Вертикально взлетающий аппарат Советский патент 1959 года по МПК B64C29/00 B64C15/00 

Описание патента на изобретение SU120735A1

Вертикально взлетающие аппараты с турбореактивными двигателями - для изучения устойчивости и управляемости вертикально взлетающих самолетов - известны. Однако известные вертикально взлетающие аппараты имеют существенный недостаток, заключающийся в том, что на них трудно точно выдерживать высоту висения аппаратов в воздухе.

В описываемом вертикально взлетающем аппарате этот недостаток устранен. Сущность изобретения заключается в том, что, с целью регулирования тяги для точного выдерживания высоты висения аппарата в воздухе, на газовой трубе турбореактивного двигателя установлены поворотные, около осей, параллельных продольной оси двигателя, секторные пластины, вводимые по мере надобности в газовый поток. Таким образом, на описываемом аппарате тяга реактивного двигателя регулируется не только обычным изменением числа оборотов двигателя, но и дополнительным регулированием с помощью механизма в виде поворотных секторных пластин. Это дополнительное регулирование обеспечивает малую инерционность управления тягой и благодаря этому достигается более точное выдерживание высоты висения аппарата в воздухе.

На фигуре 1 изображен вертикально взлетающий аппарат - вид сбоку; на фиг. 2 и 3 - вид в плане и спереди; на фиг. 4 изображена конструкция механизма дополиительного управления тягой двигателя.

Описываемый вертикально взлетающий аппарат представляет собой металлическую конструкцию с вертикально расположенным турбореактивным двигателем. Аппарат состоит из следующих основных узлов п агрегатов: центроплана /, четырех консолей 2 с деревянными несущими поверхностями, силовой установки с турбореактивным двигателем 3 и топливными баками 4, шасси 5, струйных рулей 6, установленных на консолях 2, газовых рулей 7, установленных на срезе сопла двигателя 5,кабины 8 для экипажа, четырех приборных площадок .9 для размещения экспериментального оборудования и приборов, механизма 10 для дополнительного регулирования тяги двигателя 3, агрегата противопожарного оборудования 1J и других обычных агрегатов, необходимых для обеспечения полета летательного аппарата.

Шасси 5 состоит из четырех ног, расположенных по квадрату. На каждой ноге установлено металлическое самоориентирующееся колесо 12. В кабине 8 размещена приборная доска со стандартными приборами, стандартные ручка и педали для ручного и ножного управления аппаратом, загрузочные -пружинные механизмы, сектор газа и сидение летчика, регулируемое по высоте и длине кабины- Приборные площадки 9 рас№ 120735- 2 -. .

положены в нижней части центроплана / и на них размещены аппаратура для записи экспериментальных данных, блоки автопилота, аккумулятор, аппаратура для запуска двигателя 3. Турбореактивный двигатель 3 укреплен в четырех узлах на кольцевой балке 13 центроплана / и дополнительно укреплен четырьмя стержнями за верхний силовой фланец (на фиг. не показано). Деревянные несущие плоскости (на фигуре непоказаны) консолей 2 имитируют крылья и хвостовое оперение самолета. Они предназначены для передачи на аппарат возмущений от порывов ветра и набегающего потока. Угол крыльев может меняться на 5, 10 и 15°Струйные рули 6 представляют собою краны (на фиг. не показаны), открывающие выход сжатого воздуха в ту или иную сторону, создавая тем самым реактивную силу в заданном направлении. Газовые рули 7 представляют собою аэродинамические профили (на фиг. не показаны), поставленные в струе выхлопных газов турбореактивного двигателя.. На аппарате размещены балансировочные грузы (на фиг. не показаны), которыми регулируются центр тяжести и момент инерции аппарата.

Тяга двигателя 3 регулируется изменением числа оборотов, как обычно, и, кроме того, дополнительно четырьмя секторными пластинками 14, поворотными около осей 15, укрепленных параллельно продольной оси двигателя 3 на общем кольце 16. Кольцо 16 монтировано на газовой трубе двигателя 3. С помощью системы рычагов 17 и дополнительной ручки на секторе газа в кабине летчика (на фиг. не показано) пластц.ны 14 по мере надобности вводятся перпендикулярно в газовый поток двигателя 3. Это дополнительное управление регулировкой тяги двигателя обеспечивает плавное и мгновенное изменение его тяги, благодаря чему достигается более точное выдерживание высоты висения аппарата в воздухе.

Струйные 6 и газовые 7 рули выполняют функции руля высоты, руля направления и элеронов. Управление газовыми и струйными рулями обеспечивает независимость действия их, как рулей высоты и как элеронов.

Управление рулями струйными 6 и газовыми 7 состоит из трех независимых систем: ручного управления, ножного управления и управления от рулевых машинок автопилота- Ручное управление позволяет управлять одновременно струйными и газовыми рулями.

Управление аппаратом выполнено по нормальной стандартной схеме. Величины усилий на ручке и педалях не превышают пределы, предусмотренные нормами. В проводке управления газовыми рулями 7 смонтированы раздвижные тяги (на фиг. не показаны), корректирующие работу летчика от автопилота. Газовые рули 7 снабжены аэродинамической и весовой компенсацией, облегчающей управление рулями.

Предмет изобретения

Вертикально взлетающий аппарат с турбовинтовым двигателем - для изучения устойчивости и управляемости вертикально взлетающих самолетов, - отличающийся тем, что, с целью регулирования тяги для точного выдерживания высоты внсения аппарата в воздухе, на газовой трубе установлены поворотные около осей, параллельных продольной оси двигателя, секторные пластины, вводимые по мере надобности в газовый поток.

Похожие патенты SU120735A1

название год авторы номер документа
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛОНЕНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ 2013
  • Горобец Александр Васильевич
  • Кобзев Виктор Анатольевич
RU2549588C2
Стенд для имитирования управляемости продольного и бокового движения самолета 1960
  • Калинин Ю.И.
  • Квашнин А.И.
  • Матвеев В.Н.
  • Молотков И.П.
  • Цейтлин С.И.
SU133355A1
САМОЛЁТ ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ 2001
  • Берестов Л.М.
  • Дворников В.Н.
  • Кондратов А.А.
  • Леут А.П.
  • Рудаев М.И.
  • Шведов В.Т.
RU2211785C1
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2020
  • Горобец Александр Васильевич
RU2755561C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "КАШАЛОТ" 2004
  • Тимофеев Игорь Михайлович
  • Тимофеев Илья Игоревич
RU2281228C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
Гидросамолет вертикального взлета и посадки с несущим винтом со сворачивающимися убираемыми лопастями 2021
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2781817C1
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ 1998
  • Киселев В.В.
RU2152335C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ПОВЫШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ЭКРАНОПЛАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА 2010
  • Новиков-Копп Иван
RU2539443C2

Иллюстрации к изобретению SU 120 735 A1

Реферат патента 1959 года Вертикально взлетающий аппарат

Формула изобретения SU 120 735 A1

Комитет по делам изобретепий и открытийпри Совете Министрпв СССР

Редактор Л. Г. ГолаидскийГр. 240

Информационно-издательский отдел.Подп, к печ. 29.-59 г.

Объем 0,34 п. л. Зак. 3675Тираж 550 Цена 60 коп.

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

SU 120 735 A1

Авторы

Денисов В.Ф.

Квашнин А.И.

Квятковский Ю.Н.

Лапшин Г.М.

Матвеев В.Н.

Мурашкевич Г.Е.

Рафаэлянц А.Н.

Даты

1959-01-01Публикация

1958-02-17Подача