Известные турбобуры обладают тем недостатком, что нри п;ромывке скважины турбобур вращается, нодвергаясь амортизации и изнашивая долото. Кроме того, проработка скважины должна вестись с малой нагрузкой и малым числом оборотов, но при работе с турбобуром это условие выполнить невозможно, что вызывает повышенный износ долота. Еще одним недостатком турбобуров является то, что прекращение промывки скважины при наращивании инструмента вызывает обратный ток жидкости 1и попадание щлама через долото в рабочие органы турбобура.
Предлагаемый турбобур не имеет этих недостатков благодаря наличию клапанного устройства, управляемого с поверхности бурильщиком, путем кОМбини рованного воздействия на него резким изменением скорости осевого перемещения или вращения с промывкой, а также муфгь для сцепления вала турбобура с корпусом.
На фиг. 1 показан вариант управляемого с поверхности клапаиного устройства в разрезе; на фиг. 2 - второй вариант клапанного З стройства в разрезе; на фиг. З муфта для сцепления вала с корпусом, в двух проекциях.
Клапанное устройство по первому варианту иополнения -имеет клапан / со щтоком 2, пружиной 3 и шайбой 4, которая удерживается упором 5.
При промывке жидкость проходит под тарелкой клапана в вал турбобура и выходит через долото. Если нужно направить поток жидкости в турбобур, прекращают промывку и, вращая ротором трубы, заставляют упор под действием центробежной силы занять вертикальное положение, при котором шайба освобождается, а вновь пущенным потоком жидкости Клапан садится на гнездо и перекрывает отверстие вала.
Клапанное устройство по второму варианту исполнения имеет алюминиевый обрезиненный щар 6, упорную втулку 7, внутри которой помещена подпружиненная снизу грузовая штанга 8. На упорной втулке
№ 120794- 2 -
смонтированы две собачки 9, удерживающие Втулку в верхнем лоложении Цри упоре их в грузовую штангу и освобождающие упорную втулку опускании щтанги по инерции во время резкого торможения инструмента.
При обратном токе жидкости ша|р поднимается до упора в верхнее гнездо и перекрывает путь жидкости.
Муфта для сцепления вала с корпусом имеет два храповых колеса: одно из металла и другое из резины, а также собачки с верхними гранями, выполненными в виде лопастей, при помощи которых собачки отжимаются от храпового колеса полным потоком жидкости, проходящим через турбины при закрытом отверстии вала.
П|ри открытии отверстий, имеющихся внутри вала, через турбины проходит незначительная часть жидкости, и собачки прижимаются к храповому колесу, обеспечивая сцепление корпуса с валом, а следовательно, бурильных труб с долотом. Такое положение позволяет вращать долото ротором с интенсивной .промывкой забоя скважины.
Предмет изобретения
1.Турбобур с лолым валом, перекрываемый клапаном, управляемым с поверхности бурильщиком, отличающийся тем, что, с целью значительного улучшения режима бурения скважины, клапанное устройство выполнено с двумя гнездами, причем посадке клапана на нижнее гнездо в полоМ валу турбобура пренятствует упор, состоящий из трубы с направлением и двух собачек, упирающихся в штангу.
2.Форма выполнения турбобура по п. 1, отличающаяся тем, что он снабжен гибкой муфтой сцепления из упругого материала, раздуваемого перепадом давления, с целью сцепления вала и корпуса турбобура.
3.Форма выполнения турбобура ПО пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что сцепление муфты осуществляется плавающими собачками, управляемыми потоком прокачиваемой жидкости и относительным направлением вращения сцепляемых деталей.
Фиг.2
cbua.t
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Клапанное устройство | 1957 |
|
SU110682A1 |
ПЕРЕВОДНИК СТОПОРНЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648369C1 |
Отклонитель для бурения наклонных скважин | 1960 |
|
SU135846A1 |
Устройство для дистанционного (на расстоянии) управления буровым станком | 1933 |
|
SU43850A1 |
ТУРБОБУР | 2000 |
|
RU2166604C1 |
Ясс для вращательного бурения | 1932 |
|
SU31388A1 |
Безопасная катушка для отворачивания труб | 1935 |
|
SU48078A1 |
ТУРБОБУР-РЕДУКТОР | 2002 |
|
RU2198994C1 |
Приспособление для автоматическою затаскивания квадратной штанги в шурф | 1939 |
|
SU62578A1 |
Способ бурения шахт при помощи пилот-скважины | 1945 |
|
SU68290A1 |
Авторы
Даты
1959-01-01—Публикация
1958-05-07—Подача