i1
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления трансмиссиями транспортных средств.
Цель изобретения - упрощение системы управления при сохранении требуемой точности и повьшение надежности ее в работе.
На показана гидравлическая схема системы управления; на фиг с 2 - клапан переключения фрикционных элементов в положении включенной понижающей ступени в коробке передач.
Система управления трансмиссией содержит источник t давления рабочей жидкости, датчик 2 нагрузки двигате- 11я и датчик 3 скорости транспортного средства, связанные гидролиниями с клапаном 4 переключения фрикционных элвЕ ентов 5 и 6.
Клапан 4 содержит корпус 7 с полостями 8-13, золотник 14 с шейками 15-1 и торцевые камеры 18 и 19 с поршня- ми 20 и 21, заглушенные крьппками 22 и 23, К переднему торцу корпуса 7 прикреплена с помош;ью крепежных элементов 24 перегородка 25, в которой подвижно установлен штифт 26, контактирующий с поршнем 20 и золотником 14, Торцевая камера 18 имеет проточку 27, сообщенную с гидробаком 28 через ре- Т лируемый дроссель 29. В поршне 20 выполнены проточка 30 и отверстие 31, сообщенные с проточкой 27 торцевой камеры 18о
Датчик 2 нагрузки двигателя каналом 32 сообщается с полостью 8 кор- jiyca 7 клапана 4, а через смежную полость 9, канал 33 и отверстие 34 - с полостью 35 перед поршнем 20,
Давление датчика 3 скорости каналом 36 подводится к полости 37 перед поршнем 21 через отверстие 38, выполненное в торцевой камере 19.
Источник 1 через смежные полости 1 и 11 корпуса 7 клапана 4 и канал 39 сообщается с гидроцилиндром фрикционной муфты 5 включения понижающей ступени j а через смежные полости 12 и 13 и канал 40 - с педроцилиндром фрикционной муфты 6 включения повьш1ающей ступени.
Корпус 7 н торцевые камеры 18 и 1 9 :)акреш1ены с помощью крепежных элементов 41 на разводной плите 42 имеющей соответственно те же полости для подвода рабочей жидкоети, что и корпус 7 и торцевые камеры 18 и 19
222
клапана 4, При этом на фланцах 43 и 44 торцевых камер 18 и 19 отверстия под крепежные элементы 41 выполнены в виде прорезей 45, обеспечивающих
осевое смещение камер 18 и 19 на необходимую при их установке величину относительно первоначально установленного на плите 42 корпуса 7 клапана 4. После прикрепления корпуса 7 к
плите 42 золотник 14 устанавливается в корпусе 7 таким образом, что отсечная кромка 46 шейки 17 золотника 14 смещена относительно торца корпуса 7 на величину 5/2, равную половине расчетного хода золотника 14.,
Используя прорези 45 во фланце 44,, торцевая камера 19 устанавливается таким образом, что поршень 21 примыкает к золотнику 14, и крепится к
плите 42 в выбранном положении с помощью крепежных элементов 41,
Используя прорези 45 во фланце 43, торцевая камера 18 устанавливается таким образом, что поршень 20 примыкает одним своим торцом к штифту 26, а другой его торец смещен относительно торцевой камеры на величину S,равную расчетному ходу золотника 14 клапана 4 о После выполнения указанного
условия торцевая камера 18 крепится на плите 42 с помощью крепежных элементов 41. Торцевые камеры 18 и 19 фиксируются в выбранных положениях с помош.ью клиновых стопоров 47, входящих в выполненные в плите 42 пазы 48 с плоской конической поверхностью 49. Этим гарантируется отсутствие осевых смещений торцевых камер при работе клапана в экстремальных условиях:
при максимальных нагрузках двигателя и.движении с максимальными скоростями.
Система управления работает сле- цуюшдм образом.
В исходном положении (фиг,1), соответствующем троганию с места, кла- пан 4 находится в положении включенной понижающей ступени (включена фрикционная муфта 5)j при котором золотник 14 находится в крайнем правом
положении за счет силового воздействия на него давления датчика 21 нагрузки двигателя, которое создается в системе источником 1 при работаю- aicM двигателе (не показан) и стоящем на месте транспортном средстве. Одновременно через полости 8 и 9 корпуса 7,, канал 33 и отверстие 34 давление датчика 2 подводится к полости 35 J
31
перемещая поршень 20 и штифт 26 вдо гонку за золотником 14 в крайнее правое положение. При этом источник 1 соединяется через полости 12 и 11 корпуса и канал 39 с гидроцилиндром фрикционной муфты 5, в результате чего происходит включение понижающей ступени в коробке передач, на которой и начинается разгон транспортного средства с места.
При увеличении скорости по мере разгона на золотник 14 клапана 4 с противоположной стороны начинает действовать давление датчика 3 ско- рости. При определенной скорости движения, в соответствии с заданной программой переключений передач, вьтол- няемой системой автоматического управления трансмиссией, усилия, действующие с двух сторон на золотник 14, сравняются по величине, Дадь- нейшее увеличение скорости приводит к изменению положения золотника 14, который начинает перемещаться влево.
22
При этом ьфимерио на середине хода золотника 14 резко уменьшается усилие на золотник со стороны датчика 2 за счет снижения его давления в по- лести 35 в результате ее сообщения с гид.робаком 28 через щелевой жиклер и дроссель 29 (щелевой жиклер образуется меж,ду передним торцом шейки 15 золотника 14 и левой кромкой полости 9
корпуса 7 клапана 4).
В соответствии с уменьшением силы сопротивления золотник 14 резко переходит из среднего в крайнее левое положение, фиксируя состояние включенной повьплающей ступени, поскольку давление источника 1 через полости 12 и 13 корпуса 7 и канал 40 подводится к гидрои;илиндру фрикционной муфты, 6. При этом полость гидроцилиндра муфты 5 через полость 10 корпуса 7 сообщается с гидробаком 28, Аналогичным образом происходит включение вниз (на понижающую ступень) в случае увеличения дорожного сопротивления и
уменьщения скорости движения.
3f 2923
Ui .
ф- iL
41
Риг.2
Редактор И.Николайчук
Составитель Ю.Уткин Техред Л.Олейник
1209/25Тираж 647Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССЁ
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
KoppekTop М.Самборская
Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1174293A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1986-03-23—Публикация
1984-12-10—Подача