Вертикально взлетающие аппараты с турбореактивными двигателями - для изучения устойчивости и управляемости вертикально взлетающих самолетов - известны. Однако известные вертикально взлетающие аппараты имеют существенный недостаток, заключающийся в том, что на них трудно точно выдерживать высоту висения аппаратов в воздухе.
В описываемом вертикально взлетающем аппарате этот недостаток устранен. Сущность изобретения заключается в том, что, с целью регулирования тяги для точного выдерживания высоты висения аппарата в воздухе, на газовой трубе турбореактивного двигателя установлены поворотные, около осей, параллельных продольной оси двигателя, секторные пластины, вводимые по мере надобности в газовый поток. Таким образом, на описываемом аппарате тяга реактивного двигателя регулируется не только обычным изменением числа оборотов двигателя, но и дополнительным регулированием с помощью механизма в виде поворотных секторных пластин. Это дополнительное регулирование обеспечивает малую инерционность управления тягой и благодаря этому достигается более точное выдерживание высоты висения аппарата в воздухе.
На фигуре 1 изображен вертикально взлетающий аппарат - вид сбоку; на фиг. 2 и 3 - вид в плане и спереди; на фиг. 4 изображена конструкция механизма дополиительного управления тягой двигателя.
Описываемый вертикально взлетающий аппарат представляет собой металлическую конструкцию с вертикально расположенным турбореактивным двигателем. Аппарат состоит из следующих основных узлов п агрегатов: центроплана /, четырех консолей 2 с деревянными несущими поверхностями, силовой установки с турбореактивным двигателем 3 и топливными баками 4, шасси 5, струйных рулей 6, установленных на консолях 2, газовых рулей 7, установленных на срезе сопла двигателя 5,кабины 8 для экипажа, четырех приборных площадок .9 для размещения экспериментального оборудования и приборов, механизма 10 для дополнительного регулирования тяги двигателя 3, агрегата противопожарного оборудования 1J и других обычных агрегатов, необходимых для обеспечения полета летательного аппарата.
Шасси 5 состоит из четырех ног, расположенных по квадрату. На каждой ноге установлено металлическое самоориентирующееся колесо 12. В кабине 8 размещена приборная доска со стандартными приборами, стандартные ручка и педали для ручного и ножного управления аппаратом, загрузочные -пружинные механизмы, сектор газа и сидение летчика, регулируемое по высоте и длине кабины- Приборные площадки 9 рас№ 120735- 2 -. .
положены в нижней части центроплана / и на них размещены аппаратура для записи экспериментальных данных, блоки автопилота, аккумулятор, аппаратура для запуска двигателя 3. Турбореактивный двигатель 3 укреплен в четырех узлах на кольцевой балке 13 центроплана / и дополнительно укреплен четырьмя стержнями за верхний силовой фланец (на фиг. не показано). Деревянные несущие плоскости (на фигуре непоказаны) консолей 2 имитируют крылья и хвостовое оперение самолета. Они предназначены для передачи на аппарат возмущений от порывов ветра и набегающего потока. Угол крыльев может меняться на 5, 10 и 15°Струйные рули 6 представляют собою краны (на фиг. не показаны), открывающие выход сжатого воздуха в ту или иную сторону, создавая тем самым реактивную силу в заданном направлении. Газовые рули 7 представляют собою аэродинамические профили (на фиг. не показаны), поставленные в струе выхлопных газов турбореактивного двигателя.. На аппарате размещены балансировочные грузы (на фиг. не показаны), которыми регулируются центр тяжести и момент инерции аппарата.
Тяга двигателя 3 регулируется изменением числа оборотов, как обычно, и, кроме того, дополнительно четырьмя секторными пластинками 14, поворотными около осей 15, укрепленных параллельно продольной оси двигателя 3 на общем кольце 16. Кольцо 16 монтировано на газовой трубе двигателя 3. С помощью системы рычагов 17 и дополнительной ручки на секторе газа в кабине летчика (на фиг. не показано) пластц.ны 14 по мере надобности вводятся перпендикулярно в газовый поток двигателя 3. Это дополнительное управление регулировкой тяги двигателя обеспечивает плавное и мгновенное изменение его тяги, благодаря чему достигается более точное выдерживание высоты висения аппарата в воздухе.
Струйные 6 и газовые 7 рули выполняют функции руля высоты, руля направления и элеронов. Управление газовыми и струйными рулями обеспечивает независимость действия их, как рулей высоты и как элеронов.
Управление рулями струйными 6 и газовыми 7 состоит из трех независимых систем: ручного управления, ножного управления и управления от рулевых машинок автопилота- Ручное управление позволяет управлять одновременно струйными и газовыми рулями.
Управление аппаратом выполнено по нормальной стандартной схеме. Величины усилий на ручке и педалях не превышают пределы, предусмотренные нормами. В проводке управления газовыми рулями 7 смонтированы раздвижные тяги (на фиг. не показаны), корректирующие работу летчика от автопилота. Газовые рули 7 снабжены аэродинамической и весовой компенсацией, облегчающей управление рулями.
Предмет изобретения
Вертикально взлетающий аппарат с турбовинтовым двигателем - для изучения устойчивости и управляемости вертикально взлетающих самолетов, - отличающийся тем, что, с целью регулирования тяги для точного выдерживания высоты внсения аппарата в воздухе, на газовой трубе установлены поворотные около осей, параллельных продольной оси двигателя, секторные пластины, вводимые по мере надобности в газовый поток.
Комитет по делам изобретепий и открытийпри Совете Министрпв СССР
Редактор Л. Г. ГолаидскийГр. 240
Информационно-издательский отдел.Подп, к печ. 29.-59 г.
Объем 0,34 п. л. Зак. 3675Тираж 550 Цена 60 коп.
Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Петровка, 14.
Авторы
Даты
1959-01-01—Публикация
1958-02-17—Подача