Изобретение относится к судостроению, а именно к выбору движительно-руле- вого комплекса одновинтового судна с малым отношением длины L к ширине В и большим коэффициентом общей полноты Св.
Увеличение полноты судна обусловлено стремлением повысить его рентабельность. Однако при увеличении полноты корпуса и уменьшении L/B может оказаться необеспеченной устойчивость прямолинейного движения. В ряде случаев (например при отработке управляемости одновинтовых судов 1596 пр. 16091, пр. 15480 и др.) для обеспечения удовлетворительной устойчивости проектанты были вынуждены уменьшить полноту обводов в кормовой оконечности. Ожидаемый уровень рентабельности при этом снизился на величину 0,5- 1,5%.
Одновинтовое судно пр. 15760, принятое в предлагаемом изобретении в качестве прототипа, имеет коэффициент общей полноты, равный 0,754, отношение длины к ши- рине судна составляет 5,6. Судно
оборудовано рулевым устройством, представляющим собой одноперьевой полуба- лансирный руль с кронштейном, расположенный за гребным винтом в диаметральной плоскости судна.
Судно с указанным рулевым устройством не обладает устойчивостью прямолинейного движения. При непереложенном руле оно входит в самопроизвольную циркуляцию правого или левого борта диаметром 6-7 длин корпуса. (Согласно правилам Морского Регистра СССР значение диаметра установившейся циркуляции для этого судна с непереложенным рулем должно быть не менее 11 длин корпуса). Для неустойчивого судна существенно возрастает вероятность аварии, особенно в условиях стесненной акватории порта, на мелководье и т.п., и снижаются экономические показатели (вследствие чрезмерной рыскливости даже на слабом волнении возрастает расход топлива). Для обеспечения удовлетворительной управляемости судна-прототипа требовалось уменьшить коэффициент общей полноты до 0,740 за счет уменьшения
Ё
00
о
4 Ю Ю
полноты кормовой оконечности. При этом носовая переборка машинного отделения смещалась на 8 - 10 м в сторону носовой оконечности, что существенно снижало объем грузовых трюмов.
Цель изобретения - обеспечение удовлетворительной управляемости судна при сохранении максимально возможной грузовместимости. Но сТа вленная цель достигает- ся , что на одновинтовое судно устанавливается двухперьевое рулевое устройство, которое выполнено в виде двух полубзлансирных рулей, перекладывающихся на 35° правого или левого борта одной или двумя рулевыми машинами. Перья рулевого устройства имеют симметричный профиль и установлены в кормовом подзоре судна за гребным винтом так, что расстояние между осью баллера каждого пера руля и диаметральной плоскостью судна составляет от 1 /4 до 1 /2 диаметра гребного винта, а расстояние между хвостовыми кромками профилей перьев рулей не больше расстояния между осями их баллеров. При этом верхние кромки перьев расположены не ниже, а нижние - не выше диска гребного вин- та.. .. .
Основные существенные признаки изобретения:
- руль с двумя полубалансирными перьями,
- оси баллеров перьев расположены в плоскости шпангоута на расстоянии от диаметральной плоскости судна, равном от 1/4 до 1/2 диаметра гребного винта, кормовее гребного винта,
- расстояние между хвостовыми кромками перьев не больше расстояния между осями баллеров,
- верхние кромки перьев руля располо- жены не ниже, а нижние - не выше концов лопастей гребного винта,
- перья руля перекладываются синхронно на оба борта судна.
На чертеже изображена кормовая оконечность одновинтового судна.
В кормовом подзоре судна в диаметральной плоскости размещен гребной винт 1, установленный на гребном валу. К корпусу судна кормовее гребного винта жестко
прикреплены два кронштейна 2 полубалансирных перьев руля, поворотная часть которых 3 установлена на этих кронштейнах с возможностью перекладки (поворота) вокруг вертикальной.оси баллера 4, Поворотная
часть перьев имеет хвостовую, верхнюю и нижнюю кромки 5, 6, 7 соответственно. Гребной винт имеет концы лопастей 8, располагающиеся на окружности 9.
Предлагаемое устройство позволяет повысить степень устойчивости прямолинейного движения судна без изменения формы обводов корпуса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ уменьшения остаточного момента на баллере руля | 1985 |
|
SU1382742A1 |
ОДНОВИНТОВОЕ СУДНО | 1993 |
|
RU2042572C1 |
АКТИВНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР КИЛЕВОЙ И БОРТОВОЙ КАЧКИ КОРАБЛЯ - ШТОРМОВОЙ АВАРИЙНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2384457C2 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА | 2017 |
|
RU2661271C2 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2014 |
|
RU2551638C1 |
Рулевое устройство судна | 1987 |
|
SU1565751A1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУДОВ ВНУТРЕННЕГОПЛАВАНИЯ | 1964 |
|
SU165388A1 |
Движительно-рулевое устройство судна | 1981 |
|
SU965903A1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2016 |
|
RU2629476C1 |
Кормовая оконечность стабилизированного для штормового плавания корабля | 2015 |
|
RU2607135C2 |
Сущность изобретения: одновинтовое судно снабжено двумя близкорасположенными полуподвесными балансирными рулями, размещенными в кормовом подзоре за гребным винтом с возможностью синхронной перекладки 1 ил.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я Одновинтовое судно, содержащее корпус, гребной винт и расположенный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом полуподвесной балансирный руль, включающий перо симметричного профиля, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью улучшения управляемости судна при увеличении полноты кормовой оконечности корпуса, оно снабжено дополнительным рулем, при этом оба упомянутых руля установлены
35
с возможностью синхронной перекладки, причем расстояние между осью баллера каждого руля и диаметральной плоскостью судна составляет 1/4 - 1/2 диаметра вин40 та, а расстояние между хвостовыми кромками профилей перьев рулей не больше расстояния между осями их баллеров, при этом верхние кромки перьев расположены не ниже, а нижние - не выше диска гребного
45 винта.
Справочник по теории корабля /Под ред | |||
Я.И | |||
Войткунского, т | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Справочник по судовым устройствам в двух томах, т | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Пожарный двухцилиндровый насос | 0 |
|
SU90A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-01-23—Публикация
1991-01-31—Подача