Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя от перегрева и может быть использовано в частности для защиты электродвигателей пассажирских лифтов.
-Цель изобретения - повьшение точности и надежности защиты.
На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - тепловая модель электродвигателя, реализующая дифференциальное уравнение; на фиг. 3 - вариант выполнения устройства.
Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки содержит датчик 1 тока электродвигателя 2, квадратичный преобразователь 3j, апериодическое звено 4, задатчик 5 константы, первый компаратор 6, задатчик 7 максимально допустимой температуры, эле- мент И 8, датчик 9 окончания цикла, усилитель 10, исполнительное реле 11, выключатель 12, ключ 13, второй компаратор 14.-
Устройство работает следующим об- разом.
С датчика 1 тока трехфазного асинхронного электродвигателя 2 напряжение пропорциональное току электродвигат е- ля 2, подается на вход квадратичного преобразователя 3, с выхода которого сигнал, пропорциональный квадрату тока электродвигателя
В
(a+DlH
const.
I.. - номинальный ток электродви- п
гателя, поступает на первый вход апериодического звена 4, а на второй суммирующий вход последнего с выхода за- датчика 5 константы подается сигнал, пропорциональный
1
1000 р.
А (а +
а (1+ g )
Г)Т7
а
А коэффициент потерь; номинальная мощность двигателя;
КПД двигателя при номинальной нагрузке;
теплоотдача, т.е. количество тепла, выделяемое двигателем в окружающую среду в
единицу времени при разнос.о,, ти температур в 1 С.
На выходе апериодического звена ормируется сигнал, пропорциональ5
0
s
30
5
0
5
ный фактической температуре двигателя , который подается на лервый вход компаратора 6, на второй вход которого поступает с выхода задатчи- ка 7 максимально допустимой температуры электродвигателя сигнал, пропорциональный заданной максимально допустимой температуре макс электродвигателя. При превьшении фактической температурой С заданнойГ компаратор 6 срабатывает и с его выхода поступает сигнал на первый вход элемента И 8. По окончании цикла (в нашем случае - при достижении лифтом очередного этажа) с выхода датчика 9 окончания цикла на второй вход элемента И 8 поступает сигнал, элемент И В срабатывает и на его выходе появляется сигнал, который усиливается усилителем 10. С выхода усилителя 10 сигнал подается на исполнительное реле 11, которое .своими контактами воздействует на управляющие цепи выключателя 12, и последний отключает двигатель 2 от сети. Кроме того, контактом исполнительное реле 11 подает управляющий сигнал на ключ 13, последний срабатывает и выполняет следующие переключения: первым выходом изменяет параметры RC-цепочки апериодического звена (тепловая модель электродвигателя в режиме остановка), а вторым уменьшает величину максимально допустимой температуры электродвигателя так, чтобы при повторном включении его после остывания и неизменной нагрузке, при которой произошло первое от1 лючение, лифт поднялся (опустился) до следукщего этажа без перегрева электродвигателя 2.
Для построения простейших тепловых защит электродвигателей используют модели, описывающие электродвигатели как однородное в отношении нагрева тело
Qdr
где Q
Cdr + Adt,
(1)
- общее количество тепла, сообщаемого телу;
С - теплоемкость тела, т.е. количество тепла, необходимое для повьш1ения температуры двигателя на
А - теплоотдача, т.е. количество тепла, выделяемое двигателем в ркружаюи1ую среду в единицу времени при разности температур в
с - превьппеиие температурой двигателя (обмотки) температуры окружающей среды. Из основного уравнения (1) нагреэлектрической машины получим j
d
-dT- S .
(2)
где Т
и c..j
решением которого является .:L t r 6y (1 - ).e ,
где ч; - значение начального ния температуры обмгателя. В этих уравнениях
Q 1000 дР, Дж/с,
где ЛР Р, -Р ;
Р - мощность, подводимая телю:
Р - мощность на валу двигателя.
- -.
а-И
е Р - номинальная мощность двигателя;
а - коэффициент потерь; JQ 2ц - КПД двигателя при номинальной нагрузке; I - ток в обмотках двигателя;
I. - номинальный ток двигателя, н
р.
а+1
(V) Га+(тД)1-1000; (6)з5
н L Ц J
. Q 1000 Р, 1 у-д-1000 р..
А (а+1)
В . а
а + 1
а+1
Коэффициент потерь а можно определить аналитически по двум значениям КПД и мощности
РИ
Р
l-gn
I
1- H
n. k k
+ иц иц (a + 1) 1 + и„ (I ) (а+х2)Г
l-uJ
откуда
ДР - дРи х Ри-4Р
(10)
j
to
15
20
JQ
з5
40
. Ориентировочно (для номинальной нагрузки) можно принять следующие значения коэффициента потерь; для двигателей постоянного тока независимого возбуящения 1-1,5; для двигателей последовательного возбуждения 0,5-0,9; для асинхронных двигателей общепромышленного типа 0,5-1,0; для асинхронных , двигателей кранового типа 0,4-1,0; для синхронных двигателей 1 -2.
На фиг. 2 представлена тепловая модель электродвигателя (апериодическое звено 4), реали зующая дифференциальное управление (2), где R.C .Xj- постоянная нагрева электродвигателя (в режиме работы электродвигателя) ;
()C Т - постоянная охлаждения электродвигателя (в режиме останова);
До срабатывания ключа 13 постоянная времени апериодического звена
Т, R,C..
После срабатывания ключа 13 (двигатель останавливается), контакт ключа 13 размыкается и постоянная времени апериодического звена увеличивается
Ч f Передаточная функция апериодического звена по первому входу
ij (-0 « 3 1 П 1)
R,Cp +1 /
по второму входу
4S
SO
W,(P)
RI /R4
R,Cp +1
(12)
ЛЯ
T P+1
Аналогично при охлаждении двигате- R , -t-R2
JiL.
W,(P)
W,(P)
R.
(R,+Rj)Cp + 1 1
-; (13)
R + R,
()Cp +1 T P+1
(14)
При эксплуатации электродвигателей лифтов возникают ситуации, когда .дотягивание лифта до очередного эта- :жа может привести к недопустимому пе- регреву электродвигателя, например
при обрыве одной фазы или при движении лифта с неотпущенными тормозными колодками. В этих случаях отключение двигателя должно производиться (Зез ожидания сигнала с датчика цикла.
Для реализации .защиты электродвигателя в указанной ситуации в предлагаемое устройство дополнительно включается (фиг. 3) второй компаратор 14 с фиксированной задержкой (для отстройки от нормальных пусковых режимов) причем вход второго компаратора 14 соединен с вторым выходбм датчика 1 тока, а выход второго компаратора 14 соединен с вторым входом усилителя 10.
Работа этого канала защиты происходит следующим образом. При токе электродвигателя, равном пусковому, с заданной выдержкой времени на выходе второго компаратора 14 появляется сигнал, который поступает на второй вход усилителя 10, далее срабатывает исполнительное реле 11, выключатель 12 и двигатель 2 отключается от сети. Выдержка времени в компараторе 14 устанавливается больше длительности нормальных пусковых режимов, чтобы исключить ложные срабатывания защиты,
Преимущество предлагаемого устройства по сравнению с известным заключается в повьпиении точности защиты.
Формула изобретения
1. Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки, содержащее последовательно соединенные датчик
о s
0 5 о
5
тока электродвигателя, квадрати14ный преобразователь, апериодическое зве- но, первый компаратор и последовательно соединенные усилитель, исполнительное реле и выключатель, о т- личающееся тем, что, с целью повышения точности защиты, в него дополнительно введены задатчик константы, задатчик максимально допустимой температуры электродвигателя, ключ, элемент И и датчик окончания цикла работы, причем второй вновь введенный регулирующий вход апериодического звена, выполненного с перестраиваемой постоянной времени, соединен с выходом задатчика константы, а третий вновь введенный управляющий вход апериодического звена - с первым выходом ключа, второй выход ключа соединен с входом задатчика максимально допустимой температуры электродвигателя, выход которого соединен с вторым входом первого компаратора, выход последнего соединен с первым входом элемента И, второй вход которого соединен с выходом датчика окончания цикла, выход элемента И соединен с входом усилителя, а второй выход исполнительного реле - с входом ключа.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности защиты электродвигателя, в него дополнительно введен второй компаратор с задержкой, вход которого соединен с вторым выходом датчика тока, а выход - с вторым входом усилителя.
у
кблонуб
Апериоди емое звено Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки | 1985 |
|
SU1275631A1 |
Цифровая система для программного управления двигателем | 1986 |
|
SU1320793A1 |
Электропривод постоянного тока с управляемой механической передачей | 1990 |
|
SU1823122A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И ПРИВОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 2003 |
|
RU2263383C1 |
Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от перегрузки | 1985 |
|
SU1310943A1 |
Устройство для защиты электрического двигателя от перегрузки и сверхтоков | 1987 |
|
SU1398016A1 |
Устройство для управления ромбическим манипулятором | 1983 |
|
SU1315933A1 |
Устройство для токовой защиты асинхронного электродвигателя | 1988 |
|
SU1661898A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2050686C1 |
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2008 |
|
RU2401502C2 |
Изобретение относится к электротехнике - защите электродвигателя от перегрузки - и может быть использовано для электродвигателей пассажирских лифтов. Цель изобретения - повышение точности защиты. Устройство содержит датчик 1 тока электродвигателя с квадратичньи преобразователем 3 и задатчик константы 5, которые через апериодическое звено (A3) 4 присоединены к первому компаратору (К) 6. Эа- датчик максимально допустимой температуры 7 присоединен к К 6 и ключу 13. Датчик окончания цикла (ДОЦ) 9 и выход К 6 через элемент И 8, усилители (У) 10 присоединены к исполнительному реле 11, воздействующему на отключение электродвигателя. Введение второго компаратора 14, включенного между датчиком 1 и У 10 в режимах дотягивания лифта до очередного этажа, при обрыве одной фазы или при движении лифта с неотпущенными тормозными колодками, без ожидания сигнала с ДОЦ 9, дает сигнал на отключение двигателя с фиксированной задержкой только для отстройки от номинальных пусковых токов. 1 з .п. ф-лы. 3 ил. а с к о: о: к 4 к
Редактор О. Бугир
Составитель О. Муратов
Техред М.Ходанич Корректор А. Ференц
Заказ 2779/55Тираж 612Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35,Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Патент ФРГ ff | |||
ГИЛЬЗА КРИСТАЛЛИЗАТОРА ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЬЯ КРУГЛЫХ ЗАГОТОВОК | 2010 |
|
RU2431540C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Планшайба для точной расточки лекал и выработок | 1922 |
|
SU1976A1 |
Устройство для защиты двигателя от перегрузки | 1976 |
|
SU660142A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1986-05-23—Публикация
1984-07-18—Подача