис Казимерас Миколо
  • Скобелева Анна Валентиновна
SU1323894A1
Способ контроля качества сборки подшипниковых узлов 1986
  • Воболис Ионас Пранович
  • Рагульскис Казимерас Миколо
SU1388739A1
Устройство для диагностики приборов 1981
  • Бансевичюс Рамутис Юозо
  • Воболис Ионас Пранович
  • Рагульскис Казимерас Миколо
  • Рощин Юрий Борисович
  • Славин Виктор Самойлович
SU1065713A1
Способ контроля параметров газодинамических подшипниковых узлов 1986
  • Воболис Ионас Пранович
  • Рагульскис Казимерас Миколо
SU1361464A1
Способ измерения жесткости подшипникового узла 1984
  • Воболис Ионас Пранович
  • Рагульскис Казимерас Миколо
SU1157384A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВРАЩАЮЩИЕСЯ ВАЛЫ В ПОДШИПНИКАХ 1991
  • Ставнистый Валентин Федорович
RU2019802C1
Подшипниковый узел 1985
  • Терещенко Анатолий Васильевич
  • Данильченко Александр Иванович
  • Акифьев Владимир Иванович
SU1326802A1
УПРУГАЯ ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА 2012
  • Насибуллин Рустем Анасович
RU2508482C1
ДАТЧИК-ИЗМЕРИТЕЛЬ МАЛЫХ КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ 1999
  • Фридман Б.П.
  • Жернаков В.С.
  • Фридман О.Б.
RU2162217C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 163 181 A1

Реферат патента 1985 года Способ оценки технического состояния подшипников

СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ, включающий измерение момента сопротивления вращению подщипника по углу закручивания торсиона и оценку по измеренному моменту технического состояния подщипников, отличающийся тегл, что, с целью повышения точности оценки технического состояния подшипников путем введения дополнительных колебаний подшипника вокруг оси вращения, при повторном измерении момента сопротивления вращению создают осевые резонансные крутлльиые колебания торсиона и по результатам двух измерений оценивают техническое состояние подшипников. (Л с: со 00 / Фиг.1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1163181A1

Устройство для измерения момента трения в подшипниках 1973
  • Леонов Георгий Николаевич
  • Тишковский Александр Самойлович
  • Шкульков Петр Васильевич
  • Сидоров Николай Борисович
SU495576A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 163 181 A1

Авторы

Воболис Ионас Пранович

Вальтас Юлюс Станиславович

Рагульскис Казимерас Миколо

Даты

1985-06-23Публикация

1984-02-10Подача