« 1
Изобретение относится к машиностроению и приборостроанито, а именно к модульным пружинным двигателям, рабочая характеристика которых может изменяться за счет перекомпоновки набора одинаковых модулей, и может быть использовано для привода в действие различных механизмов, приборов, машин и т.д.
Целью изобретения является упрощение изменения рабочей характеристики момент - количество оборотов путем перекомпоновки набора одинаковых модулей,
На фиг.1 представлен модуль пружинного двигателя, общий вид; на фиг.2 - то же, продольный разрез; на фиг.З - сечение А-А на фиг.1 (правая сборка пружины модуля); на фиг.4- то же (левая сборка пружины модуля)j на фиг.З - вид Б на фиг.З (метка при правой сборке пружины модуля); на фиг.6 - вид В на фиг.4 (метка при левой сборке пружины модуля); на фиг,7 схема компоновки модулей в пружинном двигателе с их последовательным со- единением; на фиг.8 - схема пружинного двигателя с последовательным соединением модулей; на фиг,9 - график рабочей характеристики располагаемый момент (Мрасп) - рабочее количество оборотов(Иро5) пружинного двигателя с последовательным соединением моду- .лей (фиг.З); на фиг,10 - схема пружинного двигателя с параллельным соединением модулей ; на фиг.11 - график рабочей характеристики пруткинно- го двигателя с параллельным соединением модулей (фиг.10); на фиг.12- схема пружинного двигатепя с комбинированным соединением модулей; на фиг.13 - график рабочей характеристики пружинного двигателя с комбинированным соединением модулей (фиг.12).
Модуль пружинного двигателя содержит барабан 1, установленньШ в нем с возможностью вращения полый валик 2, зафиксированный от осевого перемещения упорным кольцом 3, и заводную пружину 4, Ьоединенную наружным концом 5 посредством пластины 6 с барабаном 1, а внутренним концом 7 - с валиком 2, На средней части торца 8 барабана 1 выполнена зубчатая коронка 9, а на торце 10 барабана 1 на периферийной его части выполнена коронка 11 большего, чем ко- роцка 9, диаметра. На торце 12 в,апи083012
ка 2 выполнена зубчатая коронка 13, а с противоположной стороны торец 14 валика 2 имеет фланец 15, на котором выполнена коронка 16 большего, чем
5 коронка 13, диаметра. Диаметры коронок 9 и 11 барабана 1 больще диаметров соседних коронок 13 и 16 валика 2, а диаметр меньшей коронки 9 барабана 1 равен диаметру большей коронJO ки 16 валика 2. Торец 10 барабана выполнен в виде крьшгки 17, соединенной с барабаном 1, На наружном витке прз/ жины 4 вьтолнена метка 18, а в барабане 1 - два смотровьк окна 19,
JS расположенных против метки 18 при правой и левой установке пружины 4 модуля таким образом, что метка 18 просматривается в одном из окон 19-. Из набора модулей правой и левой
20 сборки можно легко образовать пружинный двигатель с параллельным, последовательным или любым комбинированным их соединением.
Для последовательного соединения
25 модулей (при необходимости увеличе,- ния числа рабочих оборотов и неизменном располагаемом моменте пружинного двигателя) зубчатую коронку 16 на фланце 15 валика 2 первого модуля
3Q соединяют (вводят в зацепление) с зубчатой коронкой 9 барабана 1 второго модуля, зубчатую коронку 16 на фланце 15 валика 2 второго модуля соединяют с зубчатой коронкой 16 барабана I третьего модуля и т.д.
Для параллельного соединения модулей при необходимости увеличения, располагаемого момента пружинного двигателя и неизменном числе рабочих оборотов зубчатую коронку 16 на фланце 15 валика 2 первого модуля соединяют с зубчатой коронкой 16 на фланце 15 валика 2 второго модуля, а периферийную зубчатую коронку 11 барабана 1 первого модуля соединяют с периферийной зубчатой коронкой 11 барабана 1 второго модуля. Зубчатую коронку 13 валика 2 второго модуля соединяют с зубчатойс коронкой 13 валика 2 третьего модуля, а зубчатую коронку 9 барабана 1 второго модуля соединяют с зубчатой коронкой 9 барабана 1 третьего модуля и т.д.
Для комбинированного соединения модулей при необходимости увеличения располагаемого момента и числа рабочих оборотов пружинного двигателя зубчатую коронку 16 валика 2 перво35
40
45
50
го модуля соединяют с зубчатой коронкой 9 барабана 1 второго модуля. Зубчатую коронку 16 валика 2 второго модуля соединяют с зубчатой коронкой 16 валика 2 третьего модуля, а периферийную зубчатую коронку 11 барабана 1 второго модуля соединяют с периферийной зубчатой коронкой 11 барабана 1 третьего модуля. Таким образом получают параллельное соединение одного мйдуля с двумя последовательно соединенными модулями. Аналогично можно получить более сложную комбинацию модулей.
Модули правильно собранного пружинного двигателя доллшы иметь метки одного направления подзавода, что легко определяется посредством окон 19 в барабане 1 модуля.
На фиг.7 приведена конструкция пружинного двигателя с тремя последовательно соединенными модулями. С зубчатой коронкой 16 валика 2 нижнего модуля соединено расходное зубчатое колесо 20 посредством вьтол- ненной на его торце коронки 21, а с зубчатой коронкой 9 барабана 1 верхнего модуля соединено заводное зубчатое колесо 22 посредством выполненной на его торце коронки 23. Зубчатое колесо 22 находится в зацеплении с зубчатым колесом 24, закрепленным на оси заводной рукоятки 25, Заводная рукоятка 25 снабжена храповым устройством 26 для предотвращения обратной раскрутки рукоятки 25 и заводного колеса при заводе.
Устройство, собранное по схеме, изображенной на фиг.7, работает следующим образом.
Завод осуществляется при неподвижных валике 2 нижнего модуля и расходном колесе 20 рукояткой 25, передаваясь через колесо 24 и зубчатое колесо 22, соединенное с барабаном 1
верхнего модуля посредством зубчатой коронки 23 зубчатого колеса 22 и зубчатой коронки 9 барабана 1, далее через заводную пружину 4 на валик 2 верхнего модуля, далее посредств-ом
зубчатых коронок 16 и 9 на барабан 1 среднего модуля, через его заводную пружину 4 на валик 2, с которого посредством зубчатых коронок 16 и 9 на барабан 1 нижнего модуля, через
его заводную пружину 4 на валик 2, с которого посредством зубчатой коронки 21 на расходное колесо 20. Рабочий ход осуществляется при вращении расходного колеса 20 вместе с валиком 2 нижнего модуля и неподвижном барабане 1 верхнего модуля, удерживаемом храповым устройством 26.
фиг, 2
А-А
Фиг.е
uz.7
-I U Jr r.
H 14
Фиг. 8
фиа.Ю
1пnpaS.
Фие. f1
Ж
п
R lyr ffipoc.
Фи9,12
Редактор А.Повхан
Составитель Л.Тугарев
Техред Т.Дубинчак Корректор. М.Демчик
Заказ 224/45 Тираж 448 . Подписное ВНИРШИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
In 2п ftfifff.
Фи 9.13
Гевондян Т.А, и Киселев Л.Т | |||
Детали механизмов точной механики | |||
М.: Оборонгиз, 1953, с | |||
Счетная линейка для вычисления объемов земляных работ | 1919 |
|
SU160A1 |
Ппюснин А,К., Ердаков В.И | |||
и Пин Л.Г | |||
Проектирование механических передач приборбв | |||
М.: Высшая школа, 1967, с | |||
Автоматический тормоз к граммофону | 1921 |
|
SU303A1 |
Авторы
Даты
1986-01-30—Публикация
1984-08-13—Подача