Изобретение относится к строительству, и эксплуатации автомобильных дорог и может найти применение для определения прочности дорожных покрытий при динамическом нагружении, в частности при вибрационном нагружении.
Цель изобретения - повышение точности контроля.
На чертеже представлено устройство для оценки прочности дорожных одежд.
Устройство содержит инерционный вибратор 1, установленный на : спаренных колесах 2, измерительные датчики 3-5 относительных перемещений, якори 6 которых подвижно связаны с измерительными роликами 7, расположенными на одной линии с интервалом один относительно другого, и датчики 8 и 9 виброперемещений. Датчики размещены в зазоре между колесами 2 на траверсе 10, на концах которой установлены датчики 8 и 9. Датчик 11 скорости состоит из источника света и фотоприемника. Траверса 10 установлена на виброизолированной тележке (не показана), препятствующей передаче вредных колебаний при движении вибратора 1. На последнем установлен датчик 12 синхронизации. Кроме того, устройство содержит масщтабные усилители 13-21, корректоры 22 и 23, сумматор 24, вычитатель 25, умножитель 26, дифференциатор 27, схему 28 компенсации, интегратор 29, синхронный фильтр 30 и регистрирующий прибор 31.
Устройство работает следующим образом.
Инерционный вибратор 1, транспортируемый автомобилем-тягачом, создает динамическую нагрузку, которая передается на дорожную одежду через спаренные пневматические колеса 2. Движущиеся по поверхности дороги ролики 7, подвижно связанные посредством якорей с датчиками 3-5 относительных перемещений, воспринимают вертикальные перемещения как вследствие деформации дорожной одежд,ы от действия вибратора 1, так и вследствие копирования ими поверхности дороги. Измерение перемещений роликов 7 производится относительно базовой линии, задаваемой траверсой 10, абсолютные смещения которой измеряются с помощью датчиков 8 и 9 виброперемещений. Выходной сигнал каждого из датчиков 3-5 относительных перемещений представляет собой смесь сигналов прогиба дорожной одежды и микропрофиля поверхности,, причем составляющие суммарного сигнала непосредственно не различимы, поэтому устройство для выделения и измерения прогиба рещает задачу независимого измерения сигнала о микропрофиле и компенсации его в суммарном измерительном сигнале.
Сигналы с выходов датчиков 3-5 относительных перемещений поступают на входы масщтабных усилителей 13-17, предназначенных для установки коэффициентов пропорциональности между их выходными напряжениями и перемещениями якорей датчиков 3-5 относительных перемещений, причем сигнал с выхода датчика 3 относительных перемещений поступает на масштабные усилители 13и 14, а сигнал с выхода датчика 5 поступает на масщтабные усилители 15 и 17. Сигнал с выхода датчика 4 относительных перемещений поступает только на вход масщтабного усилителя 14. Сигналы с выходов датчиков 8 и 9 виброперемещений поступают на входы корректоров 22 и 23 соответственно, предназначенных для выравнивания частотной характеристики датчика виброперемещений в области низких частот и согласования частотных характеристик датчиков относительного и абсолютного перемещений. С выхода корректора 22 сигнал поступает на входы масщтабных усилителей 18 и 20, а с выхода корректора 23 - на входь масщтабных усилителей 19 и 21.
С выходов масщтабных усилителей 13, 14, 15, 18 и 19 сигналы поступают на сумматор 24, обеспечивающий суммирование входных сигналов, содержащих информацию как о прогибе, так и о микропрофиле дороги. Одновременно с выходов масштабных усилителей 16, 17, 20 и 21 сигналы поступают на входы вычитателя 25, в котором происходит компенсация сигналов, содержащих информацию о прогибе. Составляющие прогиба компенсируются при операции вычи-, танин, в виду того, что датчики 3 и 5 относительных перемещений воспринимает сигналы о прогибе одновременно, поэтому сигнал на выходе вычитателя содержит только составляющие микропрофиля, которые при вычитании не компенсируются, так как датчики 3 и 5 относительных перемещений пространственно разнесены.
Один из роликов 7 используется в качестве датчика 11 скорости импульсного типа, частота выходного сигнала которого связана с угловой скоростью его вращения. С выхода датчика 11 скорости сигнал поступает на один из входов умножителя 26, на другой вход которого приходит сигнал с выхода вычитателя 25. Сигнал с выхода умножителя 26 поступает на один из входов схемы 28 компенсации, на другой вход которого поступает сигнал с выхода дифференциатора 27. Последний преобразует суммарный сигнал с выхода сумматора к виду, пригодному для вычитания в схеме 28 компенсации, где из суммарного сигнала вычитается компенсирующий сигнал, который образуется произведением разности перемещений на скорость. Сигнал с выхода схемы 28 компенсации, пропорциональный производной прогиба, поступает на вход интегратора 29, с выхода которого сигнал, пропорциональный величине прогиба, подается на синхронный фильтр 30, на второй вход которого приходит сигнал с выхода датчика 12 синхронизации. В синхронном фильтре 30

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Устройство для оценки прочности дорожных одежд | 1983 | 
 | SU1101490A1 | 
| Устройство для контроля прочности дорожных одежд | 1985 | 
 | SU1325121A1 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 1996 | 
 | RU2117722C1 | 
| ДАТЧИК РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ РЕЗКОПЕРЕМЕННОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ | 2012 | 
 | RU2488204C1 | 
| Устройство индикации наличия металла в валках прокатного стана | 1978 | 
 | SU725734A1 | 
| Устройство для взвешивания транспортных средств во время движения | 1980 | 
 | SU870962A1 | 
| Устройство отклонения световогопучКА | 1979 | 
 | SU845135A1 | 
| Спектральный анализатор случайных сигналов | 1984 | 
 | SU1269048A1 | 
| Устройство для регулирования частоты колебаний платформы | 1978 | 
 | SU752254A1 | 
| Преобразователь параметров нерезонансных трехэлементных двухполюсников в напряжения | 1973 | 
 | SU493021A1 | 
 
		
         
         
            УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ  ПРОЧНОСТИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ,  включающее соединенную с базовой машиной тележку, имеющую источник динамического погружения на спаренные колеса в виде  вибратора, основной датчик виброперемещения, датчик скорости, установленный на  измерительном колесе, синхронный фильтр,  умножитель, схему компенсации и регистрирующий прибор, отличающееся тем, что,  с целью повыщения точности контроля, оно  снабжено тремя датчиками относительных  перемещений, датчиком синхронизации, девятью масштабными усилителями, двумя  корректорами, сумматором, дифференциатором, интегратором, вычитателем, дополнительным датчиком виброперемещения,  а тележка выполнена с траверсой, на которой  установлены датчики относительных перемещений и датчик виброперемещения, причем  основной датчик виброперемещения подключен к входу первого корректора, выход которого через первый масштабный усилитель соединен с первым входом сумматора,  второй  выход первого корректора через  второй масштабный усилитель подключен  к первому входу вычитателя, дополнительный  датчик виброперемещения подключен к входу  второго корректора, выход которого соединен  через третий масштабный усилитель с вторым входом сумматора, второй выход второго корректора соединен через четвертый  масштабный усилитель с вторым входом  вычитателя, первый датчик относительного  перемещения соединен с входами пятого  и шестого масштабных усилителей, выход  пятого масштабного усилителя подключен  к третьему входу вычитателя, выход шестого  масштабного усилителя соединен с третьим  9 входом сумматора, второй датчик относительного перемещения соединен через седьмой масштабный усилитель с четвертым  входом сумматора, третий датчик относительного перемещения соединен с входами  восьмого и девятого масштабных усилителей,  о выход восьмого масштабного усилителя  с подключен к четвертому входу вычнтателя,  выход девятого масщтабного усилителя соединен с пятым входом сумматора, выход  00 которого через дифференциатор подключен  со к первому входу схемы компенсации, второй  СП вход которой соединен с выходом умножителя, первый вход которого соединен с выхо;о дом вычитателя, а другой вход умножителя  4i соединен с датчиком скорости, выход схемы  компенсации через интегратор соединен с  первым входом синхронного фильтра, второй  вход которого соединен с датчиком синхронизации, а выход синхронного фильтра  подключен к регистрирующему прибору.
| Устройство для динамических испытаний дорожных одежд | 1978 | 
 | SU742520A1 | 
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| Устройство для оценки прочности дорожных одежд | 1983 | 
 | SU1101490A1 | 
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
Авторы
Даты
1985-10-07—Публикация
1984-01-05—Подача