11
Изобретение относится к испытателной технике, а именно к способам оценки прочности сцепления покрытий с основами.
Целью изобретения является повьше ние- точности оценки прочности сцепления покрытия с основой.
Способ осуществляют следующим обрзом.
В основе -выполняют два ряда отверстий таким образом, что площади отвестий рядов попарно равны, а разность между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра в каждом ряду последовательно возрастает.Размещают в отверстиях основы з.аподлицо с ее поверхностью штифты и наносят на основу и торцы штифтов вдоль, одного ряда отверстий эталонное покрытие, а вдоль .второго ряда - испытуемое покрытие. Прикладьшают отрывающу нагрузку к штифтам с эталонным покрытием, начиная от отверстия с меньшей разностью между абсолютньми значения ми его площади и периметра, до тех пор, пока не произойдет срез покрытия. При этом отрывающую нагрузку прикладьгоают к штифтам с одинаковой скоростью ее изменения. При появлении среза эталонного покрытия его испытания прекращают и фиксируют разность между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра Отрывающую нагрузку к штифтам с испытуемым покрытием начинают приклады
вать с отверстия с такой же площадью, что и у отверстия, в котором произошел срез эталонного покрытия. При наличии среза испытуемого покрытия отг рьшающую нагрузку прикладьшают к соседнему штифту с меньшей разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра. В случае появления среза испытуемого покрытия
40
Пример. Б подложке выполняют два ряда ПО 5 отверстий диаметром от 8 до 12 мм, исходя из,, предварительных исследований покрытия, нанесенного плазменным напылением толщиной о 0,5 мм, прочностью на разрыв бЗ 2,0 кгс/мм и прочностью на срез t 10,0 кгс/мм , при условии
,
где г - радиус отверстия.
При диаметре отверстия 10 мм уси- вновь прикладывают отрьгоающую нагруз- 45 лие среза покрытия равно усилию от- ку к следующему штифту и так - до ис- рьша штифта по покрытия,т.е. равночезновения среза испытуемого покрыт тия. При отсутствии среза испытуемого покрытия у отверстия с такой же раз- , ностью между абсолютными значениями его площади и периметра, что и у отверстия, в котором произошел срез эталонного покрытия, отрьшающую наг-г рузку Прикладьшают к соседнему штифту с большей разностью между абсолютными значениями площади отверстия и б го периметра. В случае отсутствия среза испытуемого покрытия вновь при
5
0
5
0
5
0
кладывают отрьшаюшую нагрузку к следующему штифту и так - до появления среза испытуемого покрытия. Использование двух рядов отверстий с постепенно изменяющейся разностью абсолютных значений площади отверстия и его периметра позволяет установить связь между адгезионным и когезионным разрушением эталонного и испытуемого покрытий и тем самым повысить точность измерения прочности сцепления испытуемого покрытия с основой при отрьюе и прочности при его срезе.
Прочность сцепления испытуемого покрытия с основой оценивают по отношению диаметров отверстий, в которых произошел срез испытуемого и эталонного покрытий. Появление среза испыту(2мого покрытия у отверстия с меньшей по сравнению с эталонным покрытием разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра свидетельствует об уменьшении прочности (толщины) покрытия, а появление среза испытуемого покрытия у отверстия с большей по сравнению с эталонным покрытием разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра свидетельствует об уменьшении прочности сцепления и испытуемого покрытия с основой.
Пример. Б подложке выполняют два ряда ПО 5 отверстий диаметром от 8 до 12 мм, исходя из,, предварительных исследований покрытия, нанесенного плазменным напылением толщиной о 0,5 мм, прочностью на разрыв бЗ 2,0 кгс/мм и прочностью на срез t 10,0 кгс/мм , при условии
,
возможно как адгезионное, так и коге- зионное разрушение покрытия.
Для штифтов диаметров меньше 10 мм
50 у эталонного покрытия наблюдают адге- зионньй отрьш их от покрытия, для штифта диаметром 10 мм появляются признаки когезионного разрушения покрытия, для штифта диаметром 11 мм про55 исходит срез эталонного покрытия.
Отрыв штифта с испытуемым покрытием начинают с диаметра 10 мм, на котором у эталонного покрытия обнаруживают признаки среза. На испытуемом покрытии для этого диаметра срез не происходит, поэтому производят отрыв штифтов с большим диаметром и обнаруживают срез испытуемого покрытия на штифте диаметром 12 мм.
Результаты испытаний позволили уменьшить на 20% толщину наносимого испытуемого покрытия и тем самым сэкономить материал покрытия.
Формула изобретения
Способ оценки прочности сцепления покрытия с основой, заключающийся в
том, что в основе выполняют отверстия, площадью, что и у отверстия, в
размещают в них заподлицо с поверхностью основы штифты, наносят на основу и торцы штифтов покрытия,прикла- дьшают к штифтам отрьшающую йагрузку 20 до разрушения сцепления и по величине отрьгоающей нагрузки оценивают . прочность сцепления покрытия с основой, отличающийся тем, что, с целью повьшзения точности оцен-5 ки, отверстия в основе располагают в два ряда таким образом, что площаСоставитель В.Свиридов Редактор В.Иванова Техред В.Кадар . Корректор М.Демчик
Заказ 2760/43 Тираж 778Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
.Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4.
ди отверстии рядов попарно равны, а разность между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра в каждом ряду последовательно возрастает, наносят на основу вдоль одного ряда эталонное покрытие, вдоль вто- , рого ряда - испытуемое покрытие, отрывающую нагрузку прикладьгоают к эталонному покрытию, начиная от отверстия с меньшей разностью между абсолютными значениями его площади и периметра, до тех пор, пока не произойдет срез покрытия, отрьюающз.то нагрузку к испытуемому покрытию прикладывают, начиная с отверстия с такой же
площадью, что и у отверстия, в
котором произошел срез эталонного покрытия, и при наличии или отсутствии среза продолжают отрыв покрытия в отверстиях соответственно с меньшей или большей разностью нежду абсолютными значениями площади и периметра, а о прочности сцепления испытуемого покрытия с основой судят по отношению диаметров отверстий, в которых произошел срез испытуемого и эталонного покрытия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения прочности сцепления покрытия с основным материалом | 1983 |
|
SU1120222A1 |
Способ определения прочности сцепления покрытия с основным материалом | 1984 |
|
SU1226189A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВОЙ | 2013 |
|
RU2528575C1 |
Образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве | 1984 |
|
SU1233011A1 |
Образец для определения прочности сцепления покрытия с подложкой | 1990 |
|
SU1809370A1 |
Способ определения прочности сцепления покрытия с основой | 1988 |
|
SU1504578A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ПОДЛОЖКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2419084C2 |
Способ определения прочности сцепления покрытия с подложкой | 1985 |
|
SU1257473A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ПОДЛОЖКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2294531C1 |
Способ определения прочности сцепления покрытия с подложкой | 1983 |
|
SU1208497A1 |
Способ определения прочности сцепления металлизационного слоя с металлическим основанием | 1952 |
|
SU97588A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ определения адгезионной прочности покрытия к основе | 1978 |
|
SU696354A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1986-05-23—Публикация
1984-12-07—Подача