Устройство для защиты электропривода постоянного тока от изменения заданной скорости вращения Советский патент 1985 года по МПК H02H7/93 H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU1179474A1

11 Изобретение относится к электрозащиты электроприводов постоянного тока. Целью изобретения является повыгаение надежности защиты путем резервирования и индикации неисправностей На чертеже показана блочная схема устройства для защиты электропривода постоянного Тока от изменения заданной скорости вращенгю. Устройство содержит входной сумматор 1, блок регулирования скорости вращения 2, тахометрический мост в виде датчика напряжения и датчика тока, образованный резисторами 3 и 4 двигатель постоянного тока 5 и соеди ненный с ним тахогенератор 6. Функциональный преобразователь 7 представляет собой выполненную на операционных усилителях упрощенную аналоговую модель электропривода с элементами обратных связей. Эта модель работает в натуральном масштабе времени и связывает задающее напряжение с напряжением тахогенератора или датчика напряжения. К выходу функционального преобразователя 7 подключены два блока 8 и 9, каждый из которых содержит изме рительные сумматоры 10, блок вьщеления модуля сигнала 11, компаратор 12 элемент ЗАПРЕТ 13 и ключевой элемент 14. Вторые входы компараторов 12 соединены с блоком опорных напряжений Зацрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 13 блока 8 через ключ выбора режима работы 16 соединен с выходом компаратора 12 блока 9, а запрещающий вхо элемента ЗАПРЕТ 13 блока 9 соединен с выходом компаратора 12 блока 8 непос редственно . Тахогенератор 6 соединен одновременно с инверсным входом сумматора 1 блока 8 и сигнальным входом ключево го элемента 14 того же блока. Тахометрический мост в виде датчи ка тока и датчика напряжения, образо ванный резисторами 3 и 4 и внутренним сопротивлением двигателя 5, соединен одновременно с инверсным входом сумматора 10 блока 9 и сигнальным входом ключевого элемента 14 этого же канала. Сигналыше выходы обоих элементов 14 соединены с инверсным входом сумматора 1. 4 Блок защиты и сигнализации 17 содержит элемент И 18. элемент ЗАПРЕТ 19 и 20,. элемент И-НЕ 21, при этом сигнальный вход элемента ЗАПРЕТ 19 подключен к выходу компаратора 12 блока 8, а запрещающий вход к выходу компаратора 12 блока 9. Элемент ЗАПРЕТ 20 включен наоборот, что обеспечивает ему инверсньш логический выход по отношению к элементу 19. Сигнал на выходе элемента 18 свидетельствует о полной исправности системы управления электропривода, сигнал на выходе элемента 19 свидетельствует о выходе из строя канала обратной связи по скорости; сигнал на выходе элемента 20 свидетельствует о выходе из строя канала обратной связи по ЭДС, сигнал на выходе элемента 21 свидетельствует о выходе из строя обоих каналов обратной связи и действует на отключе- . ние блока 2, (выходы элементов 18-21 на схеме не показаны). Устройство работает следующим образом. Если все элементы электропривода исправны, двигатель работает по заданной скорости. При этом на вход преобразователя 7 поступает сигнал задания скорости Uj, а выходное напряжение с преобразователя 7 - U- поступает на первые входы сумматора 10 обоих блоков 8 и 9. На инверсные входы этих сумматоров поступают напряжение U(j с тахогенератора 6 (в блок 8) и Uj с тахометрического моста 3 и 4 (в блок 9). В блоке В на вход блока выделения модуля 11 подается разность напряжения Uj- - Uco, а с выхода блока 11 получаем Щ /UY - . Модуль разности напряжений на компараторе 12 сравнивается с напряжением Uj, получаемым с блока опорных напряжений 15. Это напряжение выбирают равным допустимой ошибке рассогласования в системе (допустимому отклонению скорости от заданной нормы в установившихся и переходных режимах). Если выполняется условие ц f. Uj , то на выходе компаратора имеется сигнал, равный логической единице, который поступает на сигнальный вход элемента ЗАПРЕТ 13. Так как ключ 16 разомкнут, то на выходе элемента 13 единичный сигнал, 3 который поступает на управляющий вх ключевого элемента 1А блока 8, Ключевой элемент обеспечивает прохождение сигнала от тахогенератора к инверсному входу входного сумматора 1, т.е. обеспечивается управле ние двигателем с обратной связью по скорости. В это же время напряжение U подается на суммирующий усилитель 10 блока 9, на второй инверсный вход которого подается напряжение Uj. с тахометрического моста. На вход бло вьщеления модуля 11 блока 9, таким образом, подается разность напряжеНИИ и - Uj, ас выхода блока 11 по чаем V-n /Vf - bf /, Модуль разност напряжений на компараторе 12 сравни вается с напряжением У , получаемы с блока опорных напряжений 15. Если выполняется условие Ц д, то на выходе компаратора формируется сигн равный логической единице, который поступает на cи нaльный вход элемен та ЗАПРЕТ 13. Но так как на запреща ющий вход этого элемента из блока 8 поступает единичный сигнал, то на вькоде элемента 13 блока 9 сигнала нет, ключевой элемент 14 этого блока запрет и сигнал обратной связи по ЭДС двигателя в систему управления не подается. Единичные уровни сигнала с компа раторов 12 блоков 8 и 9 подаются на оба входа элемента И 18 и на его вы ходе имеется единичный сигнал, свидетельствующий о полной исправности системы управления электроприводом. На выходах элементов 19, 20 и 21 сигналов нет. В случае отказа в цепи обратной связи по скорости двигателя, на вхо сумматора 10 блока 8 подается тольк напряжение U , а Ujx) отсутствует; следовательно, так как с выхода 11 /J то условие получим и /Uy с и не выполняется и на выходе элемента 12 сигнала не будет. Не будет его и на выходе элемента 13, Следовательно, ключевой элемент 14 блока 8 будет закрыт, но, так как исчезнет единичный сигнал на запрещающем входе элемента 13 блока 9, т на выходе его появится сигнал, кото рый откроет ключевой элемент 14 бло- 55

ка 9 и на инверсный вход сумматора 1 и блока управления приводом будет подано напряжение обратной связи

гими устройствами защиты).

К.юч 16 выбора режима работы позволяет блокировать (в замкнутом co-i 74 по ЭДС двигателя U , т.е. .KI управления перейдет в режим обратной связью тто ЭДС. При этом единичный уровень сигнала с компаратора 12 блока 9 сохраняется, а исчезает на выходе компаратора 12 блока 8, но так как элемент 19 ЗАПРЕТ включен запрещающим входом на выходе компаратора 12 блока 8, а сигнальн1 1м входом на выход компаратора 12 блока 9, то в этом случае на выходе элемента 19 появится -сигнал, свидетельствующий о выходе из строя канала обратной связи по скорости и переходе системы на работу с обратной связью по ЭДС. На вььчодах элементов 18, 20 и 21 сигналов нет. В случае отказа в цепи обратной связи по ЭДС канал обратной связи по скорости сохраняется, ключевой элемент 14 блока 8 открыт, а в блоке 9 не вьшолняется условие Пд на компараторе 12, и на выходе компаратора, отсутствует сигнал. Ключевой элемент 14 блока 9 закрыт. Так как элемент 20 ЗАПРЕТ включен запрещающим входом на выходе компаратора 12 блока 9, а сигнальным входом на выход компаратора 12 блока 8, то в этом случае на выходе элемент 20 ЗЛЕРЕТ появится сигнал, свидетельствующий о выходе из строя канала обратной связи по ЭДС и отсутствии резерва. На выходах элементов 18, 20 и 21 сигналов нет. При отказе в цепях обратных связей по скорости по ЭДС отсутствуют сигналы Ucj и U на инверсных входах сумматоров 10 блоков 8 и 9 на компараторах этих каналов соответственно не выполняются условия Ц, Ул . Кл,очевые элементы 14 обоих блоков закрыты. При этом исчезновение единичных сигналов с выходов обоих компараторов 12 блоков 8 и 9 приводит к появлению выходного сигнала у элемента 21, свидетельствукш;его о том, что оба канала обратной связи неисправны и одновременно следует отключение блока регулирования скорости 2 электропривода (неисправность других элементов системы управления электроприводом выявляется и блокируется друстоянии) ключевые элементы 14 блоков 8 и 9. В этом случае система управления электроприводом будет разомкнута и этот режим-может использоваться как наладочный. В режиме нормального функционирования системы управления ключ 16 разомкнут.

При отказе тахогенератора переход к использованию обратной связи по ЭДС двигателя выполняется с сохранением статических характеристик сих:темы, связывающих угловые скорости fi напряжение задания.

Для этого необходимо установить коэффициент передачи тахометрического моста от ЭДС двигателя к напряжению обратной связи равным коэффициенту передачи от ЭДС двигателя к напряжению тахогенератора в системе с тахогенератором.

При этом быстродействие и статическая точность регулирования системы с обратной связью по ЭДС несколько меньше, чем у системы с обратной связью по скорости, что можно допус-, тить на время резервирования.

Похожие патенты SU1179474A1

название год авторы номер документа
Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока 1985
  • Бурок Валерий Станиславович
SU1377957A1
Электропривод постоянного тока с блоком защиты от изменения выше заданной частоты вращения 1987
  • Бурок Валерий Станиславович
  • Касаркин Сергей Евгеньевич
SU1575261A1
Регулируемый электропривод переменного тока 1987
  • Семченко Алексей Андреевич
  • Улащик Николай Михайлович
  • Фираго Бронислав Иосифович
SU1494193A1
Асинхронный электропривод 1989
  • Семченко Алексей Андреевич
  • Улащик Николай Михайлович
  • Должников Сергей Юрьевич
  • Фираго Бронислав Иосифович
SU1617611A1
Бесконтактный привод постоянного тока 1975
  • Берзин Борис Петрович
  • Зубов Михаил Антонович
  • Суляев Александр Сергеевич
SU655037A1
Реверсивный вентильный электродвигатель 1977
  • Шепелин Виталий Федорович
SU744861A1
Электропривод постоянного тока 1986
  • Донской Николай Васильевич
  • Бахарев Павел Юрьевич
  • Гольц Марк Ефимович
  • Литвин Николай Сергеевич
  • Прокопенко Александр Адольфович
SU1317626A1
Противоюзная система железнодорожного вагона 1985
  • Росланас Владимир Станиславович
  • Рюхин Константин Николаевич
SU1306771A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Алимов Т.И.
  • Васильев В.С.
  • Степанов Р.В.
RU2037262C1
Электропривод постоянного тока 1986
  • Дрючин Виктор Гаврилович
  • Ошега Валерий Алексеевич
  • Песоцкий Владимир Семенович
  • Заведия Валерий Степанович
  • Щербак Виталий Владимирович
SU1390758A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 179 474 A1

Реферат патента 1985 года Устройство для защиты электропривода постоянного тока от изменения заданной скорости вращения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОЙ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ, содержащее входной сумма-Гор, тахогенератор и датчик напряжения, выходы которых связаны с компараторами, вторые входы которых подключены к блоку опорных напряжений, элемент И, о т- личающееся тем, что, с целью повышения надежности путем резервирования и индикации неисправности, дополнительно введены датчик тока, функциональный преобразователь в виде аналоговой модели электропривода, входной сумматор, два измерительных сумматора, два блока выделения модуля сигнала, два ключевых элемента, четыре элемента ЗАПРЕТ, элб:мент И-НЕ и ключ выбора режима работы, причем вход функционального преобразователя подключен параллельно прямому входу входного сумматора, выход которого предназначен для подключения к блоку рехулированкя . рости вращения электродвигателя, BUIход функционального преобразователя соединен с двумя параллельными цепочками, состоящими из последовательно соединенных измерительного сумматора, блока выделения модуля сигнала, компаратора, элемента ЗАПРЕТ и ключевого элемента, причем выход тахогенератора соединен с инверсным входом измерительного сумматора первой цепочки и через ключевой элемент первой цепочки - с инверсным входом входного сумматора, выходы датчика напряжения и датчика тока соединены с инi версным входом измерительного сумматора, второй цепочки и через ключе(Л вой элемент второй цепочки - с инверсным входом входного сумматора, при этом выход компаратора первой цепочки соединен также с запрещающим входом элемента ЗАПРЕТ второй цепочк-и, выход компаратора второй цепочки соединен через ключ выбора режима работы с запрещающим входом элемента ч ЗАПРЕТ первой цепочки, при этом вы ходы компараторов соединены также 4 с входами элементов И и И-НЕ, треть им и четвертым элементами ЗАПРЕТ, 1 причем сигнальный вход третьего и запрещающий вход четвертого элементов ЗАПРЕТ подключены к компаратору первой цепочки, а сигнальный вход четвертого и запрещающий вход треть- его элементов ЗАПРЕТ подключены к компаратору второй цепочки, причем выходы элементов И, И-НЕ, третьего ;И четвех того элементов ЗАПРЕТ подключены, к цепям сигнализации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1179474A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Чиликин М.Г., Сандлер А.С
Общий курс электропривода
М.::Энергоиздат, 1981, с
Двухколесный автомобиль для формовки кирпичей из разлитой по полю сушки торфяной массы 1923
  • Кирпичников В.Д.
  • Классон Р.Э.
SU478A1
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы 1923
  • Бердников М.И.
SU12A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США № 4275342, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 179 474 A1

Авторы

Шалыгин Игорь Владимирович

Бурок Валерий Станиславович

Даты

1985-09-15Публикация

1983-06-06Подача