Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в учебном процессе и в процессе проведения инженерно-психологических исследований Целью изобретения является повышение точности устройства.
На фиг, 1 представлена структурная схема устройства; на фиг. 2 - схема блока моделирования изучаемого объекта; на фиг. 3 - схема блока анализа информации; на фиг. 4 - схема блока фиксации места ошибки.
Устройство содержит (фиг. 1) блок 1 моделирования изучаемого объекта, вычислитель 2, индикатор 3, блок 4 ручного управления, генератор 5 шума имитатор 6 сигналов воздействия, блок 7 сравнения, блок 8 задания эталонных сигналов переходных функций, блок 9 памяти, блок 10 отображения информации, блок t1 регистрации, блок 12 анализа информации и блок 13 фиксации места ошибки.
Блок 1 (фиг. 2) содержит группу элементов 14 задержки, умножитель 15 интегратор 16 и сумматор 17.
Блок 12 (фиг. 3) содержит элемент ИЛИ 18, элемент И 19, КС-триггер 20, элемент 21 сравнения, эленент НЕ 22. элемент 2И-2И-ИЛИ 23, элемент НЕ 24, элементы 2И-НЕ 25 и 26.
Блок 13 (фиг. 4) содержит буферный регистр 27 и дешифратор 28 .
Обучающее устройство также содержит блок 29 управления.
Устройство работает следукнцим образом.
Для совершенствования и контроля характеристик эвристической деятельности обучаемого, работающего в недетерминированных человеко-машинных системах, в блок 9 введена соответствующая программа деятельности, состоящая из двух подпрограмм. Перва из них предназначена для генерации сигналов, задающих начальные условия в состоянии динамики изучаемого объекта, другая же вносит изменения в начальные условия состояния динамики изучаемого объекта.
Сигналы, генерируемые програмным блоком 9, с его выхода поступают на первьй вход имитатора 6 сигналов, где они дешифрируются и преобразуются из дискретного вида в аналоговый. Кроме того, преобразованный сигнал модулируется сигналом, поступающим
5
на второй вход имитатора 6 с выхода генератора 5, имитируклцим воздействующие факторы среды.
Промодулированный сигнал с выхода имитатора 6 воздействия поступает на первый вход сумматора 17 блока 1, на второй вход которого подается сигнал с выхода блока 4. Результирующий сигнал с выхода сумматора 17 поступает через элементы 14 задержки, умножитель 15 и интегратор 16 на первый вход вычислителя 2 и второй вход индикатора 3, где сигналы реакции изучаемого объекта предъявляются оператору путем визуализации и сигнализации.
Оператор в соответствии с информацией, предъявленной на индикаторе 3, воздействует на органы блока 4, кото- рый вырабатывает сигналы управляющих воздействий, поступающие на второй вход сумматора 17 блока 1 и на первый вход вычислителя 2.
Сигналы, поступившие с выходов блока 1 и блока 4 на входы вычислителя 2, в нем перемножаются : и усредняются по времени. Результирующий сигнал h(t) , представляющий собою
0Ь(Г)--V(t)X(t-t),
где hit) - импульсная переходная
функция, усредненная по времени и характеризующая текущее состояние 5 . управляющих действий
оператора; y{t)- сигнал блока 4 ручного
управления;
Xd-ft- стимульная информация, (выносимая на индикато
ре 3;
Г - временные задержки, с выхода вычислителя 2 подается на первый вход блока 7 сравнения, на 5 второй вход которого с выхода блока 8 подводится сигнал, характеризукнций эталонное состояние управляющих действий оператора и предетавлякмций собою
h,(r) Y,(nx(t-T:),
где V,,(t}- сигналы реакции эталонного оператора. В блоке 7 поступившие сигналы 55 сравниваются по величине.
Результирующий сигнал с выхода блока 7 подается на первые входы блока 10 отображения информации контроля
и олока 11 регистрации. Кроме того, величина результирующего сигнала, вырабатываемого блоком 7, характеризует соответствие (несоответствие) текущего состояния управлякщих действий обучаемого требуемому состоянию.
Для совершенствования и контроля характеристик деятельности обучаемого работающего в детерминированных УСЛОВИЯХ, а также в соответствии с требования1 ш инструкции, в блок 9 введена соответствующая программа де- ятельности обучаемого. Кроме того, детерминированная деятельность обучаемого формализуется посредством ис- пользования теории графов. Число вершин на ветви соответствует числу уп- равлякмцих действий обучаемого при решении поставленной задачи.
Сигналы вершин графа деятельности обучаемого генерируются блоком 9 по командным сигналам. Период импульсов генератора входящего в блок 9, выбирается в 10 раз меньшим по сравнению с отрезком времени, необходи1«лм для сов1ерщения управляющего действия обучаемым в процессе: решения проблемной ситуации или задачи. Каждой вершине графа деятельности обучаемого присваивается позиционный двоичный код, котх рый вьфабатывается двоичным счетчиком, входящим в блок 9. В блоке 9 хранится правильное решение какой-либо имитируемой проблемной ситуации или задачи в виде соответствую1цего графа деятельности обучаемого как эталон. Кроме того, указанные сигналы подаются на первый вход индикатора 3, где они предъявляются оператору путем визуализации и сигнализации.
Обучаемый, восприняв стимульную информацию, вынесенную на индикатор 3, воздействует на органы блока 4, кодовые сигналы с которого подаются на один из входов блока 12.
При нажатии кнопки Старт триггер 20 устанавливается в единичное .состояние и разрешает работу тактово- 1го генератора и двоичного счетчика . блока 9. При этом на выходе элемента 26 блока 12 формируется сигнал единичного уровня для перевода блока 4 и регистра 27 блока 13 в кулевое состояние. На выходе элемента ИШ1 18 блока 12 формируется сигнал нулевого уровня,блокирующий формирование управляющих сигналов, вырабатываеьых элементом И 19 для функционирования
o
5
5
блока 13, а также блокирует сигналом нулевого уровня формирование управ- . ляющих сигналов, вырабатываемых элементом 2И-2И-ИПИ 23, поступающих па триггер 20 до момента пока оператор не совершит управляющее действие, т.е. до тех пор, пока не поступят кодовые сигналы с выхода блока 4.
После отжатия кнопки Старт начинается рабочий цикл функционирования всего устройства.
Если оператор за требуемый промежуток времени выполнил управляющее действие, то элементом 21 блока 12 производится сравнение кодовых сигналов, поступающих на его входы с выходов блока 4 и блока 9. На выходе элемента ИЛИ 18 формируется сигнал единичного уровня, которьй разрешает формирование элементами И 19 и 2И-2И-ИЛИ 23 управляющих сигналов соответственно для блока 13 и триггера 20. При совпадении кодовых сигналов, поступающих на входы элемента 21 сравнения, на его выходе формируется сигнал единичного уровня, который затем подается на элементы И 19 и НЕ 22. Элемент НЕ 22 инвертирует поступивший сигнал, и на его выходе формируется сигнал нулевого уровня, которьй блокирует выработку управляющего сигнала элементом 2И-2И-ИЛИ 23 для триггера 20. В соответствии с поступившим сигналом с выхода элемента 21 сравнения на вход элемента 19 на выходе последнего формируется сигнал единичного уровня, поступакндий на вход блока 13 и разрешакяций эапись в буферный регистр 27 информации из блока 9, которая затем через дешифратор 28 передается на входы блока 11 для документирования и блока 10 для индикации о соответствии совершенного действия оператора программному . . действию.
При несовпадении коДовьж сигналов на входах элемента 21 сравнения на его выходе вырабатывается сигнал нулевого уровня, блокирующий формирова- ние сигналов элементом И 19 и поступающий через элемент НЕ ,22 на вход триггера 20, при этом последний устанавливается в нулевое состояние. Сигнал нулевого уровня с выхода триггера 20 подается на вход блока 9, запрещая его работу, и на третий вход блока 10 для индикации ошибочного действия ооучаемого. При этом предхыдущее правильное действие обучаемого, индицированное на предшествующем этапе контроля, обусловливает место i
ошибки, совершенной обучаемым на пос- ледующем шаге контроля, так как на экране блока 10 нет индикации текущей вершины графа деятельности обучаемого.
В процессе правильных действий в последнем такте перед сменой вершины графа деятельности обучаемого в блоке 9 вырабатывается сигнал блокировки единичного уровня, поступаю«вд1й на элементы 2й-2И-ИЛИ 23 и 2И-НЕ 25 блока 12. При правильном предыдущем срвершениом действии оператора на второй вход элемента 2И-НЕ 25 с выхода элемента И 19 подаётся сигнал единичного уровня, что, в свою очередь, обусловливает на выходе элемента 2И-НЕ 26 сигнал единичного уровня и установку регистра 27 блока 13 и блока 4 в нулевое состояние, свидетельствуя, тем о возможности про- должения работы устройства по задан - ной программе.
При отсутствии совершенного управляющего действия обучаемым на заданном временном интервале перед сменой вершина графа деятельности оператора на выходе элемента И 19 и формируется сигнал нулевого уровня, который блокирует элемент 2И-НЁ 25.
В этот момент на выходе элементов НЕ 24 и 2И-2И-ИЛИ 23 присутствует сигнал единичного уровня.
Сигнал единичного уровня на выходе элемента 2И-2И-ИЛИ 23 устанавли- вает триггер 20 в нулевое состояние.
Сигнал нулевого уровня триггера 20 поступает на вход блока 4 и запрещает его работу. Этот же сигнал поступает на вход блока 10 для индикации ошибочного действия обучаемого
После вьшолнения обучаемым поставленной задачи т.е. после сравнения последней вершины графа деятельности обучаемого, регистр 27 блока 13 находится в нулевом состоянии, а блок 9 формирует сигнал блокировки единичного уровня, поступающий на элементы 2И-2И-Ш1И 23 и 2И-НЕ 25 блока 12. При этом на выходе элемента И 19 вырабатывается сигнал нулевого уровня, бло кйрующий элемент 2И-НЕ 25, а иа выходе элемента НЕ 24 формируется сигнал единичного уровня, что приводит к
выработке элементом 2И-2И-ШШ 23 сигнала единичного уровня, который устанавливает триггер 20 в нулевое состояние .
Сигнал нулевого уровня с выхода триггера 20 поступает на вход блока 9 и запрещает его работу, этот же сигнал поступает на вход блока 10 для визуализации окончания решения обучаемым поставленной задачи.
Ф ормула изобретения
1.Обучающее устройство, содержащее блок анализа информации, блок моделирования изучаемого объекта, выход которого подключен к первьо4 входам вычислителя и индикатора, а пер- иьй вход - к первому выходу блока ручного управления, соединенному с вторьм входом вычислителя, выход которого подключен к первому входу блока сравнения, второй вход которого подключен к выходу блока задания эталонных сигналов, выход - к яервю входам блока отображения информации
и блока регистрации а второй вход блока моделирования изучаемого объекта соединен с выходОн шв1татора сигналов воздействия, вход которого соединен с генератором юума, а второй вход - с первым выходом блока памяти, отличающееся тем, что, с целью пов1явения точности устройства, в него введен блок фиксации места опмбки, выход которого подключен к вторым входам блока отображения информации и блока регистрации, первый и второй входы - к соответствующим выходам блока анализа информации, третий выход которого соединен с третьим входом блока отображения информации и с входом блока памяти, второй и третий выходы которого подключены соответственно к первому и второму входам блока анализа информации, третий вход которого/подключен к второму выходу блока ручного управления, вход которого соедннен с первым выходом блока анализа информации, при этом второй выход блока памяти подключен к второму входу индикатора и к третьему входу блока фиксации места ошибки.
2,Устройство по п. 1, о т л и - чающееся тем, что блок анализа информации содержит элемент сравнения, первый элемент НЕ, последовательно соединенные элемент ИЛИ, элемент И, второй элемент НЕ, элемент 2И-2И-ИЛИ и триггер, последовательно соединенные первый и второй элементы 2И-НЕ, при этом второй вход триггера и второй вход второго элемента 2И-НЕ подключены к кнопке Старт, выход элемента ИЛИ соединен с вторым входом элемента 2И-2И-И11И, третий вход которого подключен к выходу первого элемента НЕ, вход кото- рого подключен к выходу элемента сравнения, соединенному с вторым вхоWL/e. Si
дом элемента И, а выход первого элемента НЕ подключен к третьему входу элемента 2И-2И-ИЛИ, четвертый вход которого и второй вход первого элемента 2И-НЕ являются первьи входом ;блока, первый вход элемента сравне- |ния - вторым входом блока, вход элемента ИЛИ и второй вход элемента сравнения - третьим входом блока, выход второго элемента 2И-НЕ - первым выходом блока, выход элемента И - вторым выходом блока, а выход триггера - третьим выходом блока.
фиъ.
иеЛ
Редактор Л. Веселовская
Составитель Т. Панина
Техред В .Кадар Корректор А. Ференц
Заказ 2982/49Тираж 436Подписное
ВНИИЛИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Л,//
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения операторов | 1985 |
|
SU1320831A1 |
Устройство для обучения | 1984 |
|
SU1262558A1 |
Адаптивный комплекс для обучения операторов систем управления | 1982 |
|
SU1003131A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ | 1991 |
|
RU2011230C1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1244700A1 |
Тренажер оператора | 1984 |
|
SU1174960A2 |
Адаптивный тренажер оператора | 1982 |
|
SU1029215A2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ПАССИВНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ | 1989 |
|
SU1841104A1 |
Устройство для оценки сенсомоторной деятельности оператора | 1991 |
|
SU1783569A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ПАССИВНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ | 1989 |
|
SU1841103A1 |
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в учебном процессе и в процессе проведения инженерно-психологических исследований. В изобретении рассматривается обучающее устройство, содержащее блок моделирования изучаемого объекта, вычислитель, имитатор сигналов воздействия, индикатор, блок ручного управления, генератор шума, блок сравнения, блок задания эталонных сигналов, блок фиксации места ошибки, блок памяти, блок анализа информации, блок отображения и блок регистрации и имеющее более широкие дидактические возможности за счет автоматической локализации места ошибки, допускаемой обучаемым в процессе решения профессиональной задачи. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л to оо 4 со ч1
Устройство для автоматического контроля операторской деятельности | 1977 |
|
SU612278A2 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-05-30—Публикация
1984-04-11—Подача