Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты элктродвигателей с независимой вентиляцией, например на лифтах.
Цель изобретения - повышение надежности защиты электродвигателя с независимой вентиляцией.
На фиг.1 показана блок-схема устройства; на фиг.2 - принципиальная схема с использованием блока отключения вентилятора с временной задержкой; на фиг.З - то же, с использованием блока отключения вентилятора с позиционной задержкой.
Устройство содержит термодатчики 1 управления вентилятором и термодатчики 2 защиты двигателя, встроенные в обмотки электродвигателя, пороговый элемент 3, реле 4 управления двигателем вентилятора с дополнительными размыкающими контактами 4-1 и 4-2 и замыкающим контактом 4- 3, исполнительное реле 5 с замыкающим контактом 5-1, размыкающий контакт 6-1, реле 6 напряжения, блок 7 отключения двигателя вентилятора.
Пороговый элемент 3 (фиг.2 и 3) содержит сопротивления 8-14 и транзисторы 15-18. При использовании в качестве блока 7 отключения двигателя вентилятора блока с временной задержкой, он содержит конденсатор 19, сопротивления 20 и 21, однопере- ходной транзистор 22 и тиристор 23.
При использовании в качестве блока 7 отключения двигателя вентилятора блока с позиционной задержкой, он содержит коммутационный элемент 24, который замкнут при нахождении исполнительного органа в определенной зоне, например на лифтах, когда кабина находится в зоне основного посадочного этажа.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении, когда на устройство подается питание и температура обмоток электродвигателя ниже температуры срабатывания термодатчиков 1 и 2 (т. е. ниже той температуры, при которой изменение параметров термодатчика приводит к изменению состояния порогового элемента 3), на выходе порогового элемента 3 появляется напряжение, так как транзистор 15 закрыт, а транзисторы 16-18 открыты. Исполнительное реле 5 включается по цепи: выход порогового элемента 3 - размыкающий контакт 4-2 - контакт 6-1 реле 6 напряжения. Реле 6 напряжения включается с небольшой выдержкой после подачи питания в систему управления (достаточной для включения исполнительного реле 5) и остается включенным до снятия напряжения. Включение реле 5 дает сигнал, разрешающий включение приводного двигателя, при этом реле 5 самоблокируется через свой замыкающий контакт 5-1. При появлении напряжения на входе блока 7 отключения вентилятора, который связан с выходом порогового элемента 3, в случае использования в
качестве блока 7 блока с временной задержкой (фиг.2) тиристрр 23 и однопере- ходной транзистор 22 остаются запертыми, а конденсатор 19 начинает заряжаться через сопротивление 20. Реле 4 управления двигателем вентилятора не включается, при этом двигатель вентилятора будет включен, так как он включается через размыкающие контакты реле 4 (на фиг. не показаны). По истечении заданного времени, определяемого временем заряда конденсатора 19, напряжение на нем достигает величины, при которой переход эмиттер - база однопере- ходного транзистора 22 оказывается открытым. В этот момент включается однопере- ходной транзистор 22, что приводит к раз ряду конденсатора 19 через цепь эмиттер - база однопереходного транзистора 22 и сопротивление 21. Импульс, снимаемый с сопротивления 21, отпирает тиристор 23, что приводит к включению реле 4 управления
0 двигателем вентилятора. При этом отключается двигатель вентилятора (не показан), реле 5 через переключающий контакт 4-2 подключается к источнику питания и отключается от выхода порогового элемента 3.
5Исполнительное реле 5 выбрано таким
образом, что время его отключения превы- щает время переключения контактов 4-2, поэтому оно остается включенным. При включении реле 4 через контакты 4- отключаются термодатчики 2 (защиты двигателя) от входа порогового элемента 3. Далее двигатель может работать с отключенным вентилятором.
В случае использования в качестве блока 7 блока позиционной задержки, вклюc чение реле 4 будет зависеть от того, в каком положении находится исполнительный орган. Если исполнительный орган находится в зоне срабатывания определенного устройства, например на лифте в зоне основного посадочного этажа, то контакт 24
0 (фиг.З) этого устройства будет замкнут, и реле 4 включится в исходном положении. Если в исходном положении исполнительный орган находится вне зоны срабатывания контакта 24, реле 4 будет отключено до момента прихода исполнительного органа в эту
зону. После включения контакта 24 реле 4 управления двигателем вентилятора подключается к выходу порогового элемента 3 и самоблокируется через свои контакты 4-3. Если в процессе работы электродвигателя
0 температура обмоток возрастает и становится равной температуре срабатывания термодатчиков 1 управления вентилятором, их сопротивление резко возрастает, достигая величины, при которой транзистор 16 порогового элемента 3 закрывается, и открывается
5 транзистор 15. Транзисторы 17 и 18 также закрываются, поэтому напряжение на выходе порогового элемента 3 исчезает, реле 4 управления двигателем вентилятора теряет питание и своими размыкающими контактами включает электродвигатель вентилятора. Контактами 4-1 подключаются к входу порогового элемента 3 термодатчики 2. После этого к входу порогового элемента 3 будут подключены параллельно термодатчики I и 2, однако при срабатывании величина сопротивления термодатчиков 2 возрастает приблизительно в 15-30 раз по сравнению с сопротивлением термодатчиков 1, и поэтому термодатчики 1 не оказывают влияния на работу порогового элемента 3. Подключение термодатчиков 2 опять приводит к изменению состояния порогового элемента 3, и на его выходе снова появляется напряжение. В момент отключения реле 4 и кратковременного исчезновения напряжения на выходе порогового элемента 3 исполнительное реле 5 не отключается, так как его параметры выбраны таким образом, чтобы время его отключения заведомо превышало время, требуемое на переключение контактов 4-2 реле 4 управления двигателем вентилятора и изменение состояния порогового элемента 3. При отключенном реле 4 исполнительное реле подключено к выходу порогового элемента 3 через размыкающие контакты 4-2.
жение на входе блока 7 отключения вентилятора, соединенного с выходом порогового элемента 3, исчезает. После этого к входу порогового элемента 3 снова подключаются термодатчики 2 защиты двигателя, включается двигатель вентилятора, исполнительное реле 5 через переключающие контакты 4- 2 отключается от источника питания, и подключается к выходу порогового элемента. В случае применения- в качестве блока 7
10 блока с позиционной задержкой (фиг.З), реле 4 будет отключено до того момента-, пока исполнительный орган не окажется в зоне срабатывания. При этом замыкается контакт 24 и подключает реле 4 к выходу порогового элемента 3, которое отключает дви15 гатель вентилятора, самоблокируется через контакты 4-3 и через контакты 4-2 отключается от выхода порогового элемента 3 и подключается к источнику питания. Если при включенном вентиляторе тем20 пература обмоток электродвигателя не снизилась до температуры срабатывания термодатчиков 1, то после включения реле 4 и отключения термодатчиков 2 через контакты 4-1 от входа порогового элемента 3, реле 4 снова отключается, так как
Включение вентилятора может привести к 25 контакть 24 блока 7 отключения вентиля40
тому, что температура обмоток электродвигателя снизится и параметры термодатчиков 1 изменятся, поэтому, если не принять необходимых мер, вентилятор может попасть в так называемый «звонковый режим, т. е. начать включаться и отключаться с большой частотой. Чтобы этого избежать, в блок- схему устройства вводят блок 7 отключения вентилятора, который может быть выполнен с временной или позиционной задержкой.
После появления напряжения на выходе порогового элемента 3 блок 7 отключения двигателя вентилятора с временной задержкой (фиг.2) включат реле 4 управления двигателем вентилятора, которое своими размыкающими контактами 4-1 отключает термодатчики 2 защиты двигателя от входа порогового элемента 3. При этом, если температура двигателя ниже температуры, при которой срабатывают термодатчики 1, реле 4 включения двигателя вентилятора остается включенным, исполнительное реле 5 через 45 контакты 4-2 отключается от выхода порогового элемента 3 и подключается к источнику питанкяг, двигатель вентилятора отключается через размыкающие контакты реле 4 (не показаны).
Если при включенном вентиляторе температура обмоток электродвигателя не снижается до температуры срабатывания термодатчиков 1 управления двигателем вентилятора, то после включения реле 4 и отключения термодатчиков 2 защиты двигателя через контакты 4-1 от входа порогового элемента 3 реле 4 управления двигателем вентилятора снова отключается, так как напрятора включаются кратковременно. После этого снова отключается реле 4, а к входу порогового элемента 3 снова подкл1р ются термодатчики 2.
Если, несмотря на включенный вентиля- тор, температура-обмоток электродвигателя продолжает повышаться, то при предельно допустимой температуре срабатывают термодатчики 2 защиты двигателя, изменяя состояние порогового элемента 3, на выходе которого исчезает напряжение. Реле 5 отключения электродвигателя отключается, воздействуя на коммутационные элементы (не показаны), отключающие электродвигатель главного привода от источника питания. Повторное включение электродвигателя возможно после остывания обмоток электродвигателя до температуры срабатывания термодатчиков 2 защиты двигателя и снятия напряжения с устройства управления двигателем (не показано), что необходимо для отключения реле 6 напряжения.
Экономический эффект при использовании изобретения создается за счет уменьшения количества элементов при защите электродвигателя в независимой вентиляцией в сравнении с известными устройствами, одно из которых защищает приводной двигатель, а другое управляет двигателем вентилятора.
50
55
Формула изобретения
Устройство для тепловой защиты электродвигателя, содержащее источник питания, термодатчики, установленные в обмотках электродвигателя и подключенные к входу
жение на входе блока 7 отключения вентилятора, соединенного с выходом порогового элемента 3, исчезает. После этого к входу порогового элемента 3 снова подключаются термодатчики 2 защиты двигателя, включается двигатель вентилятора, исполнительное реле 5 через переключающие контакты 4- 2 отключается от источника питания, и подключается к выходу порогового элемента. В случае применения- в качестве блока 7
0 блока с позиционной задержкой (фиг.З), реле 4 будет отключено до того момента-, пока исполнительный орган не окажется в зоне срабатывания. При этом замыкается контакт 24 и подключает реле 4 к выходу порогового элемента 3, которое отключает дви5 гатель вентилятора, самоблокируется через контакты 4-3 и через контакты 4-2 отключается от выхода порогового элемента 3 и подключается к источнику питания. Если при включенном вентиляторе тем0 пература обмоток электродвигателя не снизилась до температуры срабатывания термодатчиков 1, то после включения реле 4 и отключения термодатчиков 2 через контакты 4-1 от входа порогового элемента 3, реле 4 снова отключается, так как
5 контакть 24 блока 7 отключения вентиля
тора включаются кратковременно. После этого снова отключается реле 4, а к входу порогового элемента 3 снова подкл1р ются термодатчики 2.
Если, несмотря на включенный вентиля- тор, температура-обмоток электродвигателя продолжает повышаться, то при предельно допустимой температуре срабатывают термодатчики 2 защиты двигателя, изменяя состояние порогового элемента 3, на выходе которого исчезает напряжение. Реле 5 отключения электродвигателя отключается, воздействуя на коммутационные элементы (не показаны), отключающие электродвигатель главного привода от источника питания. Повторное включение электродвигателя возможно после остывания обмоток электродвигателя до температуры срабатывания термодатчиков 2 защиты двигателя и снятия напряжения с устройства управления двигателем (не показано), что необходимо для отключения реле 6 напряжения.
Экономический эффект при использовании изобретения создается за счет уменьшения количества элементов при защите электродвигателя в независимой вентиляцией в сравнении с известными устройствами, одно из которых защищает приводной двигатель, а другое управляет двигателем вентилятора.
Формула изобретения
Устройство для тепловой защиты электродвигателя, содержащее источник питания, термодатчики, установленные в обмотках электродвигателя и подключенные к входу
порогового элемента, и исполнительное реле, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности защиты электродвигателя с независимой вентиляцией, оно снабжено блоком отключения двигателя вентилятора с реле управления двигателем вентилятора на выходе, вход которого подключен к выходу порогового элемента, причем термодатчики защиты двигателя подключены к входу порогового элемента через размыкающий контакт реле управления двигателем вентилятора, а термодатчики управления вентилятором - непосредственно к входу порогового элемента, исполнительное реле через параллельно включенные собственный замыкающий контакт и размыкающий контакт введенного реле напряжения подключено к общей точке переключающего контакта реле управления двигателем вентилятора, размыкающий контакт которого соединен с выходом порогового элемента, а замыкающий контакт - с источником питания.
Составитель О. Муратов
Редактор Н. ЯцолаТехред И. ВересКорректор В. Синицкая
Заказ 2233/55Тираж 612Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для температурной защиты электродвигателя | 1977 |
|
SU675518A1 |
Устройство для защиты электродвигателей лифта | 1983 |
|
SU1157000A1 |
Устройство аварийной остановки кабины лифта при тепловой перегрузке приводного электродвигателя | 1982 |
|
SU1074795A2 |
Устройство для тепловой защиты электродвигателя | 1980 |
|
SU966809A1 |
Устройство аварийной остановки кабины лифта при тепловой перегрузке приводного электродвигателя | 1981 |
|
SU998278A1 |
Устройство для защиты электропотребителя | 1980 |
|
SU974490A1 |
Устройство для температурной защиты электроустановки | 1979 |
|
SU974488A1 |
Устройство для температурной защиты электроустановки | 1979 |
|
SU879697A1 |
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА НА АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯХ | 1998 |
|
RU2139626C1 |
Устройство для температурной защиты электродвигателя | 1981 |
|
SU970543A1 |
Изобретение относится к защите электродвигателя с независимой вентиляцией от повышения температуры. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства. Цель достигается введением блока отключения двигателя вентилятора (БОДВ) 7 с реле управления двигателем (РУД) 4 на выходе. Термодатчики 1 управления вентилятором и термодатчики 2 защиты двигателя при повышении температуры обмоток двигателя выдают сигнал, срабатывает пороговый элемент 3 и БОДВ 7 включает РУД 4, который посредством своих замыкающих и размыкающих контактов управляет включением и отключением вентилятора электродвигателя. 3 ил. kn N3 Ю СО оо оо Фиг. /
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 0 |
|
SU357644A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛ ЕКТРОДВИ ГАТЕЛ ЕЙ | 1972 |
|
SU433586A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1986-05-07—Публикация
1984-09-06—Подача