Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для выгрузки транспортных судов.
Цель изобретения - повышение надежности и безопасности процесса выгрузки.
На фнг.. 1 схематично изображено устройство для выгрузки транспортных судов, первый вариант, общий вид; на фиг. 2 - то же, второй вариант.
Устрйство по первому варианту содержит зону выгрузки на припай 1 береговой зоны 2, у которой находится дрейфующий лед (льдины) 3, имеет кромку 4 припая, от которой образуют с помощью ледокола основной канал 5, а на его окончании образуют «карманы 6 для временной стоянки транспортных судов 7 под разгрузкой. От этих «карманов отходят транспортные магистрали 8 на береговую зону 2, где грузы складируют.
В припае 1 перед указанными «карманами образуют дополнительные каналы 9 и направляют их под осторым углом к основному каналу 5. Угол выбирают в пределах 35-50°, преимущественно равным 45°, при котором их направление совпадает с направлением главных касательных напряжений в припае, вызываемых воздействием векторов напряжений от метеоусловий.
Для защиты «карманов 6 и магистрали 8 по линии между окончаниями дополнительных каналов 9 образуют утолщения ледяного покрова 10, например в виде тросов, которые создают искусственное, например, за счет сверления ледяного покрова в этом месте и подачи воды на поверхность припая для намораживания на нем дополнииельной толщины покрова, которую выбирают в 1,3-1,7 раза превосходящей в сумме с основным покровом припая покров припая 1.
Такая технология образования защиты зоны выгрузки судов 7 позволяет создать линии снятия напряжений в зоне выгрузки на припай: одну - по линии А-Б-В-Г, другую - по линии Д-Е-Ж-3.
Длину участка L от зоны выгрузки до соединения дополнительных каналов с основным, в точках Б и Е, выбирают превышающей или равной длине дополнительного канала L для предупреждения распространения возмо Кной трещины от каналов 9 по припаю к «карманам и транспортным магистралям 8 зоны выгрузки судов. При этом длину LZ по нормали между окончанием канала 9, точкой D, и окончание «кармана 6 выбирают из условия удаления распространения возможной трещины от точки D по нормали к берегу на расстоянии от зоны выгрузки, что приводит к повышению надежности защиты зоны выгрузки и безопасности этой выгрузки.
Кроме того, безопасность выгрузки также гарантируется наличием искусственно образованных тросов 10, которые способствуют распространению трещины от точек А и Д вдоль линии тросов и еще более удаляют возможные трещины от точек А и Д в стороны от зоны выгрузки транспортных судов 7.
При наличии протяженной полосы, от берега в море, припая и значительной длине основного канала 5 возможно образование еще дополнительных каналов 11 перед каналами 9 для разгрузки основного канала
0 от напряжений и снятия местных напряжений в припае, возникающих за счет векторов напряжений, основные направления которых показаны на фиг. 1.
Указанные длины L, Lt La строго связаны по величине между собой и являются величинами взаимозависимыми, так, точки Б и Е выбирают на канале 5 на расстоянии 1/2-1/3 длины основного канала 5, начиная от устья «карманов 6 (от точки их расхождения). При этом длину дополнительного канала 9 выбирают равной или превышающей на 1/3-1/2 длину участка основного канала от точек Б и Е до устья «карманов.
При необходимости образования еще одних дополнительных каналов 11 их длину
5 выбирают превышающей длину дополнительного канала 9 на 1/3-1/2 длины этого канала для исключения распространения возможной трещины от окончания этого канала в точку Д.
Длину захода линий тросов за пределы точек А и Д дополнительных каналов выбирают из условия отвода в стороны возможных трещин от этих точек каналов в стороны, и выбирают в пределах 1/2 длины соответственно каналов 9 или 11.
Устройство по второму варианту содержит в припайном льду 1 у береговой полосы 2, перед которым находятся дрейфующие льдины 3 в морской воде, проложенный начиная от кромки 4 припая 1 канал 5, устье которого закругляют для улучшения
0 входа в него судов. На окончании канала 5 имеются вырезы б, в которые вводят суда 7 под разгрузку.
От вырезов проложена магистраль 8 для транспорта, причем оси каналов и ма, гистрали прокладывают по нормали к береговой, линии 2 для сокращения пути транспортировки и для снятия некоторых нагрузок с канала 5, вызываемых нормальными напряжениями на кромку 4 припая. Для повышения безопасности процесса
0 выгрузки судов 7 и транспортирования грузов по магистрали 8 в припае 1 по обе стороны от магистрали 8 прорези канавки 12 под углом / 15-20° к линии магистрали 8, а длину каждой канавки 12 выбирают таким образом, чтобы при расположении
5 в шахматном порядке (как показано на фиг. 2) концы их перекрывали одна другую на 5-10 м, что обеспечивает передачу напряжения от одной канавки к другой.
На концах каждой канавки выполняют полыньи 13, предназначенные для снятия концевых напряжений на торцах каждой канавки и предохранения магистрали 8 от случайных или закономерных трещин 14, возникающих в ледяном покрове от действия ветровых и волновых нагрузок с моря, что позволяет направить дальнейщее развитие трещины по линии вдоль канавок 12. Для снятия местных напряжений на этих трещинах выполняют также полыньи 15,
позволяющие перераспределять усилия вокруг каждой полыньи и направить развитие трещины по линии 16 вдоль канавок 12
Ширину канавок 12 выбирают из условия ее «живучести в сложных полярных ледовых условиях, т. е. рассчитанных на несколько циклов их сжатия и на образование амортизирующей прослойки при засыпке их снегом. Глубину канавок выбирают в пределах 1/5-1/3 толщины припая 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВРЕМЕННЫЙ ПРИЧАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ И ЗАМЕРЗАЮЩИХ МОРЕЙ | 1991 |
|
RU2038277C1 |
Универсальная модульно-блочная система мониторинга состояния ледяного покрова | 2018 |
|
RU2683806C1 |
Ледово-припайное гидротехническое сооружение | 1990 |
|
SU1752867A1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2203826C2 |
Способ мониторинга состояния дрейфующего ледяного поля или припая и прогноза его разлома при сжатии льдов и воздействии волн зыби | 2016 |
|
RU2621276C1 |
Способ разведки ледовой обстановки с использованием дистанционно управляемых беспилотных летательных аппаратов и устройство для его осуществления | 2021 |
|
RU2778158C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОГО СООРУЖЕНИЯ В МОРЕ | 1994 |
|
RU2083761C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2211169C2 |
Способ навигационного оборудования морского района | 2022 |
|
RU2789999C1 |
Способ разрушения ледяного покрова | 2021 |
|
RU2769019C1 |
1. Устройство для выгрузки транспортных судов, содержащее основной канал, прорезанный в припайном льду по нормали к берегу, и расположенные на его оконечности вырезы, сообщенные с этим каналом для стоянки в них судов в процессе их выгрузки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности процесса выгрузки, оно снабжено прорезанными в припайном льду под острым углом к основному каналу с каждой его стороны дополнительными каналами, которые выполнены у своих тупиковых оконечностей с утолщениями припайного льда. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, iTo каждое утолщение выполнено в виде ледового тороса. 3.Устройство для выгрузки транспортных судов, содержащее основной канал, прорезанный в припайном льду по нормали к берегу, и расположенные на его оконечности вырезы, сообщенные с этим каналом для стоянки в них судов в процессе их выгрузки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности процесса выгрузки, оно выполнено с параллельными одна другой канавками, (Л прорубленными в припайном льду на всю его толщину, по обе стороны от основного канала с наклоном к нему под углом 15-20° и имеющими полынью на каждом из их концов, причем канавки расположены в шахматном порядке с перекрытием друг друга по длине. О) со со
xf
л
Фиг. 2
Бабич Н | |||
Г., Бацких Ю | |||
М., «Выгрузка грузов в районах Крайнего Севера через припай | |||
Экспресс - информация, сер | |||
«Мор ские порты, вып | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1985-07-15—Публикация
1984-02-20—Подача