Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании рулевых устройств всех типов судов. Цель изобретения - повышение эффективности управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения. На фиг. 1 схематично изображено рулевое устройство судна, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант рулевого устройства с дополнительным рулем, выполненным с опорой для гребного вала; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3. Рулевое устройство судна содержит основной руль 1, состоящий из пера 2, установленного на баллере 3 за гребным винтом 4, и дополнительный руль 5, перо 6 которого расположено между гребным винтом 4 и корпусом 7 судна и установлено на нем неподвижно в плоскости, параллельной гребному валу 8. На кромке пера 6 дополнительного руля 5 со стороны.корпуса 7 судна в опорах 9 установлен ротор 10 диаметром не более 0,15 диаметра гребного винта и на расстоянии не менее 1,5 диаметра ротора от корпуса 7 судна. На входе в корпус 7 оси И ротора 10 установлено уплотнение 12. В корпусе 8 судна установлен привод 13 ротора 10. Перо 6 дополнительного руля 5 может содержать опору 14 для гребного вала 8, т.е. перо 6 дополнительного руля 5 может служить в качестве кронштейна гребного вала 8 судна. Наличие кронштейна характерно для судов с длинной наружной частью гребного вала 8. Так, опора 14 гребного вала 8 закреплена на корпусе 7 двухвального судна при помощи кронштейна 15 и пера 6 дополнительного руля 5. Управляется судно на заднем ходу и в режиме экстренного торможения следующим образом. При движении судна задним ходом и в режиме экстренного торможения перо 2 основного руля 1 расположено параллельно 61 диаметральной плоскости судна, а ротор 10 пера 6 неподвижен, причем струя, отбрасываемая вращающимся на задний ход гребным винтом 4, обтекает перо 6 с ротором 10 и кормовую часть корпуса 7. Для управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения ротор 10 вращают в каком-либо направлении, например, как показано стрелкой 16 (фиг. 2). При вращении ротора 10 на его поверхности и поверхности пера 6 создается перепад давления и возникает боковая сила, под действием которой корма судна разворачивается в направлении этой силы. При этом, поскольку перо 2 основного руля 1 расположено параллельно потоку гребного винта 4, то поток не искривляется и на гребном винте 4 не возникает силы, направленной противоположно боковой силе. Кроме того, поскольку искривление потока при вращающемся роторе 10 незначительно, то и на корпусе 7 судна не возникает силы, противоположной боковой силе на пере 6, что обеспечивает относительно высокую эффективность управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения. Причем, если ротор имеет диаметр не более 0,15 диаметра гребного винта и удален на расстояние от корпуса судна не менее чем на 1,5 его диаметра, то поток, набегающий на кормовую часть корпуса 7 судна, имеет направление, параллельное оси гребного вала 8, что также способствует улучшению управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения. Дополнительный руль 5, перо 6 которого имеет опору 14 для крепления гребного вала 8, функционирует аналогич;1о описанному, за исключением того, что можно использовать как один, так и оба дополнительных руля 5 при управлении судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Винто-рулевой комплекс судна | 1978 |
|
SU1178653A1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 1989 |
|
RU2031056C1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2016 |
|
RU2629476C1 |
Способ безразборной диагностики изменений технического состояния судовых рулевых устройств в результате воздействия ледовых нагрузок и устройство для его реализации | 2017 |
|
RU2655611C2 |
ЧАСТИЧНО ПОГРУЖЕННЫЙ ДИСКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ В РУЛЕВОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ НАСАДКЕ | 2022 |
|
RU2777848C1 |
Перо руля судна | 1987 |
|
SU1493538A1 |
Одновинтовое судно | 1991 |
|
SU1789422A1 |
Устройство для демонтажа и монтажа гребного винта и пера руля | 1983 |
|
SU1131765A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1983 |
|
SU1111945A1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 2011 |
|
RU2489310C2 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА, содержащее основной руль, состоящий из пера, установленного на баллере за гребным винтом судна, и дополнительный руль. состоящий из пера, установленного между гребным винтом и корпусом судна, отличающееся тем, что, с целью повыщения. эффективности управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения, перо дополнительного руля установлено неподвижно по отношению к корпусу судна в плоскости, параллельной оси гребного вала, и снабжено ротором, установленным с возможностью реверсивного вращения и закрепленным на свободной кромке пера со стороны корпуса судна, причем диаметр ротора не более 0,15 диаметра гребного винта, а расстояние от ротора до корпуса судна не менее 1,5 его диаметра. (Л со 00 о О5
Патент США № 4307677, кл | |||
Способ получения борнеола из пихтового или т.п. масел | 1921 |
|
SU114A1 |
Способ получения фтористых солей | 1914 |
|
SU1980A1 |
Авторы
Даты
1985-11-23—Публикация
1984-05-18—Подача